Рабочая программа
факультативного курса по математике для 7 класса
«Решение математических задач с экологическим содержанием»
Пояснительная записка
Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как практикум по решению задач с экологическим содержанием по темам, предусмотренным программой основного курса.
В настоящее время общее среднее образование находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании гуманитарных и экологических ценностей. Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Но не надо забывать, что экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве.
Решение задач факультативного курса реализуется на базе обучения методам и приемам решения экологических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, знания тем основного курса математики 7 класса, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.
Цели данного курса:
Повысить интерес учащихся к математике, расширить кругозор, знания и умения учащихся по отдельным темам;
Способствовать формированию у учащихся высокой экологической культуры, развитию у них желания и стремления проводить исследовательскую и природоохранную работу;
Создать условия для развития личности, ответственной за осмысление законов математики и их применения в экологии;
Показать нестандартные приёмы для овладения конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической природоохранной деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для эколого - математической деятельности.
Эффективная подготовка к дальнейшему предпрофильному обучению.
Задачи курса:
Развитие творческих способностей обучающихся;
Воспитание личности, умеющей анализировать и создавать программу саморазвития.
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | К-во часов | Да- ты |
1 | Решение задач на движение по реке. Практическая работа по определению скорости течения реки. | 3 | |
2 | Решение задач на нахождение среднего арифметического, практическая работа по нахождению средних значений скорости течения, ширины, глубины реки Саз , высоты её берега. | 3 | |
3 | Решение задач на проценты. Практическая работа по определению загрязнённости воды в реке Саз с помощью биоиндикаторов. | 4 | |
4 | Решение задач на нахождение периметра и площади. Практическая работа по определению видового состава растений на выбранных пробных площадках, а также пастбищ для животных. | 4 | |
5 | Решение задач на построение диаграмм и графиков. Практическая работа по построению профильного разреза местности. | 3 | |
6 | Решение задач на прямую и обратную пропорциональности. Практическая работа по выявлению степени деградации пастбищных угодий в окрестностях села Решетино. | 4 | |
7 | Решение задач с помощью уравнений. | 4 | |
8 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 4 | |
9 | Решение экологических задач с применением формул сокращённого умножения. | 4 | |
10 | Итоговое занятие (выполнение тестовой работы) | 1 | |
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
Задача №1. В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2 при норме 3 мг/м?. Во сколько раз превышена норма?
Задача №2. Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. Проведем такие же расчеты труб предприятий нашей местности.
Задача №3. Считая, что 10-15 % в урожае картофеля, идущего на переработку, составляет почва, и, зная урожай картофеля в местном хозяйстве, подсчитаем, сколько плодородного слоя почвы потеряло наше хозяйство в этом году? Ваши предложения по решению проблемы охраны почвы.
Задача №4. Известно, что около 20-25 % урожая в мире теряется из-за болезней и вредителей. Зная, сколько растительной продукции получено в этом году в нашем хозяйстве, подсчитайте потери. Ваши предложения по сокращению.
Задача №5. Подсчитайте, какую площадь земельных угодий требуется отвести под строительство дороги с твердым покрытием (1 км, 10 км, 100 км), если известно, что ширина полосы отчуждения составляет 50 м? Как этот вопрос решён в нашем хозяйстве.
Задача №6. На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг?
Задача№7. Для выращивания 1 т пшеницы требуется 1500 т воды. Сколько воды ушло в этом году на получение урожая пшеницы, если у нашего фермера Бареева Айрата засеяно 120 га?
Задача №8. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители деревни в сутки, в год?
Задача №9. Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить 20-кратным объёмом чистой воды.
Задача №10. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км?. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.
Задача №11. Известно, то оснащение двигателей регулятором подачи топлива даёт возможность уменьшить затраты горючего на 3-7%, на 30-40% смазочных веществ. Узнайте, сколько горюче-смазочных материалов расходуется в нашем хозяйстве за год и сколько их можно сэкономить?
Задача №12. Количество эритроцитов (в расчете на 1 мм3) в крови человека составляет:
на уровне моря - 5 млн.;
на высоте 700 м над уровнем моря - 6 млн;
на высоте 1800 м над уровнем моря - 7 млн.;
на высоте 4400 м над уровнем моря - 8 млн.
Задача №13. Уровень естественного фона радиации составляет около 0,02 мг/год. Какую дозу получат жители за сутки, за месяц?
Разработчик:
учитель математики
высшей квалификационной категории
Тепаева Зегря Хайретдиновна.
6