Клуб «Почемучка».
Основная цель программы: формирование социального опыта, возможности осознать элементарное взаимодействие в системе «человек-природа-общество», а главное - дать возможность ребёнку адаптироваться в социальной среде.
Программа работы клуба опирается на основные педагогические принципы:
Творческий принцип. Основан на активном поиске разнообразного материала, отвечающего на вопрос «почему?». Задания самые разнообразные: ответы на вопросы по определённой теме, сочинение сказок, стихотворений; подготовка интересных сообщений, рисунков и поделок.
Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей: история-литература, природоведение-математика, чтение-рисование, природоведение-русский язык, история-природоведение, история - трудовое обучение.
Принцип нравственности. Программа формирует активное познание окружающего мира через экскурсии в природу, в историю родного города и края.
Данная программа направлена на реализацию следующих задач:
Образовательные:
установить более полную связь между познанием мира и жизнью людей в родном городе;
расширить сферу влияния на личность ребёнка эколого-национальной культуры;
научить детей увидеть историю рядом с собой :в домах, в быту, в названиях;
совершенствовать представления детей об окружающем мире и месте в нём человека; роли человека по охране природы;
приобщить младшего школьника к социальной деятельности;
познакомить с историей родного города и людьми, которые его прославили.
2. Развивающие:
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса;
Развитие памяти;
Развитие речи и коммуникативных способностей;
Развитие воображения и художественного видения как основы представления о мире.
3. Воспитательные:
Воспитывать уважение к прошлому и патриотическое отношение к изучению истории России и родного края;
Создать условия для формирования нравственно-этических установок;
Формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки поведения в природной и социальной среде: показать роль людей в историческом процессе.
Девиз клуба: «Если будешь любознательным, то будешь многознающим!»
Устав клуба: 1. Не оставляй загадку без разгадки, вопрос - без ответа!
2.Не знаешь - спрашивай!
3.Учись сам находить ответы в книгах- справочниках.
4.Береги каждую минуту, старайся узнать что-то новое.
5.Не стесняйся задавать вопросы «почему?».
Структура программы:
Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся и принципов преемственности и доступных знаний от простого к сложному.
Формы обучения:
Занятие-беседа.
Игра-путешествие.
Устные журналы «Хочу всё знать!»
Конкурсы эрудитов.
Занятие-экскурсия (очное, заочное).
Для заочной экскурсии берется большая картина природы и предметы, изображения животных и растений расселяются (накалываются иголочками) на картине.
Используются карточки, картины, звуковые средства обучения, изобразительный и другой материал, цветная бумага, фломастеры, «бросовый » материал для выставок и поделок.
1-й год обучения.
Содержание: установка на необходимость изучения программы; первичное знакомство с понятиями: «охрана», «Родина», «родной город», «памятник культуры и природы» и т.д. Знакомство с книгами-справочниками - помощниками в выполнении заданий; через само название темы дети знакомятся с народными приметами, правилами наблюдения за природой и ее охраной.
№ п/п | Тема занятия | Часы | Сроки |
1. | Вводное занятие. Вступление в члены клуба «Почемучка». Цели и задачи клуба. | 1 | сентябрь |
2. | Мир – наш дом, мы хозяева в нём. Задание знатокам растений, загадок, животных | 1 | сентябрь |
3. | С чего начинается Родина… Заочная экскурсия по родному городу. Правила поведения. | 1 | октябрь |
4. | Года - что вода. (Как люди в древности считали недели и года). Народные приметы. Экскурсия «Осень в лесу». | 1 | октябрь |
5. | Во саду ли, в огороде. (Почему так назвали ягоды, овощи и фрукты).Выставка рисунков | 1 | ноябрь |
6. | Год прожить – не лукошко сшить. Конкурс знатоков природы. | 1 | ноябрь |
7. | С неба пришли, в землю ушли. (Почему идёт снег, дождь, град?). | 1 | декабрь |
8. | Заочное путешествие в зимний лес. | 1 | декабрь |
9. | Дело мастера боится. ( Что могут «рассказать» о себе вещи в доме). Игра-КВН «Что делают из дерева» | 1 | январь |
10. | Утренник «Волшебница зима». Выставка снежинок. | 1 | январь |
11. | Экологическая викторина «Береги все живое!». | 1 | февраль |
12. | Вывешивание кормушек и подкормка птиц. Выставка рисунков «Птицы - наши друзья!» | 1 | февраль |
13. | Тематический утренник «Весна - красна». Выставка «Береги первоцветы». | 1 | март |
14. | Урок-викторина «Что ты знаешь о деревьях?» | 1 | март |
15. | Викторина «Тайны птичьего царства». | 1 | апрель |
16. | Животный мир водоемов (заочная экскурсия на озера или реки области) | 1 | май |
17. | Утренник «Береги нашу планету». Летние приметы. | 1 | май |
18. | Итоговое занятие. Задание на лето. Экскурсия в лес. | 1 | май |
2-й год обучения.
Цель: углубить поиск по добыче знаний знатоков природы и истории, их охране.
Содержание: знакомство с полезными ископаемыми своего края, с заповедниками; понятие смысла хорошего и доброго отношения к окружающим людям; оказание посильной помощи ближним в тяжелой ситуации; проявление заботы о представителях животного мира - братьях наших меньших; развитие умения видеть вокруг себя людей, определение своего места среди них; научить работать с энциклопедиями «Все обо всем», «Мир вокруг нас» и др.
№ п/п | Тема занятия. | Часы. | Сроки. |
1. | Вводное занятие «Учимся задавать вопросы». | 1 | сентябрь |
2. | Береги то место, в котором живёшь. (Почему мы должны охранять окружающий нас мир?). | 1 | сентябрь |
3. | Заочная экскурсия по карте родного края «Полезные ископаемые». Что делают из полезных ископаемых? | 1 | октябрь |
4. | Домой и кони веселей бегут. ( Мой родной дом и улица). Осенние приметы. | 1 | октябрь |
5. | Бал цветов.(Почему их так назвали?). | 1 | ноябрь |
6. | Конкурс загадок о природе. | 1 | ноябрь |
7. | Экологическая игра «Береги землю свою!» | 1 | декабрь |
8. | Игра «Поле чудес»- «Зимушка-зима» | 1 | декабрь |
9. | Викторина «Эти забавные животные». | 1 | январь |
10. | «Жила-была игрушка» (из истории игрушек). | 1 | январь |
11. | Игра «Поле чудес»- «Что нас окружает в школе?» | 1 | февраль |
12. | Урок-викторина «Птицы и животные зимой». | 1 | февраль |
13. | Весна в поэзии и в музыке. Конкурс стихов о весне. | 1 | март |
14. | Весенний бал леса и цветов. | 1 | март |
15. | Экологическая акция «Береги подснежники». Выпуск листовок и стенгазеты. | 1 | апрель |
16. | Выставка «Комнатные цветы». | 1 | апрель |
17. | «Звездный час» - игра для детей и родителей на эколого-краеведческую тему. | 1 | май |
18. | Отчет знатоков полезных ископаемых «Все, все о полезных ископаемых нашего края». Задания на лето знатокам растений, деревьев, трав. | 1 | май |
3-й год обучения.
Цель: научить пользоваться картой своей области, определять ее географическое положение.
Содержание: знакомство с понятием «климат», «масштаб»; с правилами поведения в природе, особенностями сезонных изменений в природе; повторение правил поведения с огнем, на дороге, на воде; расширение знаний об экологической азбуке; делать сообщение на любую экологическую тему.
№ п/п | Тема занятия. | Часы. | Сроки. |
1. | Заочное путешествие по карте области. Растительность и животный мир нашей области. | | сентябрь |
2. | Выставка «Дары природы». Исследование –откуда к нам пришли овощи. | | сентябрь |
3. | Урок-лекция «Города Тамбовской области». | | октябрь |
4. | Природа нашей области. Осенняя выставка «Люблю я пышное природы увяданье…» | | октябрь |
5. | Заочное путешествие по родному краю. Экскурсия в краеведческий музей. | | ноябрь |
6. | Праздник осени. Народные приметы. | | ноябрь |
7. | Классный час «Природа и музыка». | | декабрь |
8. | Экскурсия в зимний лес. | | декабрь |
9. | Беседа «Учись у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы». | | январь |
10. | Выставка «Мир моих увлечений». | | январь |
11. | Экологическая викторина. | | февраль |
12. | Конкурс загадок о природе. «Летающие цветы» или все о бабочках. | | февраль |
13. | Птичий праздник. Отчет знатоков народных примет. Книжки-малышки. | | март |
14. | Экологическая акция «Подснежник». | | март |
15. | Охрана природы. Урок-телепередача «Птицы прилетели». | | апрель |
16. | Классный час «Традиции семьи – история России»(ко Дню семьи) | | апрель |
17. | Экологическая акция «Сбережем черемуху». | | май |
18. | Итоговое занятие. Отчеты знатоков рыб, растений, птиц, муравьев. | | май |
4-й год обучения.
Цель: расширить представления о природном равновесии, причинах и последствиях его нарушения.
Содержание: знакомство с примерами положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; знакомство с понятиями «красота природы» (естественная) и «красота, созданная человеком» (искусственная); расширение содержания понятия «прекрасное»; формирование умения видеть и находить красоту в окружающем мире; создавать красоту своими руками.
№ п/п | Тема занятия. | Часы. | Сроки. |
1. | Вводное занятие « Зачем людям «красивые» вещи?». Беседа «Моя малая родина». | | сентябрь |
2. | «Где живет Красота?» или бал цветов. | | сентябрь |
3. | « Цветы - красота и радость жизни». Выставка комнатных цветов. | | октябрь |
4. | Животный мир водоемов нашего края. | | октябрь |
5. | Выставка «Дары природы». Карта растений области. Растения-чужеземцы. | | ноябрь |
6. | Конкурс «лучший знаток народной медицины». Зеленая аптека. | | ноябрь |
7. | Ознакомление и обучение туристическим и краеведческим навыкам. «Азбука дядюшки Ау». | | декабрь |
8. | Жалобная книга природы. | | декабрь |
9. | Животные и цветы – барометры, предсказывающие природу. | | январь |
10. | Операция «Птицам нашу заботу». | | январь |
11. | КВН «Разгадываем кроссворды о природе». | | февраль |
12. | История происхождения месяцев. Отчет знатоков. | | февраль |
13. | Урок-лекция «Рыбьи прогнозы». | | март |
14. | Выставка «Нам этот мир завещано беречь!» | | март |
15. | Экологическая акция «Помоги березам». | | апрель |
16. | Отчет «Растительный и животный мир нашей области». | | апрель |
17. | Экскурсия на луг. Сбор лекарственных трав. | | май |
18. | Отчет знатоков. Выставка книг «Люби природу», книжек – малышек. | | май |