Курс «Занимательная математика» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся 2 классов, развитие их личности и раскрытие творческого потенциала посредством проектной деятельности.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесно связана с построением содержания школьного курса математики. Объём основной учебной нагрузки не позволяет учителю уделять внимание материалу, направленному на саморазвитие творческого потенциала учащихся, создавать полноценные условия для их самореализации в процессе продуктивной деятельности. Данный учебный курс направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.
Содержание курса «Занимательная математика» опирается программу основного курса математики, а также в значительной степени дополняет его. Он рассчитан на учащихся 2 классов вне зависимости от программы обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 34 часа за год.
Основным видом деятельности по освоению данного курса является проектная. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащимся самим следует выбрать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.
Учитель организует выбор темы учениками. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.). При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до логического завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.
Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов в окружающем.
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и предоставление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Римская нумерация. Использование букв латинского алфавита в математике.
Задачи на восстановление цифр и чисел в примерах на устное сложение и вычитание, умножение и деление. Головоломки с цифрами. Числовые ребусы. Магические квадраты. Загадки с использованием чисел.
Расшифровка слов с использованием математических выражений. Счёт удобным способом. Цепочки примеров. Числовые лабиринты.
Сравнение выражений без предварительных подсчётов. Составление выражений по задаче (решение в общем виде).
Логические цепочки. Классификация. Сравнение и обобщение. Родовое и видовое отличие. Сюжетные логические задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Точка. Прямая и кривая линия. Периметр и площадь составных фигур. Виды углов. Радиус и диаметр окружности. Площадь фигур, содержащих пустоты. Прямоугольный параллелепипед. Задания со спичками. Сеть линий. Путь. Пересечение линий.
Комбинация предметов. Перестановки. Понятие графа. Таблицы. Использование графа и таблиц для решения простейших комбинаторных задач. Дерево возможностей.
Алгоритм. Виды алгоритмов. Ветвления. Вопросы-кванторы.
Прямые и обратные операции.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата |
| |
1 | Логические цепочки | Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных. Старт проекта «Классная игротека». Д/з: изготовление карточек с логическими цепочками для классной игротеки. | | |
2 | Классификация предметов | Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию. Составление собственных заданий на классификацию. Д/з: изготовление карточек с заданиями на классификацию для классной игротеки. | | |
3 | Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии | Знакомство с понятиями «точка», прямая» и «кривая линии». Создание геометрических рисунков с их использованием. Д/з: выполнение рисунков зданий (по выбору учащихся) на конкурс «Юный архитектор». | | |
4 | Магические квадраты | Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов. Д/з: изготовление карточек с магическими квадратами для классной игротеки. | | |
5 | Задачи в стихах | Решение задач, сформулированных в стихотворной форме. Д/з: изготовление карточек (мультимедийных презентаций) с задачами в стихах. | | |
6 | Ребусы с предлогами | Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки. | | |
7 | Ребусы с числами | Разгадывание ребусов, содержащих числа. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки. | | |
8 | Кто лишний? | Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры. Д/з: составление карточек с заданиями на поиск лишнего числа или фигуры. | | |
9 | Задания со спичками | Выполнение заданий со спичками. «Спичечный турнир». Д\з: поиск в литературе и зарисовка заданий со спичками ввиде карточек для игротеки. | | |
10 | Шифровальщики | Расшифровка слов с использованием математических выражений. Д/з: составление собственных заданий подобного вида. | | |
11 | Зоркий глаз | Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений. Д/з: изготовление карточек для игротеки. | | |
12 | Задачи о сказочных героях | Решение и составление задач с участием сказочных героев. Д/з: создание страниц для классного «Сказочного задачника» (коллективный проект). | | |
13 | Примеры с окошками | Решение и составление примеров с окошками. Д/з: изготовление карточек для игротеки. | | |
14 | Какое число я задумал? | Решение и составление математических загадок о задуманном числе. Д/з: подбор заданий подобного вида для классного блиц-турнира. | | |
15 | Родовое и видовое отличие | Решение и составление заданий на родовое и видовое отличие. Д/з: создание карточек для классной игротеки. | | |
16 | Задачи комбинаторного типа | Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. | | |
17 | Задачи-шутки | Решение и составление задач-шуток. Д\з: подбор заданий для «Турнира смекалистых» | | |
18 | Счёт удобным способом | Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. | | |
19 | Нестандартные задачи | Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков. Д\з: изготовление страниц для классной «Копилки нестандартных задач». | | |
20 | Занимательная геометрия: сети линий, путь | Решение и составление задач на сети линий, путь. | | |
21 | Буквы латинского алфавита Римская нумерация | Знакомство с буквами латинского алфавита и римской нумерацией. Решение и составление примеров с использованием римской нумерации. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. | | |
22 | Прямые и обратные операции | Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. | | |
23 | Числовые лабиринты | Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов. Д/з: изготовление заданий для классной игротеки. | | |
24 | Прямоугольный параллелепипед | Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Построение развёртки прямоугольного параллелепипеда и склеивание объёмной фигуры. Д/з: коллективный проект «Город будущего» (или любой аналогичный по выбору учащихся). | | |
25 | Алгоритм. Ветвления. Вопросы-кванторы. | Знакомство с понятием «алгоритм», «ветвление», «вопрос-квантор». Виды алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический). Чтение и составление алгоритмов. Д/з: составление иллюстрированного алгоритма (тема – по выбору учащегося). | | |
26 | Площадь составной фигуры | Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей. Д/з: проектирование дома и участка для сказочного героя (по выбору учащегося). | | |
27 | Цепочки примеров | Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. | | |
28 | Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника. | Знакомство с видами углов, понятием «сторона многоугольника», «вершина многоугольника». Д/з: изготовление рисунков с использованием геометрических фигур для классного «Вернисажа». | | |
29 | Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения. | Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения. Д/з: изготовление страниц для классного задачника. | | |
30 | Окружность. Радиус. Диаметр. | Составление узоров из окружностей. Д/з: изготовление «картин» для классного «Вернисажа». | | |
31 | Площадь сложных фигур. | Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки. Д\з: создание карточек для классной игротеки. | | |
32 | Задания на развитие восприятия | Решение и составление заданий на развитие восприятия (внимания, памяти). Д/з: подбор заданий для классного турнира. | | |
33 | Дерево возможностей | Решение и составление задач с использованием дерева возможностей. Д/з: изготовление страниц для классного задачника «Волшебное дерево». | | |
34 | Интеллектуальный аукцион | Защита и выбор самых удачных заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки. | | |