Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уралинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на заседании Зам.директора по УВР Директор школы метод. Объединения школы: Протокол №__ _________Гасанов Н.М. __________Абакаров А.А. от от «___»_________2021г. от«____»__________2021г. |
Рабочая программа
факультатива
по литературе
«Тайны текста»
( для 8-9 классов)
Автор программы: учитель русского языка и литературы
Камшалова Хадижат Магдимагомедоана
Пояснительная записка
к программе факультатива по литературе
Конец формы
« Тайны текста»
Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук. Об этом следует помнить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.
В настоящее время выпускник образовательного учреждения должен уметь самостоятельно добывать знания, воспринимать и оценивать получаемую информацию, уметь работать с текстом как источником научной, общественно-политической и деловой информации. К сожалению, как показывает практика, выпускники школ, как правило, не только не умеют анализировать текст, но и не могут изложить содержащуюся в нем информацию, сжать или развернуть текст, сделать выводы и обобщения. Это свидетельствует о недостаточной сформированности интеллектуальных умений, ведь чтение – это интеллектуальная деятельность человека, направленная на понимание смысла текста. Одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных на закрепление навыков работы с текстом. Этим и обусловлена актуальность выбранного направления в работе факультатива.
За последние годы форма итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательной школы претерпела существенные изменения. Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Сближение форм и содержания заданий, использующихся в процессе итоговой аттестации выпускников основной школы, с формой и содержанием контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена фактически делает выпускной экзамен в 9 классе репетицией ЕГЭ по русскому языку. Важнейшим этапом подготовки к итоговой аттестации как в 9 классе, так и в11 является комплексный анализ текста.
Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.
В основу программы положен текстоцентрический подход. Текст является источником информации, эталоном, средством организации деятельности ученика. Вокруг текста строится вся работа: она начинается с анализа текста - источника, затем путем его переработки создается новый текст.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Факультативный курс « Тайны текста» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели и задачи факультативного курса:
теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
практические: совершенствование высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции; повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и языковых особенностях текста;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; расширить и углубить знания школьников о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно- выразительных средствах языка, подготовить их к идейно- художественному анализу текста; подготовиться к итоговой аттестации;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание любви к слову, родному русскому языку; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
-информационные технологии
Виды деятельности учащихся:
- комплексный анализ текста;
- составление плана (простого, сложного, цитатного) текста;
- конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно);
- работа с дополнительными источниками (научно- популярной литературой,
справочниками, словарями);
- поиск и отбор материала;
- подготовка докладов и сообщений;
- создание собственного текста заданного типа речи и стиля.
Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся:
- использовать знание морфологии при выборе орфограмм,
- применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач.
- различать функциональные стили русского литературного языка и функциональные разновидности национального русского языка,
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности,
- видеть эстетическую функцию языковых средств в создании художественной формы произведения,
- уметь самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты,
- выполнять элементарные исследовательские работы.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Образовательный продукт | Количество часов |
1. | Текст. Тема текста. Микротема. Абзац. | Кластер. Практическая работа. | теория | Практи ка |
1 | 1 |
2. | Стили речи. Научный стиль. | Составление алгоритма- характеристики стиля речи, практическая работа с текстом. | 1 | 1 |
3. | Особенности официально- делового стиля. | Схема анализа официально- делового стиля, работа с текстом | 1 | 1 |
4. | Особенности публицистического стиля. | Алгоритм, анализ текста. | 1 | 1 |
5. | Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля. | Кластер, анализ текста. | 1 | 1 |
6. | Особенности стиля художественной литературы. | Кластер, анализ текста. | 1 | 1 |
7. | Стилистические возможности языковых средств. Работа с текстом. | Работа с текстами. | 1 | 1 |
8. | Значение языковых средств в тексте. | Работа с текстами. | 1 | 1 |
9. | Практикум. Стилистический анализ текста. | Работа с текстами разных стилей. | | 2 |
10 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их строение. | Анализ текстов. | | 2 |
11 | Словесные изобразительно- выразительные средства. | Составление опорной таблицы | 1 | 1 |
12 | Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. | Анализ текстов. | | 2 |
13 | Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. | Кластер.Анализ текстов. | | 2 |
14 | Звуковые изобразительно- выразительные средства | Алгоритм.Подбор примеров, анализ текстов. | 1 | 1 |
15 | Ритм и интонации в прозе и стихах. Анализ текстов. | Работа с текстами. | 1 | 1 |
16 | «Я раскрываю тайны текста» | Индивидуальный анализ текста. | | 2 |
17 | Зачет | Создание текста-рассуждение. | | 2 |
11 | 23 | | | | |
34 | | | | |
Содержание курса.
1.Текст. Основные признаки текста. Тема. Микротема. Проблема. Абзац. Способы связи между предложениями в тексте. Средства связи между предложениями в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в художественном тексте.
Стили речи ( разговорный и книжный: научный, деловой, публицистический, художественный).
Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка.
2. Лексика.
Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова. Фразеология, крылатые слова. Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и грамматическая синонимия.
3. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилистические разновидности описания, рассуждения и повествования.
4. Изобразительно- выразительные средства.
Тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, композиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Звуковые изобразительно- выразительные средства. Анализ художественных текстов.
Ритм и интонация в прозе и стихах.
5. Анализ текста. Зачетная работа. Создание текста-рассуждения.
.
Календарно- тематический план факультативного курса «Тайны текста»
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Текст. Микротема. Абзац. Тема текста. Проблема текста. | 1 | |
2 | Практическая работа. Составление простого и сложного плана текста. | 1 | |
3 | Стилевое единство текста. Книжный стиль текста . Научный стиль. | 1 | |
4 | Комплексный анализ текста научно-популярного стиля. | 1 | |
5 | Особенности официально- делового стиля. Заявление.Объявление.Протокол. | 1 | |
6 | Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, объявление, автобиография,протокол. | 1 | |
7 | Особенности публицистического стиля. Очерк, статья. | 1 | |
8 | Комплексный анализ текста публицистического стиля. | 1 | |
9 | Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного и художественного стилей. | 1 | |
10 | Практическая работа. Анализ текста. | 1 | |
11 | Особенности стиля художественной литературы. | 1 | |
12 | Практическая работа. Анализ текста художественного стиля. | 1 | |
13 | Стилистические возможности языковых средств. Изобразительные выразительные средства языка. | 1 | |
14 | Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств: эпитеты,метафора,олицетворение, сравнение | 1 | |
15 | Значение языковых средств в тексте. | 1 | |
16 | Практическая работа. Анализ текста. Определение роли языковых средств. | 1 | |
17 | Практикум. Смысловой анализ текста. | 2 | |
18 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их строение. | 1 | |
19 | Практическая работа. Анализ текстов различных типов речи. | 1 | |
20 | Словесные изобразительно- выразительные средства. | 1 | |
21 | Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств. | 1 | |
22 | Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. | 1 | |
23 | Практическая работа. Работа с текстом. Нахождение изобразительно-выразительных средств. | 1 | |
24 | Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ текста. | 1 | |
25 | Составление текста с использованием стилистических фигур речи. | 1 | |
26 | Звуковые изобразительно- выразительные средства. | 1 | |
27 | Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. | 1 | |
28 | Рифма, ритм и интонации в стихах. | 1 | |
29 | Анализ стихотворных текстов. | 1 | |
30 | Анализ прозаического текста.«Я раскрываю тайны текста». | 1 | |
31 | Зачётная работа. Комплексный анализ текста. | 1 | |
32 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания… | 1 | |
33-34 | Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на понимание смысла фрагмента текста... | 1 | |
Литература для обучающихся
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.
Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006
Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.
Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. Чуковский К.И. живой как жизнь.
О русском языке. - М., 1966.
Шанский Н.М. в мире слов. - М., 1971
Энциклопедический словарь юного литературоведа.-М., 1988
Литература для педагога
Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., 2000
Никитина Н.Е. Русская речь. 8,9 класс. М., 1995
Журнал «Русский язык в школе» 1998- 2007
Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составитель Рыбченкова Л.М. 6-е изд. М., 2002
Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000
Диденко С.А., Диденко Л.В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., 2003
Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М., 1986
Вартаньян Э.А. Путешествие в слова. М., 1987
Педчак Е.П. Русский язык. ЕГЭ. Ростов-на-Дону, 2007
Шанский Н.м. В мире слов. М., 1985