СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Занимательная математика"направлен на расширение и углубление математических представлений у учащихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Занимательная математика"»

Курс «Занимательная математика» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся 2 классов, развитие их личности и раскрытие творческого потенциала посредством проектной деятельности.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесно связана с построением содержания школьного курса математики. Объём основной учебной нагрузки не позволяет учителю уделять внимание материалу, направленному на саморазвитие творческого потенциала учащихся, создавать полноценные условия для их самореализации в процессе продуктивной деятельности. Данный учебный курс направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.

Содержание курса «Занимательная математика» опирается программу основного курса математики, а также в значительной степени дополняет его. Он рассчитан на учащихся 2 классов вне зависимости от программы обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 34 часа за год.

Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности в области математики, как залога готовности к продолжению образования в дальнейшем.

Посредством проектной деятельности реализуются следующие задачи:

  • формировать умение решать и составлять творческие задачи;

  • содействовать формированию ключевых компетентностей;

  • стимулировать формирование позитивной самооценки, самоуважения.





Рекомендуемые формы и методы работы

Основным видом деятельности по освоению данного курса является проектная. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащимся самим следует выбрать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.

  2. Выбор подтем (областей знаний).

  3. Сбор информации.

  4. Выбор проектов.

  5. Работа над проектами.

  6. Презентация проектов.

Учитель организует выбор темы учениками. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.). При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до логического завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.





Основные виды учебной деятельности

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.

  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов в окружающем.

  • Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.

  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.

  • Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.

  • Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.

  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.

  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

  • Сбор, обобщение и предоставление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов.

  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 КЛАСС (34 часа)

В мире чисел

Римская нумерация. Использование букв латинского алфавита в математике.

Восстановление чисел

Задачи на восстановление цифр и чисел в примерах на устное сложение и вычитание, умножение и деление. Головоломки с цифрами. Числовые ребусы. Магические квадраты. Загадки с использованием чисел.

Приёмы счёта

Расшифровка слов с использованием математических выражений. Счёт удобным способом. Цепочки примеров. Числовые лабиринты.

Выражения с использованием чисел и букв

Сравнение выражений без предварительных подсчётов. Составление выражений по задаче (решение в общем виде).

Логические задачи

Логические цепочки. Классификация. Сравнение и обобщение. Родовое и видовое отличие. Сюжетные логические задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки.

Задачи с геометрическим содержанием

Точка. Прямая и кривая линия. Периметр и площадь составных фигур. Виды углов. Радиус и диаметр окружности. Площадь фигур, содержащих пустоты. Прямоугольный параллелепипед. Задания со спичками. Сеть линий. Путь. Пересечение линий.

Комбинаторика

Комбинация предметов. Перестановки. Понятие графа. Таблицы. Использование графа и таблиц для решения простейших комбинаторных задач. Дерево возможностей.

Алгоритм. Виды алгоритмов. Ветвления. Вопросы-кванторы.

Прямые и обратные операции.

Примерное календарно-тематическое планирование

курса «Проектируем свою математику»


2 класс

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата



1

Логические цепочки

Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных. Старт проекта «Классная игротека». Д/з: изготовление карточек с логическими цепочками для классной игротеки.



2

Классификация предметов

Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию. Составление собственных заданий на классификацию. Д/з: изготовление карточек с заданиями на классификацию для классной игротеки.



3

Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии

Знакомство с понятиями «точка», прямая» и «кривая линии». Создание геометрических рисунков с их использованием. Д/з: выполнение рисунков зданий (по выбору учащихся) на конкурс «Юный архитектор».



4

Магические квадраты

Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов. Д/з: изготовление карточек с магическими квадратами для классной игротеки.



5

Задачи в стихах

Решение задач, сформулированных в стихотворной форме. Д/з: изготовление карточек (мультимедийных презентаций) с задачами в стихах.



6

Ребусы с предлогами

Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки.



7

Ребусы с числами

Разгадывание ребусов, содержащих числа. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки.



8

Кто лишний?

Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры. Д/з: составление карточек с заданиями на поиск лишнего числа или фигуры.



9

Задания со спичками

Выполнение заданий со спичками. «Спичечный турнир». Д\з: поиск в литературе и зарисовка заданий со спичками ввиде карточек для игротеки.



10

Шифровальщики

Расшифровка слов с использованием математических выражений. Д/з: составление собственных заданий подобного вида.



11

Зоркий глаз

Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений. Д/з: изготовление карточек для игротеки.



12

Задачи о сказочных героях

Решение и составление задач с участием сказочных героев. Д/з: создание страниц для классного «Сказочного задачника» (коллективный проект).



13

Примеры с окошками

Решение и составление примеров с окошками. Д/з: изготовление карточек для игротеки.



14

Какое число я задумал?

Решение и составление математических загадок о задуманном числе. Д/з: подбор заданий подобного вида для классного блиц-турнира.



15

Родовое и видовое отличие

Решение и составление заданий на родовое и видовое отличие. Д/з: создание карточек для классной игротеки.



16

Задачи комбинаторного типа

Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.



17

Задачи-шутки

Решение и составление задач-шуток. Д\з: подбор заданий для «Турнира смекалистых»



18

Счёт удобным способом

Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.



19

Нестандартные задачи

Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков. Д\з: изготовление страниц для классной «Копилки нестандартных задач».



20

Занимательная геометрия: сети линий, путь

Решение и составление задач на сети линий, путь.



21

Буквы латинского алфавита Римская нумерация

Знакомство с буквами латинского алфавита и римской нумерацией. Решение и составление примеров с использованием римской нумерации. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.



22

Прямые и обратные операции

Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.



23

Числовые лабиринты

Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов. Д/з: изготовление заданий для классной игротеки.



24

Прямоугольный параллелепипед

Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Построение развёртки прямоугольного параллелепипеда и склеивание объёмной фигуры. Д/з: коллективный проект «Город будущего» (или любой аналогичный по выбору учащихся).



25

Алгоритм. Ветвления. Вопросы-кванторы.

Знакомство с понятием «алгоритм», «ветвление», «вопрос-квантор». Виды алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический). Чтение и составление алгоритмов. Д/з: составление иллюстрированного алгоритма (тема – по выбору учащегося).



26

Площадь составной фигуры

Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей. Д/з: проектирование дома и участка для сказочного героя (по выбору учащегося).



27

Цепочки примеров

Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.



28

Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника.

Знакомство с видами углов, понятием «сторона многоугольника», «вершина многоугольника». Д/з: изготовление рисунков с использованием геометрических фигур для классного «Вернисажа».



29

Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения.

Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения. Д/з: изготовление страниц для классного задачника.



30

Окружность. Радиус. Диаметр.

Составление узоров из окружностей. Д/з: изготовление «картин» для классного «Вернисажа».



31

Площадь сложных фигур.

Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки. Д\з: создание карточек для классной игротеки.



32

Задания на развитие восприятия

Решение и составление заданий на развитие восприятия (внимания, памяти). Д/з: подбор заданий для классного турнира.



33

Дерево возможностей

Решение и составление задач с использованием дерева возможностей. Д/з: изготовление страниц для классного задачника «Волшебное дерево».



34

Интеллектуальный аукцион

Защита и выбор самых удачных заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки.