СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Почемучка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Почемучка"»

Клуб «Почемучка».

Основная цель программы: формирование социального опыта, возможности осознать элементарное взаимодействие в системе «человек-природа-общество», а главное - дать возможность ребёнку адаптироваться в социальной среде.


Программа работы клуба опирается на основные педагогические принципы:

  • Творческий принцип. Основан на активном поиске разнообразного материала, отвечающего на вопрос «почему?». Задания самые разнообразные: ответы на вопросы по определённой теме, сочинение сказок, стихотворений; подготовка интересных сообщений, рисунков и поделок.

  • Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей: история-литература, природоведение-математика, чтение-рисование, природоведение-русский язык, история-природоведение, история - трудовое обучение.

  • Принцип нравственности. Программа формирует активное познание окружающего мира через экскурсии в природу, в историю родного города и края.

Данная программа направлена на реализацию следующих задач:

  1. Образовательные:

    • установить более полную связь между познанием мира и жизнью людей в родном городе;

    • расширить сферу влияния на личность ребёнка эколого-национальной культуры;

    • научить детей увидеть историю рядом с собой :в домах, в быту, в названиях;

    • совершенствовать представления детей об окружающем мире и месте в нём человека; роли человека по охране природы;

    • приобщить младшего школьника к социальной деятельности;

    • познакомить с историей родного города и людьми, которые его прославили.


2. Развивающие:

        • Развитие познавательных способностей и познавательного интереса;

        • Развитие памяти;

        • Развитие речи и коммуникативных способностей;

        • Развитие воображения и художественного видения как основы представления о мире.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к прошлому и патриотическое отношение к изучению истории России и родного края;

  • Создать условия для формирования нравственно-этических установок;

  • Формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки поведения в природной и социальной среде: показать роль людей в историческом процессе.

Девиз клуба: «Если будешь любознательным, то будешь многознающим!»

Устав клуба: 1. Не оставляй загадку без разгадки, вопрос - без ответа!

2.Не знаешь - спрашивай!

3.Учись сам находить ответы в книгах- справочниках.

4.Береги каждую минуту, старайся узнать что-то новое.

5.Не стесняйся задавать вопросы «почему?».

Структура программы:

Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся и принципов преемственности и доступных знаний от простого к сложному.

Формы обучения:

  • Занятие-беседа.

  • Игра-путешествие.

  • Устные журналы «Хочу всё знать!»

  • Конкурсы эрудитов.

  • Занятие-экскурсия (очное, заочное).


Для заочной экскурсии берется большая картина природы и предметы, изображения животных и растений расселяются (накалываются иголочками) на картине.

Используются карточки, картины, звуковые средства обучения, изобразительный и другой материал, цветная бумага, фломастеры, «бросовый » материал для выставок и поделок.


1-й год обучения.

Содержание: установка на необходимость изучения программы; первичное знакомство с понятиями: «охрана», «Родина», «родной город», «памятник культуры и природы» и т.д. Знакомство с книгами-справочниками - помощниками в выполнении заданий; через само название темы дети знакомятся с народными приметами, правилами наблюдения за природой и ее охраной.


п/п

Тема занятия

Часы

Сроки

1.

Вводное занятие. Вступление в члены клуба «Почемучка». Цели и задачи клуба.

1

сентябрь

2.

Мир – наш дом, мы хозяева в нём.

Задание знатокам растений, загадок, животных

1

сентябрь

3.

С чего начинается Родина… Заочная экскурсия по родному городу. Правила поведения.

1

октябрь

4.

Года - что вода. (Как люди в древности считали недели и года). Народные приметы.

Экскурсия «Осень в лесу».

1

октябрь

5.

Во саду ли, в огороде. (Почему так назвали ягоды, овощи и фрукты).Выставка рисунков

1

ноябрь

6.

Год прожить – не лукошко сшить. Конкурс знатоков природы.

1

ноябрь

7.

С неба пришли, в землю ушли. (Почему идёт снег, дождь, град?).

1

декабрь

8.

Заочное путешествие в зимний лес.

1

декабрь

9.

Дело мастера боится. ( Что могут «рассказать» о себе вещи в доме).

Игра-КВН «Что делают из дерева»

1

январь

10.

Утренник «Волшебница зима». Выставка снежинок.

1

январь

11.

Экологическая викторина «Береги все живое!».

1

февраль

12.

Вывешивание кормушек и подкормка птиц. Выставка рисунков «Птицы - наши друзья!»

1

февраль

13.

Тематический утренник «Весна - красна». Выставка «Береги первоцветы».

1

март

14.

Урок-викторина «Что ты знаешь о деревьях?»

1

март

15.

Викторина «Тайны птичьего царства».

1

апрель

16.

Животный мир водоемов (заочная экскурсия на озера или реки области)

1

май

17.

Утренник «Береги нашу планету». Летние приметы.

1

май

18.

Итоговое занятие. Задание на лето. Экскурсия в лес.

1

май


2-й год обучения.

Цель: углубить поиск по добыче знаний знатоков природы и истории, их охране.

Содержание: знакомство с полезными ископаемыми своего края, с заповедниками; понятие смысла хорошего и доброго отношения к окружающим людям; оказание посильной помощи ближним в тяжелой ситуации; проявление заботы о представителях животного мира - братьях наших меньших; развитие умения видеть вокруг себя людей, определение своего места среди них; научить работать с энциклопедиями «Все обо всем», «Мир вокруг нас» и др.




п/п

Тема занятия.

Часы.

Сроки.

1.

Вводное занятие «Учимся задавать вопросы».

1

сентябрь

2.

Береги то место, в котором живёшь. (Почему мы должны охранять окружающий нас мир?).

1

сентябрь

3.

Заочная экскурсия по карте родного края «Полезные ископаемые».

Что делают из полезных ископаемых?

1

октябрь

4.

Домой и кони веселей бегут. ( Мой родной дом и улица). Осенние приметы.

1

октябрь

5.

Бал цветов.(Почему их так назвали?).

1

ноябрь

6.

Конкурс загадок о природе.

1

ноябрь

7.

Экологическая игра «Береги землю свою!»

1

декабрь

8.

Игра «Поле чудес»- «Зимушка-зима»

1

декабрь

9.

Викторина «Эти забавные животные».


1

январь

10.

«Жила-была игрушка» (из истории игрушек).

1

январь

11.

Игра «Поле чудес»- «Что нас окружает в школе?»

1

февраль

12.

Урок-викторина «Птицы и животные зимой».

1

февраль

13.

Весна в поэзии и в музыке. Конкурс стихов о весне.

1

март

14.

Весенний бал леса и цветов.

1

март

15.

Экологическая акция «Береги подснежники». Выпуск листовок и стенгазеты.

1

апрель

16.

Выставка «Комнатные цветы».

1

апрель

17.

«Звездный час» - игра для детей и родителей на эколого-краеведческую тему.

1

май

18.

Отчет знатоков полезных ископаемых «Все, все о полезных ископаемых нашего края».

Задания на лето знатокам растений, деревьев, трав.


1

май


3-й год обучения.

Цель: научить пользоваться картой своей области, определять ее географическое положение.

Содержание: знакомство с понятием «климат», «масштаб»; с правилами поведения в природе, особенностями сезонных изменений в природе; повторение правил поведения с огнем, на дороге, на воде; расширение знаний об экологической азбуке; делать сообщение на любую экологическую тему.




п/п

Тема занятия.

Часы.

Сроки.

1.

Заочное путешествие по карте области. Растительность и животный мир нашей области.


сентябрь

2.

Выставка «Дары природы». Исследование –откуда к нам пришли овощи.


сентябрь

3.

Урок-лекция «Города Тамбовской области».


октябрь

4.

Природа нашей области. Осенняя выставка «Люблю я пышное природы увяданье…»


октябрь

5.

Заочное путешествие по родному краю. Экскурсия в краеведческий музей.


ноябрь

6.

Праздник осени. Народные приметы.


ноябрь

7.

Классный час «Природа и музыка».


декабрь

8.

Экскурсия в зимний лес.


декабрь

9.

Беседа «Учись у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы».


январь

10.

Выставка «Мир моих увлечений».


январь

11.

Экологическая викторина.


февраль

12.

Конкурс загадок о природе. «Летающие цветы» или все о бабочках.


февраль

13.

Птичий праздник. Отчет знатоков народных примет. Книжки-малышки.


март

14.

Экологическая акция «Подснежник».


март

15.

Охрана природы. Урок-телепередача «Птицы прилетели».


апрель

16.

Классный час «Традиции семьи – история России»(ко Дню семьи)


апрель

17.

Экологическая акция «Сбережем черемуху».


май

18.

Итоговое занятие. Отчеты знатоков рыб, растений, птиц, муравьев.


май


4-й год обучения.

Цель: расширить представления о природном равновесии, причинах и последствиях его нарушения.

Содержание: знакомство с примерами положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; знакомство с понятиями «красота природы» (естественная) и «красота, созданная человеком» (искусственная); расширение содержания понятия «прекрасное»; формирование умения видеть и находить красоту в окружающем мире; создавать красоту своими руками.



п/п

Тема занятия.

Часы.

Сроки.

1.

Вводное занятие « Зачем людям «красивые» вещи?». Беседа «Моя малая родина».


сентябрь

2.

«Где живет Красота?» или бал цветов.


сентябрь

3.

« Цветы - красота и радость жизни». Выставка комнатных цветов.


октябрь

4.

Животный мир водоемов нашего края.


октябрь

5.

Выставка «Дары природы». Карта растений области. Растения-чужеземцы.


ноябрь

6.

Конкурс «лучший знаток народной медицины». Зеленая аптека.


ноябрь

7.

Ознакомление и обучение туристическим и краеведческим навыкам. «Азбука дядюшки Ау».


декабрь

8.

Жалобная книга природы.


декабрь

9.

Животные и цветы – барометры, предсказывающие природу.


январь

10.

Операция «Птицам нашу заботу».


январь

11.

КВН «Разгадываем кроссворды о природе».


февраль

12.

История происхождения месяцев. Отчет знатоков.


февраль

13.

Урок-лекция «Рыбьи прогнозы».


март

14.

Выставка «Нам этот мир завещано беречь!»


март

15.

Экологическая акция «Помоги березам».


апрель

16.

Отчет «Растительный и животный мир нашей области».


апрель

17.

Экскурсия на луг. Сбор лекарственных трав.


май

18.

Отчет знатоков. Выставка книг «Люби природу», книжек – малышек.


май



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!