СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс по русскому языку "Учимся писать изложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель факультативного курса– способствовать сохранению знаний, умений и навыков учащихся по развитию речи, вооружить учащихся новыми знаниями по написанию сжатого изложения, что является условием их успешной учебной, научной и общественной деятельности. Особое внимание следует уделять самостоятельно творческо-поисковой деятельности (подготовка докладов, рефератов, создание проекта). В связи с этим необходимо научить правильно  пользоваться авторитетными справочниками и словарями, прошедшими проверку в практике редактирования.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс по русскому языку "Учимся писать изложение"»

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор

Протокол №1

__________________________

___________О.В.Балдакова

от « » 2016 г.

« » 2016 г.

Приказ от . .2016г. № ____


Рабочая программа


Наименование учебного предмета курс «Учимся писать изложение»

Класс 7

Уровень образования ООО

Учитель Новик Надежда Григорьевна

Срок реализации программы, учебный год 2016 – 2017

Количество часов по учебному плану

всего 34 часа в год, 1 час в неделю


Рабочую программу составил (а) _____________ _____________________________________ Квалификационная категория первая

подпись расшифровка подписи


пос. Вычегодский, 2016 год





I.Пояснительная записка

Изложение является традиционным видом работы по развитию связной речи учащихся.

Связная речь занимает особое место в курсе русского языка: это не автономно существующий раздел курса, а как бы второе направление обучения языку со своим специфическим предметом обучения, со своей понятийной основой, со своими речевыми и коммуникативными умениями. В процессе работы по развитию связной речи решается собственно коммуникативная задача курса русского языка - учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые способствуют активизации их речевой деятельности, как устной, так и письменной.

Изложение как вид работы по развитию связной речи представляют собой речемыслительный процесс: восприятие первичного текста и его воспроизведение

Изложение как вид письменного упражнения в развитии связной речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста используется для обучения логике и композиции создаваемого текста по образцу; для обогащения словаря; для обучения типам речи - повествованию, описанию и рассуждению; стилям речи - художественному, публицистическому, научному; для обучения жанрам речи - басне, рассказу и др.; для использования в создаваемом по образцу тексте изучаемых языковых средств.

Нужно особо отметить, что по новой версии ГИА, первая часть - это сжатое изложение. А ведь этот вид работы с текстом обусловлен практическими умениями, которые формируются у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Да и вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном, будь то радиопередача, журнальная статья или книга. Одним словом, в наш информационный век умение воспринимать или обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни

Данный факультативный курс предназначен для учащихся 7 класса

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для усвоения и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.


Цель факультативного курса– способствовать сохранению знаний, умений и навыков учащихся по развитию речи, вооружить учащихся новыми знаниями по написанию сжатого изложения, что является условием их успешной учебной, научной и общественной деятельности. Особое внимание следует уделять самостоятельно творческо-поисковой деятельности (подготовка докладов, рефератов, создание проекта). В связи с этим необходимо научить правильно пользоваться авторитетными справочниками и словарями, прошедшими проверку в практике редактирования.


Образовательная цель курса – формирование умений и навыков кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Практическая цель курса – приобретение учениками навыков написания сжатого изложения, развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательная цель курса - воспитание у учащихся любви к русскому языку, уважения к слову, расширение лингвистического кругозора, развитие языковой интуиции. Изучение курса должно способствовать формированию потребности в самообразовании и таких личностных качеств, как внимание и настойчивость, организованность и целеустремленность, аналитический склад ума.


Цели данного курса реализуются с помощью следующих задач:

- систематизировать и обобщить знания по русскому языку, познакомить с базовыми понятиями теории и практики сжатия текста;

- дать представление о типах текстов, в которых реализуются соответствующие стили;

- научить распознавать ошибки, обусловленные правильным употреблением слов с различной стилистической окраской, слов с ограниченной сферой употребления и языковых средств выразительности речи;

- научить редактировать тексты разных типов и стилей речи;

- научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте явления или события.


Данные задачи:

1) дают четкую установку на вид работы;

2) требуют от учащихся самостоятельности в отборе языковых средств в соответствии с целями речевого оформления:

3) позволяют включить усвоенные знания в сферу речевого общения (обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств, редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и др.).


Курс базируется на современных знаниях в области функциональной и практической стилистики, теории текста, культуры речи.


Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

Факультативный курс «Учимся писать сжатое изложение» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), из них 13 часов – лекции, 21 час - практические занятия.


II. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;

  • определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;

  • излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;

  • логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;

  • передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

  • выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации.

  • умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

  • кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, вычленяя наиболее важный материал.




III. Поурочное планирование

Наименования, разделы, тема урока

Кол-во часов (всего)

Практические часть (вид работы, количество часов)

Основные понятия (на урокили на тему, раздел)

Дата проведения урока по плану


1-3

Текст: тема, основная мысль, признаки текста.

Практическая работа над видами связи с изучением теории ($ 9,стр. 28)

«Дворцовый парк»

1



П.р.2

Текст, тема, основная мысль, признаки текста, средства грамматической связи

лексический повтор

02.09

09.09

16.09

4

Микротемы текста. Абзацное членение текста.

Текст «Живой барометр»

1


Микротемы текста

цепная связь

предсказывать металлический тембр проворный предсказание барометр

23.09

5-6

Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и второстепенного.

Текст «Еловая веточка»

2

П.Р. (изложение)

Главное второстепенное

Мохнатенький отчётливыйполюбоваться

30.09

07.10

7

Изложение: извлечение из текста заданного материала.

Текст «Экскурсия на автозавод».

1


автозавод

14.10

8

Изложение: ответы на вопросы выдержками из текста.

Текст «Полезный совет»

1


Память запоминать воспроизводить ключевые слова фраза расчёт восстановить

21.10

9-11

Текст-описание. Анализ текста-описания: «Море» (по М.Горькому)


1


П.р. (изложение)

Описание повествование рассуждение

Дуновение знойный вздрагивать рябь ослепительно плеск пологий


12-14

Текст-повествование. Анализ текста-повествования: «Заря»

1

П.р. (изложение)

Утренняя вечерняя путать понятия край земли меркнущий червонное сумерки


15-17

Текст – рассуждение. Анализ текста –рассуждения: «Борются ли деревья между собой?», «Для чего нужен спорт?»

1


П.р. (изложение)

Текст – рассуждение вырубки осинники теневыносливый светолюбивый прижиматься


18-19

Стилевая принадлежность текста.

Анализ языковых средств текстов разных стилей речи.

2




20

Разговорный стиль.

Анализ отрывка из сказки Л.Кэролла «Алиса в Стране чудес»

1


Разговорный стиль.

Обучить сбиться буханка идея текста стиль речи


21-23

Художественный стиль.

Анализ текста «Осьминог»

1

П.р. (изложение)

Художественный стиль.

Пленник гибкий щупальца присоски мускулистый уцепиться конечности


24-25


Публицистический стиль

Текст «О хороших манерах»

2


Публицистический стиль

Держать себя общество манеры черпать уважительное отношение


26

Официально-деловой стиль


1


Официально-деловой стиль

Объяснительная заявка инструкция


27

Научный стиль

Текст «Круговорот воды в природе»

1


Научный стиль

Круговорот устремиться испариться


28


Приемы сжатия текста

1



Упрощение исключение обобщение


29

Упрощение

Текст «Медведица кая»

1


Песчаный вепрь ворочаться упорно


30

Исключение

Текст «Приумножение добра»

1


Исключить приумножить расплачиваться


31

Обобщение. Текст «Кижи»

1


Оконечность церковь чешуйчатый традиция плотницкий мастерство


32-34

П. р.

Написание обучающих сжатых изложений.

3






IV.Список литературы

1.Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998 г.

2.Александрова З. «Словарь синонимов русского языка». М.: 1995 г.

3.Львов М. «Словарь антонимов русского языка». М.: 2001 г.

4.Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.

5.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М.: 2001 г.

6.Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2005.

7.Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2006.

8.Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.-Волгоград: Учитель, 2010.

9. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

10.Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.

11.Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.ГИА-2014.

12.Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя. М., 1991.

13.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2006.

























Приложения

Практическая работа № 1

Вариант 1.

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.

Плескавш..ся море, образующ..ся глыба, в проснувш..мся лесу, к редеющ..м кустам, о забыт..м случае, намокш..ми цветами, у вырубл..(н,нн)ой рощи, тающ..м снегом, о развевающ..ся флаге, к затеря(н,нн)..му лесу, у находящ..гося вдали дома.

2. Просклоняйте :сыплющийся белый снег

И.п._______________________________________________________________

Р.п._______________________________________________________________
Д.п._______________________________________________________________

В.п._______________________________________________________________

Т.п._______________________________________________________________

П.п._______________________________________________________________

3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.

Но я открыть упорно не хотела глаз зажмуренных от мыльной пены. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны. Долина засыпанная обломками обнажённых скал была раска-лена, как печь. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками. Блестели отшлифованные росой рельсы. Город растрёпанный сильнейшей бурей выглядел косматым и темным. Все уроки выучены были мной ещё вчера.

4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:

глагол действ.причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие

наст.времени прош. времени наст. времени прош. времени

играть – _____________________________________________________________________

смотреть –___________________________________________________________________

пришить –___________________________________________________________________

отправить – __________________________________________________________________

привязать –__________________________________________________________________

плавать –____________________________________________________________________

вспоминать –_________________________________________________________________

позолотить – _________________________________________________________________


Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.

Падающ..го листа, у волнующ..гося озера, у расстилавш..гося болота, прозвучавш..го в лесу выстрела, плавающ..й у берега птицы, разросш..мся кустом, об улетающ..х на зиму птицах, в движущ..мся предмете, в потемневш..й роще, в тонущ..м корабле, несущ..мся вниз потоком.

2. Просклоняйте : приближающаяся грозовая туча

И.п._______________________________________________________________

Р.п._______________________________________________________________
Д.п._______________________________________________________________

В.п._______________________________________________________________

Т.п._______________________________________________________________

П.п._______________________________________________________________

3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.

Дороги были отремонтированы вовремя. Дорога шла между двумя кустами стриженны-ми садовником. Надвигающиеся справа тучи сулили сильный проливной дождь. Платье высушенное и вычищенное слугой лежало на своём месте. Увешанную картинами комнату заполнил утренний свет. Недочитанная мною книга лежала на столе. Комната загромождённая мебелью казалась совсем маленькой.

4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:

глагол действ.причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие

наст.времени прош. времени наст. времени прош. времени

Печь –_______________________________________________________________________

Выслушать – _________________________________________________________________

Красить – ___________________________________________________________________

Засеять – ____________________________________________________________________

Думать – ____________________________________________________________________

Печатать – ___________________________________________________________________

Подстрелить – _______________________________________________________________

Клеить – ____________________________________________________________________


ТЕСТ № 2

Вариант 1

1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.

Солё..ые огурцы, гружё..ый вагон, собра..ый урожай, испуга..ый малыш, замече..ые ошибки, плетё..ая корзина, отшлифова..ая деталь, стира..ое бельё, заплетё..ая коса, пожаре..ые грибы, гружё..ый кирпичом, нескоше..ый луг, пута..ый ответ, плетё..ая из веток, купле..ые книги, писа..ая красками картина, посоле..ая в бочке капуста, тушё..ое мясо, непротуше..ое мясо, квалифицирова..ый рабочий.


2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.

Сто..щиеся дома, дремл..щий старик, трепещ..щий на ветру, скач..щая лошадь, ясно вид..щий цель, шепч..щиеся кусты, пен..щиеся волны, та..щий снег, дыш..щий прохладой, стел..щийся туман, клокоч..щий водопад, плач..щий малыш, кле..щие коробки, хлопоч..щие о детях, бор..щийся с ленью, брезж..щим рассветом.


3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.

Увлека..мый течением, колебл..мый ветром, убира..мый мамой, ороша..мый водой, гон..мые ветром, плохо вид..мый предмет, муч..мый сомнениями, воспева..мый в стихах, движ..мый ветром, прерыва..мый гулом, уважа..мый всеми, завис..мый от погоды.

Вариант 2

1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.

Стира..ое много раз бельё, краше..ый пол, некоше..ый луг, золочё..ая рама, лома..ая линия, просея..ая мука, плетё..ая корзина, маза..ый маслом хлеб, ране..ый в руку, плетё..ая из веток, письмо написа..о, краше..ый краской, тетради провере..ы, лакирова..ые туфли, рва..ый рукав, штопа..ые носки, выстрое..ое здание, организова..ая экскурсия, сея..ая мука, слома..ый забор.

2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.

Кол..щий предмет, пряч..щийся в кустах, числ..щийся по списку, леч..щий врач, плещ..щееся море, руб..щие лес, слыш..щие шум, рокоч..щая вдали, хвал..щийся успехами, пил..щий дрова, брезж..щий рассвет, хлещ..щий дождь, дежур..щий милиционер, плач..щий малыш, дыш..щий свежим воздухом, се..щий семена.

3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.

Исполня..мый певцом, едва вид..мые облака, движ..мый чувством сострадания, невид..мый в темноте, избира..мые народом, завис..мые от обстоятельств, преследу..мый врагом, исследу..мый учёными, леч..мый травами, уважа..мый всеми, вед..мые проводником, окружа..мые заботой.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!