МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от __________2020 г №________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________М. В. Рыбина __________2020 г | УТВЕРЖДЕНО Директор _____О. И. Сладкевич Приказ от __________2020 г №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «Мой мир и Я»
в 4 – Б классе
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
Хархордина А. А.
Горловка
2020 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Мой мир и Я» составлена на основании программы факультативного курса "Мой мир, и я" (автор Луценко Н.Г. рекомендованного Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 863 от 25.08.2016 г.).
Факультативный курс «Мой мир и Я», опираясь на новые Государственные образовательные стандарты начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП, предлагается для учащихся 4 класса. Программа рассчитана на обучения – по 35 ч в год. Продолжительность занятий – 1 ч в неделю.
Цель курса состоит в формировании и развитии морально-этических черт характера.
Задания курса:
Изучение понятий «хорошо» и «плохо», «справедливо» и «несправедливо»;
Воспитание любви к семье, к своим близким, к родному дому, к Родине, к традициям родного края;
Формирование необходимости говорить правду, быть честным, дружно жить в коллективе, сообща учиться, работать, играть, быть хорошим товарищем и чувствовать дух коллектива;
Воспитание доброжелательного отношения к людям (старших и ровесников);
Формировать желание приносить посильную помощь окружающим, быть трудолюбивым;
Воспитывать желание беречь природу, защищать животных;
Формировать понятие ответственности за свои поступки и ответственного отношения к собственным словам и обещаниям, умения воздерживать себя от эгоистичных поступков, преодолевать невоспитанность;
Воспитание негативного отношения к нарушениям правил для учащихся.
Программа курса нацелена на двухсторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, воспитательную работу учителя, с другой стороны – субъект этой работы – детей, которые принимают активное участие в деятельности под целенаправленным влиянием
учителя.
Успех реализации программы зависит от использования принципов психолого-педагогических теорий и определённой системы практических занятий.
В первую очередь это глубокие знания учителями начальных классов индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, их психологическое и физическое состояние, умение педагога
заинтересовать детей своим курсом.
Изучение курса должно подкрепляться конкретным материалом, соответствующим личности ребёнка. Поэтому важным путём осуществления этой программы является стремление понять каждого ученика с помощью анкетирования родителей, ведения диагностического дневника для классного руководителя, составление социально-педагогических карт. Для этого необходимо постоянно отслеживать цепочку связи: ребёнок – родители – школа.
Методы и формы обучения:
1. Беседы по поводу конкретного факта из жизни класса, во время которых анализируются поступки детей;
2. Чтение рассказов и басен;
3. Просмотр видеороликов и фильмов, которые раскрывают смысл той или иной моральной нормы;
4. Обсуждение вопросов, которые дети ставят учителю;
5. Обсуждение конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в коллективе детей;
6. Игры, которые физически развивают и закаляют детей, воспитывают смекалку, быстроту и координацию движений, а также формируют дружеские отношения.
Например:
Сюжетные игры: «Город вежливых», «Книжкина лечебница» и др. Дети получают возможность пробовать себя в правильных поступках, которые становятся привычкой.
Сюжетно-ролевые игры, содержание которых строится на использовании детской художественной литературе, сказках;
Познавательно-интеллектуальные игры-викторины, воображаемые путешествия;
Игры с трудовым содержанием: «Кукольное ателье», «Весёлая мастерская», «Фабрика- Умелочка».
7. Занятия по интересам, занятия клубного типа;
8. Проведение тематических праздников и развлечений;
9. Прогулки и экскурсии с организованным наблюдением.
Программа « Я и мой мир» требует от учителя постоянного обновления его духовных сил, мудрости, терпения и великой любви к детям, к своему делу. Он должен следить за развитием своих учеников, понимать внутренний мир ребёнка: его мысли и переживания, мотивы поступков.
Разделы и темы курса в каждом классе – это продолжение и углублённое изучение начатого в предыдущем классе согласно возрастным особенностям детей.
Содержание программы
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
По плану | По факту |
1 | ВОСПРИЯТИЕ МИРА | 4 | 4 |
2 | ТАЙНА МОЕГО «Я» | 4 | 4 |
3 | КАК МЫ ВИДИМ ДРУГ ДРУГА | 5 | 5 |
4 | ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ МИР | 4 | 4 |
5 | ФЕЙЕРВЕРК ХАРАКТЕРОВ | 2 | 2 |
6 | УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ | 3 | 3 |
7 | КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ | 4 | 4 |
8 | МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА | 9 | 9 |
| Всего: | 35 | 35 |
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа факультативного курса
«Мой мир и Я»
4 класс
№ п/п | № урока в теме | Дата проведения | Наименование разделов, тем урока | Примечание |
По плану | По факту |
РАЗДЕЛ 1. ВОСПРИЯТИЕ МИРА. (4 ч) |
1 | 1 | 04.09 | | Почему одни люди умнее других? Самый умный человек на Земле. | |
2 | 2 | 11.09 | | Язык чувств. Учимся видеть хорошее. | |
3 | 3 | 18.09 | | Страна храбрых. | |
4 | 4 | 25.09 | | Развиваем воображение. | |
РАЗДЕЛ 2. ТАЙНА МОЕГО «Я» (4 ч) |
5 | 1 | 02.10 | | Интервью с самим собой. | |
6 | 2 | 09.10 | | Я в будущем. | |
7 | 3 | 16.10 | | Заветное желание. | |
8 | 4 | 23.10 | | Мир внутри меня. | |
РАЗДЕЛ 3. КАК МЫ ВИДИМ ДРУГ ДРУГА. (5 ч) |
9 | 1 | 06.11 | | Сокровища сердца. | |
10 | 2 | 13.11 | | Дерево гармонии. | |
11 | 3 | 20.11 | | Настоящая щедрость. | |
12 | 4 | 27.11 | | Упорство и талант. | |
13 | 5 | 04.12 | | Как стать честным. | |
РАЗДЕЛ 4. ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ МИР. (4 ч) |
14 | 1 | 11.12 | | Человек будущего. Совершенный человек. | |
15 | 2 | 18.12 | | Гимн профессиям. | |
16 | 3 | 25.12 | | Уважение и соблюдение домашних традиций. | |
17 | 4 | 15.01 | | Традиции родного края. | |
РАЗДЕЛ 5. ФЕЙЕРВЕРК ХАРАКТЕРОВ. (2 ч) |
18 | 1 | 22.01 | | Красота души. | |
19 | 2 | 29.01 | | Моё поведение в сложных ситуациях. | |
РАЗДЕЛ 6. УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. (3 ч) |
20 | 1 | 05.02 | | Скромный человек. | |
21 | 2 | 12.02 | | Интересно о полезном… | |
22 | 3 | 19.02 | | Борьба с вредными привычками и поступками. | |
РАЗДЕЛ 7. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. (4 ч) |
23 | 1 | 26.02 | | «Я вам пишу…» Письмо другу. Этика письма. | |
24 | 2 | 05.03 | | Мир справедливости. | |
25 | 3 | 12.03 | | Радость и улыбка. | |
26 | 4 | 19.03 | | Чуткое отношение. | |
РАЗДЕЛ 8. МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА. (9 ч) |
27 | 1 | 02.04 | | Планета любви. | |
28 | 2 | 09.04 | | На что похожа нежность. | |
29 | 3 | 16.04 | | Взаимопонимание. | |
30 | 4 | 23.04 | | Манеры хорошего тона в разных ситуациях. | |
31 | 5 | 30.04 | | Сказки о самом главном. | |
32 | 6 | 07.05 | | Симпатии друг к другу. | |
33 | 7 | 14.05 | | Что влияет на нашу судьбу. | |
34 | 8 | 21.05 | | Стремление к совершенству. | |
35 | 9 | 28.05 | | Вспомним самое интересное. | |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Направления воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Любовь к Родине, своему народу, своему краю; Служение Отечеству; Правовое государство; Гражданское общество; Закон и правопорядок; Поликультурный мир; Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. | - учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества; -сформировано отношение к Родине, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям; -учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции; -учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; -учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Нравственный выбор; Жизнь и смысл жизни; Справедливость; Милосердие; Честь; Достоинство; Уважение к родителям; Уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; Забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. | -учащиеся имеют представления о национальных ценностях; -сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дама; -сформировано представление о истории страны, религиях Родины; -у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому; -учащиеся имеют представления об отрицательном влиянии СМИ; -сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие. | - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям; -учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов; -умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий; -у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. | -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека; -имеют опыт первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. | Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. | -у учащихся развит интерес к природе; -сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. | -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека; -сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда; -имеют интерес к занятиям художественным творчеством. |
СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для
которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и
привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя:
внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем,
готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность,
такт.
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих
обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если
этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости
и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее
пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости.
Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям,
выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и
запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении
сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в
развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ,
в хулиганских действиях.
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей
противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой
разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В
понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления,
пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают
социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда
нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий
вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости
между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и
склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь,
разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми,
положительное отношение человека к объекту познания и практической
деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя
форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному
человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на
несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек
должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность
и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия,
отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и
которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил,
воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека,
сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное
положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы,
работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его
жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки
зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том,
что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или
особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной
дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно
существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа,
относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким
недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные
интересы, и одновременно критически относится к своим собственным
заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения,
потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к
интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей.
Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования
разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер
давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное
расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления –
трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к
человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности
человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к
людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность,
искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость,
принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и
состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение
сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на
основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека
к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей;
внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам,
мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в
своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству
собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми.
Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием,
благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения.
Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность,
недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях,
закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое
плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности.
Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность
положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал;
добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком
случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как
добродетель, как моральное качество личности.
Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного,
каждодневного терпеливого труда души, добро творчества. Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.
Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе,
воплощающие внешнюю культуру поведения.
В. Г. Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения,
держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а
только улучшит». Т. о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение
простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры.
Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное,
корректное отношение человека к окружающим, они утверждают
человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы
общение доставляло людям радость.
Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу
подлинной культуры человеческих отношений.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений,
особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни
доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы.
«Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное
духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность,
доверие, верность, взаимная требовательность.
Законы дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Не предавай друга.
Литература
1. Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой
Народной Республики.
2. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном
коллективе. Ярославль, 1991.
3. Государственный образовательный стандарт начального общего
образования
4. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления
деятельности. /М., “Вербум”., 2001.
5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М., “Вербум”., 2001.
6. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. 3. И. Васильевой" и
др.М., 1991. .
7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
8. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
9. Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
10. Педагогическая диагностика в школе. Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987. 11. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
12. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Интернет – ресурсы
1. http://mondnr.ru/
2. http://donippo.blogspot.com//
3. http://nachalo2015.ucoz.com/
4. http://metodtorez.at.ua/
5. http://gos-std.blogspot.com/
6. http://infourok.ru/
7. http://www.novyedeti.ru/
8. http://www.uchmet.ru/
9. http://cdoippo.blogspot.com/p/blog-page_7.html
10. http://www.uchitel-izd.ru/