СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс «Практическая география»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гумманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения и возрастает в связи с изменениями в сферах общественной жизни, связанными с передачей накопленной культуры и развитием человека в непрерывном процессе смены поколений

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс «Практическая география»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сухинская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано» Руководитель МО

_____ /______________

ФИО

Протокол №____ от

«___»_________

20___г.



«Согласовано» Зам.директора по УВР

_____ /______________

ФИО

«___»_________

20___г.


«Утверждаю» Директор школы

_____ /______________

ФИО

Приказ № ______ от

«___»_________

20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бабушкиной Татьяны Анатольевны, 1 категория


факультативный курс «Практическая география»

7 класс



Рассмотрено на заседании МО ____________________

протокол № ___________ от

«____» __________ 20 __г.
















2014– 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность.

Рабочая программа составлена на основе Закона "Об образовании" с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования 2004 года, Федерального базисного учебного плана, с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ, и полностью реализует идеи новой концепции географического образования. Данная программа содержит учебно-тематический план изучения материала.

Актуальность предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гумманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения и возрастает в связи с изменениями в сферах общественной жизни, связанными с передачей накопленной культуры и развитием человека в непрерывном процессе смены поколений. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования по курсу географии 6 класса относятся вопросы представлений о Земле как о природном комплексе, особенностях земных оболочек и их взаимосвязь, роли человека в формировании природы Земли.

В начальном курсе географии у учащихся должна быть сформирована система общих понятий, умений и навыков, составляющих содержание школьной физической географии. С этой целью на уроках географии учащимися выполняются практические работы.

Цель: содействие формированию основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки; расширение навыков работы с географическими картами, статистическими материалами, контурными картами.

При изучении начального курса географии решаются задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • Актуализация представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • Актуализация специфических географических и общеучебных умений;
    формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • Развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

Воспитательные:

  • воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных традиций народов;

  • воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;

  • формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;

  • воспитание коммуникабельности и формирование умения работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

  • развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций;

  • развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

  • убеждения в возможности решения;

  • стремление к участию в практических делах.

  • развитие интеллектуальных особенностей личности;

  • развитие умений работать с картами, статистическим материалом и дополнительной литературой.

Валеологические:

  • использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

  • отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

  • использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;

  • активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений.

  • наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

  • наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.

  • благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке;

  • соответствие урока основным нормам САНПиНа.

  • актуализация ранее полученных знаний по жизнесохранению, их углубление: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.

  • формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

  • Ведущие принципы.

  • В основу начального курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип практической направленности, краеведческий принцип, валеологический принцип. (Приложение 1).


Учет возрастных и психологических особенностей детей

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности.

При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся.

Основные задачи развития на этом возрастном этапе - развитие логического мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие самостоятельности детей в учебной деятельности. Для этого необходимо создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей.

Для учёта возрастных и психологических особенностей детей используются определённые педагогические технологии и методики, которые указаны ниже.

Условия реализации программы.

  1. Пономарева Р. А. «Практические работы по природоведению, географии»/ Чита ИПК «Забтранс» 2012 год

  2. Атласы и контурные карты

Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.

Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа курса предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных, словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать.


Организация образовательного процесса

При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека:

- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 34 часа; 1 занятие в неделю.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

  • Предварительный - установление исходного состояния разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.

  • Текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными.

  • Промежуточный – необходим для определения усвоения темы (тесты, зачеты, терминологические диктанты и проверка номенклатуры )

  • Итоговый - учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. .


Сроки реализации программы

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 34 часов; занятия 1 раз в неделю.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Система представленных практических работ соответствует требованиям государственного стандарта основного общего образования.


В результате изучения данного факультатива ученик должен:

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

- определять на местности, плане и карте расстояния, географические координаты

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: ориентирования на местности, чтения карт различного содержания

- наблюдения за погодой

- за изменениями климата в результате антропогенных воздействий


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название практической работы

Тема «План и карта» (14 ч)

1.

Ориентирование по компасу, местным признакам, звездам и Солнцу (47)

2

Измерение высоты полуденного Солнца. Ориентирование по Солнцу (51)

3

Чтение условных знаков на плане – части листа топографической карты – атласа(62)

4

Работа с план местности или топографической картой. Определение расстояний на местности и по плану в масштабе (62)

5

Работа с план местности или топографической картой. Определение направлений по азимуту на местности и плане местности (64)

6

Измерение относительной высоты точек местности, определение абсолютной и относительной высоты точек. Изображение рельефа местности горизонталями(67)

7

Работа с план местности или топографической картой. Решение практических задач по плану местности «Выбор участка местности и обоснование выбора»

8 -9

Построение профиля рельефа местности

10

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности – двора школы (68)

11

Решение практических задачи по плану местности, описание маршрута (70)

12

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте(71)

13

Определение географических координат по физической карте мира, России(74)

14

Определение высот и глубин по карте

Тема «Литосфера» (8 ч.)

15

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (82)

16

Определение географического положения вулкана. Нанесение на к/к основных зон вулканизма и землетрясений (84)

17

Описание по карте географического положения гор (85)

18

Описание по карте географического положения равнин(87)

19

Сравнительная характеристика гор Анд и Альп (110)

20

Плиты литосферы. Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет(124)

21

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по теме «Формы рельефа, их строение и возраст, характерные полезные ископаемые» (126)

22

Сравнительная характеристика гор (складчатость, возраст абсолютная высота, макс. высота, пол. ископаемые) (128)

Тема «Гидросфера» (5 ч.)

23

Описание по карте географического положения моря (91)

24

Определение по карте направлений морских течений (92)

25

Описание по карте географического положения рек. Определение по карте направлений течений рек (94)

26

Описание по карте моря(112)

27

Составление географического описания озера Байкал по плану (185)

Тема «Атмосфера» (5 ч.)

28

Построение графика температуры. Решение практических задач на определение амплитуды температур, среднесуточной и среднегодовой температуры, определение изменений температуры с высотой (95)


29

Определение изменений давления воздуха с высотой (96)

30

Построение розы ветров(97)

31

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по теме «Климатические пояса и природные зоны материка» (132)

32

Описание по карте географического положения природной зоны (106)

33

Работа с к/к «Обозначение на карте географических объектов» (108)

34

Изучение карты народов мира (136)




Содержание

Тема «План и карта».

Ориентирование. Азимут. План местности. Условные знаки, рельеф. Относительная и абсолютная высота. Профиль рельефа. Географические координаты.

Тема « Литосфера».

Минералы. Горные породы и полезные ископаемые. Горы. Равнины. Литосферные плиты. Движение земной коры

Тема «Гидросфера».

Мировой окен и его части. Движение вод. Воды суши

Тема «Атмосфера».

Погода и климат. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер.


Условия реализации программы.

Приложение 1.

Педагогические и дидактические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

При изучении начального курса географии основополагающим является принцип доступности, сформулированный ещё Я.А. Каменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, который наиболее полно отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля».

Немаловажное значение приобретает тот факт, что на каждом шагу обучения учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания, что позволяет обеспечить принцип научности. Содержание начального курса географии соответствует требованиям современной науки, уровню ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях. Система научных знаний в начальном курсе географии создаётся в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся данного возраста.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Валеологический принцип. Создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала, активное внедрение "физкультминуток" в структуру урока, учитель следит за правильностью осанки учеников, система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения, строгое нормирование домашних заданий для недопущения перегрузок. Особого  внимания заслуживает объем и сложность материала, задаваемого на дом.


Приложение 2.

Система способов обучения, определяющих чётко спланированный учебно-воспитательный процесс с заданными результатами называется педагогической технологией.

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1.Технология (методика) формирования приёмов учебной работы, позволяет направлять работу учащихся виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.

2. Технология личностно-ориентированного обучения. Направлена на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.

Приложение3.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Ключевыми образовательными компетенциями данного факультатива по географии являются следующие:

1. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включает в овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

2. Коммуникативные компетенции. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и др.

3. Компетенции личностного самосовершенствования. Реальным объектом в сфере данных компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, культуры мышления и поведения, внутренняя экологическая культура.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!