ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю). Разработана на основе примерной программы по математике для 9 классов.
Данная программа факультативного курса позволяет повторить и систематизировать знания обучающихся по решению различных задач, а также уделить внимание решению нестандартных заданий. Факультативный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче ОГЭ.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Цель курса:
на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование поисково-исследовательского метода.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа. Программа реализуется в 9 классе на протяжении учебного года. В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используется урочная форма.
Содержание программы
Тема 1. Геометрия на клетчатой бумаге. Практические задачи по геометрии. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Применение признаков подобия треугольников и признаков равенства треугольников при решении задач. Теорема Пифагора.
Тема 2. Площади фигур. Формулы площади треугольников, трапеции, четырёхугольников. Применение формул радиуса описанной и вписанной окружности для вычисления площадей фигур.
Тема 3. Квадратичная функция. Свойства квадратичной функции у=ах
2+вх+с и её график. Квадратичная функция и линейная функция их общее решение.
Тема 4. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 5 Уравнения и неравенства с одной переменной
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 6 Системы уравнений и неравенств с двумя переменными Различные методы решения систем уравнений и неравенств (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений и неравенств.
Тема 7. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Знать и понимать
-значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
-значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
-универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
-вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел Тема урока | Кол-во часов | № учебной недели |
Геометрия на клетчатой бумаге. Практические задачи по геометрии.(3 часа) |
1 | Практические задачи по геометрии. | 1 | |
2 | Задачи на клетчатой бумаге. | 1 | |
3 | Решение задач. | 1 | |
Площади фигур (6 часов) |
4 | Площадь треугольника. | 1 | |
5 | Площадь ромба. | 1 | |
6 | Площадь трапеции. | 1 | |
7 | Площадь паралелограмма. | 1 | |
8 | Площадь круга. | 1 | |
9 | Площадь квадрата. | 1 | |
Квадратичная функция (6 часов) |
10 | Решение квадратных уравнеий. | 1 | |
11 | Решение квадратных уравнеий. | 1 | |
12 | Решение квадратных уравнеий. | 1 | |
13 | Решение квадратных неравенств. | 1 | |
14 | Решение квадратных неравенств | 1 | |
15 | Решение квадратных неравенств | 1 | |
Текстовые задачи (6 часа) |
16 | Решение текстовых задач. | 1 | |
17 | Решение текстовых задач. | 1 | |
18 | Решение текстовых задач. | 1 | |
19 | Решение проектных задач. | 1 | |
20 | Решение проектных задач. | | |
21 | Решение проектных задач. | 1 | |
Системы уравнений и неравенств с двумя переменными. (6 часов ) |
22 | Решение систем уравнений графическим методом. | 1 | |
23 | Решение систем уравнений методом сложения. | 1 | |
24 | Решение систем уравнений методом подстановки. | 1 | |
25 | Решение систем неравенств. | 1 | |
26 | Решение систем неравенств. | 1 | |
27 | Решение систем неравенств. | 1 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (3 часа) |
28 | Решение задач. | 1 | |
29 | Решение задач. | 1 | |
30 | Решение задач. | 1 | |
Решение заданий с части II .(4 часа) |
31 | Решение заданий с части II | 1 | |
32 | Решение заданий с части II | 1 | |
33 | Решение заданий с части II | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |