Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вешковская основная школа
имени Героя Советского Союза Григория Николаевича Фокина»
Угранского района Смоленской области.
«Принято» Педагогическим Советом Протокол №__ от « 30 »августа 2017г. | «Утверждено» Приказ №____ От « 31 »августа 2017г. Директор школы _____________Зеленкова Т.Ю. |
Рабочая программа
факультатива по математике
«Занимательная математика»
для 5 класса
Разработана
Павловой Р.Г.
учителем математики.
Д.Вешки
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках обще интеллектуального направления развития личности на основе закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Занимательная математика» предназначена обучающимся 5 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
- создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Содержание программы.
Приемы быстрого счета (9 ч.). Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение многозначных чисел на 11; 15; 150. Умножение многозначных чисел на 25; 125; 22, 33, 44 и т.д.. Умножение и деление на 5,50,500. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Занимательные математические задачи (8 ч.).
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание и переливание. Задачи, решаемые уравниванием. На движение. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика (10 ч.)
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Математика в жизни (5 ч.)
Математика в профессии моих родителей. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
Узнай свои способности (2ч.)
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.
| Устный счёт. |
2. | Проверка наблюдательности. |
3. | Игровая деятельность. |
4. | Решение занимательных задач, геометрических задач на разрезание и |
| складывания фигур. |
5. | Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, |
| викторин. |
6. | Защита проектов, презентаций. |
7. | Составление математических ребусов, кроссвордов. |
8. | Показ математических фокусов. |
9. | Участие в вечере занимательной математики. |
Календарно тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
Раздел 1. Приёмы быстрого счёта (9 ч.) |
1 | | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 |
2 | | Умножение многозначных чисел на 11; 15; 150. | 1 |
3 | | Умножение многозначных чисел на 25; 125; 22, 33, 44 и т.д.. | 1 |
4 | | Умножение и деление на 5,50,500. | 1 |
5 | | Промежуточное приведение к «круглым» числам. | 1 |
6 | | Использование изменения порядка счета. | 1 |
7 | | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. | 1 |
8 | | Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». | 1 |
9 | | Умножение двухзначных чисел, близких к 100. | 1 |
Раздел 2. Занимательные математические задачи (8 ч) |
10 | | Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки | 1 |
11 | | Задачи на определение возраста. | 1 |
12 | | Задачи, решаемые с конца. | 1 |
13 | | Задачи на взвешивание и переливание | 1 |
14 | | Задачи, решаемые уравниванием. | 1 |
15 | | Задачи на движение. | 1 |
16 | | Логика и рассуждения. Логические задачи | 1 |
17 | | Решение олимпиадных задач. | 1 |
Раздел 3. Геометрическая мозаика (10ч) |
18 | | Простейшие геометрические фигуры. | 1 |
19 | | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 |
20 | | Вырезание из бумаги. | 1 |
21 | | Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 1 |
22 | | Конструирование фигур из треугольников. | 1 |
23 | | Геометрические головоломки. | 1 |
24 | | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 |
25 | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 |
2 | | Топологические опыты. | 1 |
27 | | Турнир по геометрии. | 1 |
Раздел4. Математика в жизни (5 ч) |
28 | | Математика в профессии моих родителей | 1 |
29 | | Учёт расходов семьи на питание | 1 |
30 | | Кулинарные рецепты | 1 |
31 | | Таблица игр по футболу | 1 |
32 | | Подсчёт вариантов | 1 |
Раздел 5. Узнай свои способности (2 ч) |
33 | | Изучаем самих себя. Тесты: Какова ваша память; Коэффициент вашей памяти; | 1 |
34 | | Тесты: как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания. | 1 |
Литература.
- Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математик.» Волгоград, 2003.
- Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008.
- Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб. пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.
- Калугин М.А. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011
- Нагибин Ф.Ф., Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988.
- Ткачёва М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1993.
- Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Москва, 2003
- Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009
- «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009