СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по литературе для 9 класса»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уралинская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на

заседании

Зам.директора по УВР Директор школы метод. Объединения школы:

Протокол №__

_________Гасанов Н.М. __________Абакаров А.А. от


от «___»_________2021г. от«____»__________2021г.












Рабочая программа

факультатива

по литературе

«Тайны текста»

( для 8-9 классов)



Автор программы: учитель русского языка и литературы

Камшалова Хадижат Магдимагомедоана











Пояснительная записка

к программе факультатива по литературе



Конец формы

« Тайны текста»

Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук. Об этом следует помнить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Современный этап развития методики характери­зуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обу­чения языку и речи может служить текст как ос­новная дидактическая единица.

В настоящее время выпускник образовательного учреждения должен уметь самостоятельно добывать знания, воспринимать и оценивать получаемую информацию, уметь работать с текстом как источником научной, общественно-политической и деловой информации. К сожалению, как показывает практика, выпускники школ, как правило, не только не умеют анализировать текст, но и не могут изложить содержащуюся в нем информацию, сжать или развернуть текст, сделать выводы и обобщения. Это свидетельствует о недостаточной сформированности интеллектуальных умений, ведь чтение – это интеллектуальная деятельность человека, направленная на понимание смысла текста. Одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных на закрепление навыков работы с текстом. Этим и обусловлена актуальность выбранного направления в работе факультатива.

За последние годы форма итоговой аттестации выпускников 9 классов общеоб­разовательной школы претерпела существенные изменения. Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охва­тывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический ана­лиз языковых явлений. Сближение форм и содержания заданий, использующихся в процессе итоговой аттестации выпускников основной школы, с формой и содержа­нием контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена фактически делает выпускной экзамен в 9 классе репетицией ЕГЭ по русскому язы­ку. Важнейшим этапом подготовки к итоговой аттестации как в 9 классе, так и в11 является комплексный анализ текста.

Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.

В основу программы положен текстоцентрический подход. Текст является источником информации, эталоном, средством организации деятельности ученика. Вокруг текста строится вся работа: она начинается с анализа текста - источника, затем путем его переработки создается новый текст.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Факультативный курс « Тайны текста» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Цели и задачи факультативного курса:

теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

практические: совершенствование высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции; повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и языковых особенностях текста;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; расширить и углубить знания школьников о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно- выразительных средствах языка, подготовить их к идейно- художественному анализу текста; подготовиться к итоговой аттестации;

воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание любви к слову, родному русскому языку; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

Виды деятельности учащихся:

- комплексный анализ текста;

- составление плана (простого, сложного, цитатного) текста;

- конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно);

- работа с дополнительными источниками (научно- популярной литературой,

справочниками, словарями);

- поиск и отбор материала;

- подготовка докладов и сообщений;

- создание собственного текста заданного типа речи и стиля.

Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся:

- использовать знание морфологии при выборе орфограмм,

- применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач.

- различать функциональные стили русского литературного языка и функциональные разновидности национального русского языка,

- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности,

- видеть эстетическую функцию языковых средств в создании художественной формы произведения,

- уметь самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты,

- выполнять элементарные исследовательские работы.


Тематическое планирование.

п/п

Тема

Образовательный продукт

Количество

часов

1.

Текст. Тема текста. Микротема. Абзац.

Кластер.

Практическая работа.

теория

Практи

ка

1

1

2.

Стили речи. Научный стиль.

Составление алгоритма- характеристики стиля речи, практическая работа с текстом.

1

1

3.

Особенности официально- делового стиля.

Схема анализа официально- делового стиля, работа с текстом

1

1

4.

Особенности публицистического стиля.

Алгоритм, анализ текста.

1

1

5.

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

Кластер, анализ текста.

1

1

6.

Особенности стиля художественной литературы.

Кластер, анализ текста.

1

1

7.

Стилистические возможности языковых средств. Работа с текстом.

Работа с текстами.

1

1

8.

Значение языковых средств в тексте.

Работа с текстами.

1

1

9.

Практикум.

Стилистический анализ текста.

Работа с текстами разных стилей.


2

10

Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их строение.

Анализ текстов.


2

11

Словесные изобразительно- выразительные средства.

Составление опорной таблицы

1

1

12

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Анализ текстов.


2

13

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия.

Кластер.Анализ текстов.


2

14

Звуковые изобразительно- выразительные средства

Алгоритм.Подбор примеров, анализ текстов.

1

1

15

Ритм и интонации в прозе и стихах. Анализ текстов.

Работа с текстами.

1

1

16

«Я раскрываю тайны текста»

Индивидуальный анализ текста.


2

17

Зачет

Создание текста-рассуждение.


2

11

23





34





Содержание курса.

1.Текст. Основные признаки текста. Тема. Микротема. Проблема. Абзац. Способы связи между предложениями в тексте. Средства связи между предложениями в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в художественном тексте.

Стили речи ( разговорный и книжный: научный, деловой, публицистический, художественный).

Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка.

2. Лексика.

Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова. Фразеология, крылатые слова. Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и грамматическая синонимия.

3. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилистические разновидности описания, рассуждения и повествования.

4. Изобразительно- выразительные средства.

Тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, композиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Звуковые изобразительно- выразительные средства. Анализ художественных текстов.

Ритм и интонация в прозе и стихах.

5. Анализ текста. Зачетная работа. Создание текста-рассуждения.

.

Календарно- тематический план факультативного курса «Тайны текста»

на 2021-2022 учебный год

№ п/п

Тема

Количество

часов

Дата

1

Текст. Микротема. Абзац. Тема текста.

Проблема текста.

1


2

Практическая работа. Составление простого и сложного плана текста.

1


3

Стилевое единство текста. Книжный стиль текста . Научный стиль.

1


4

Комплексный анализ текста научно-популярного стиля.

1


5

Особенности официально- делового стиля. Заявление.Объявление.Протокол.

1


6

Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, объявление, автобиография,протокол.

1


7

Особенности публицистического стиля. Очерк, статья.

1


8

Комплексный анализ текста публицистического стиля.

1


9

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного и художественного стилей.

1


10

Практическая работа. Анализ текста.

1


11

Особенности стиля художественной литературы.

1


12

Практическая работа. Анализ текста художественного стиля.

1


13

Стилистические возможности языковых средств. Изобразительные выразительные средства языка.

1


14

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств: эпитеты,метафора,олицетворение, сравнение

1


15

Значение языковых средств в тексте.

1


16

Практическая работа. Анализ текста. Определение роли языковых средств.

1


17

Практикум.

Смысловой анализ текста.

2


18

Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их строение.

1


19

Практическая работа. Анализ текстов различных типов речи.

1


20

Словесные изобразительно- выразительные средства.

1


21

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств.

1


22

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

1


23

Практическая работа. Работа с текстом. Нахождение изобразительно-выразительных средств.

1


24

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ текста.

1


25

Составление текста с использованием стилистических фигур речи.

1


26

Звуковые изобразительно- выразительные средства.

1


27

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста.

1


28

Рифма, ритм и интонации в стихах.

1


29

Анализ стихотворных текстов.

1


30

Анализ прозаического текста.«Я раскрываю тайны текста».

1


31

Зачётная работа. Комплексный анализ текста.

1


32

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания…

1


33-34

Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на понимание смысла фрагмента текста...

1






Литература для обучающихся

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.

  2. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006

  3. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

  4. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. Чуковский К.И. живой как жизнь.

  5. О русском языке. - М., 1966.

  6. Шанский Н.М. в мире слов. - М., 1971

  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа.-М., 1988

Литература для педагога

  1. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., 2000

  2. Никитина Н.Е. Русская речь. 8,9 класс. М., 1995

  3. Журнал «Русский язык в школе» 1998- 2007

  4. Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составитель Рыбченкова Л.М. 6-е изд. М., 2002

  5. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000

  6. Диденко С.А., Диденко Л.В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., 2003

  7. Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М., 1986

  8. Вартаньян Э.А. Путешествие в слова. М., 1987

  9. Педчак Е.П. Русский язык. ЕГЭ. Ростов-на-Дону, 2007

  10. Шанский Н.м. В мире слов. М., 1985