СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фальсификация истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отражены события истории. Задача учителя формировать у учащихся правильное понимание истории, не искажая события времени. хранить память о событиях прошлого.

Просмотр содержимого документа
«Фальсификация истории»

Фальсификация истории Учитель истории: Хоменко Н.Н.  МКОУ Луговская СОШ

Фальсификация истории

Учитель истории:

Хоменко Н.Н.

МКОУ Луговская СОШ

Фальсификация — процесс искажения или изменения исторических фактов с целью создания иллюзии или манипулирования. Фальсификация истории может быть использована для поддержки определенных политических, идеологических или экономических интересов, а также для создания мифов или легенд.

Фальсификация

  • — процесс искажения или изменения исторических фактов с целью создания иллюзии или манипулирования. Фальсификация истории может быть использована для поддержки определенных политических, идеологических или экономических интересов, а также для создания мифов или легенд.
Это опасное явление, которое может привести к искажению нашего понимания прошлого и созданию негативных последствий для общества в целом. Для борьбы с фальсификацией истории важно критически оценивать информацию, проверять источники и использовать достоверные исторические данные.
  • Это опасное явление, которое может привести к искажению нашего понимания прошлого и созданию негативных последствий для общества в целом. Для борьбы с фальсификацией истории важно критически оценивать информацию, проверять источники и использовать достоверные исторические данные.
Примеры фальсификации истории: Подделка исторических документов и артефактов, как, например, искажение текстов или фальсификация подписей на древних рукописях. Изменение исторических событий, распространение ложной информации или мифов для достижения определенных целей или идеологических целей. Искажение фактов и событий в учебниках истории или других источниках информации с целью пропаганды или манипуляции сознанием людей. Проведение масштабных археологических подделок, например, создание фальшивых древних раскопок или находок. Сознательное создание ложных документов, свидетельствующих о несуществующих событиях или фигурах истории.

Примеры фальсификации истории:

  • Подделка исторических документов и артефактов, как, например, искажение текстов или фальсификация подписей на древних рукописях.
  • Изменение исторических событий, распространение ложной информации или мифов для достижения определенных целей или идеологических целей.
  • Искажение фактов и событий в учебниках истории или других источниках информации с целью пропаганды или манипуляции сознанием людей.
  • Проведение масштабных археологических подделок, например, создание фальшивых древних раскопок или находок.
  • Сознательное создание ложных документов, свидетельствующих о несуществующих событиях или фигурах истории.
Иван Грозный Один из первых в России документально подтверждённых случаев фальсификации истории по политическим мотивам относится к царствованию Ивана Грозного. По указанию царя был написан «Лицевой свод» — целостная запись истории с древних времён до текущего момента. В последнем томе (так называемый «синодальный список»), где рассказывалось уже о царствовании самого Грозного, лично царём были сделаны правки, в которых воеводы и бояре, попавшие в немилость к царю, обвинялись в различных неблаговидных деяниях. По некоторым предположениям, боярский мятеж 1533 года, описанный только в синодальном списке, но не упомянутый более ни в одном письменном источнике, также был целиком придуман.

Иван Грозный

Один из первых в России документально подтверждённых случаев фальсификации истории по политическим мотивам относится к царствованию Ивана Грозного. По указанию царя был написан «Лицевой свод» — целостная запись истории с древних времён до текущего момента. В последнем томе (так называемый «синодальный список»), где рассказывалось уже о царствовании самого Грозного, лично царём были сделаны правки, в которых воеводы и бояре, попавшие в немилость к царю, обвинялись в различных неблаговидных деяниях. По некоторым предположениям, боярский мятеж 1533 года, описанный только в синодальном списке, но не упомянутый более ни в одном письменном источнике, также был целиком придуман.

В 1569 году Грозный приехал в Новгород, с населением примерно 40 000 человек. Там бушевала эпидемия, а также пахло бунтом. В полностью сохранившиеся синодиках поминальные списки отмечают 2800 умерших. А, вот, Джером Горсей в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали в Новгороде (с населением 40 000) 700 000 (семьсот тысяч) человек.

В 1569 году Грозный приехал в Новгород, с населением примерно 40 000 человек. Там бушевала эпидемия, а также пахло бунтом.

В полностью сохранившиеся синодиках поминальные списки отмечают 2800 умерших. А, вот, Джером Горсей в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали в Новгороде (с населением 40 000) 700 000 (семьсот тысяч) человек.

 Фашистская Германия В фашистской Германии широко культивировался миф о «ударе в спину». Суть его заключалась в том, что Германия к ноябрю 1918 еще могла продолжать войну, и если бы не революция, организованная «предателями» социал-демократами, война могла бы закончиться в ее пользу. На самом деле, Германия к тому времени находилась в безнадежном положении: все союзники капитулировали, резервов не было, а вся военная машина Антанты пришла в движение. Было ясно, что Германия обречена. Тем не менее утверждалось, что она еще могла сопротивляться. С приходом Гитлера к власти, нацистскими учеными вся история человечества была приведена в соответствие с расовой теорией, то есть сфальсифицирована целиком и полностью. «Основополагающим» трудом, послуживший отправной точкой для дальнейших фальсификаций, был
  • Фашистская Германия
  • В фашистской Германии широко культивировался миф о «ударе в спину». Суть его заключалась в том, что Германия к ноябрю 1918 еще могла продолжать войну, и если бы не революция, организованная «предателями» социал-демократами, война могла бы закончиться в ее пользу. На самом деле, Германия к тому времени находилась в безнадежном положении: все союзники капитулировали, резервов не было, а вся военная машина Антанты пришла в движение. Было ясно, что Германия обречена. Тем не менее утверждалось, что она еще могла сопротивляться. С приходом Гитлера к власти, нацистскими учеными вся история человечества была приведена в соответствие с расовой теорией, то есть сфальсифицирована целиком и полностью. «Основополагающим» трудом, послуживший отправной точкой для дальнейших фальсификаций, был "Миф ХХ века" (1929) Альфреда Розенберга.
  • И. В. Сталин
  • В сталинские времена вместе с физическим уничтожением деятелей партии, армии и культуры их имена также стирались в исторических источниках .
  • Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)».
  • Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года.
  • К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.
Л. И. Брежнев При Брежневе в целом сохранялись и отчасти даже восстанавливались после «оттепельной» критики исторические мифы, созданные в сталинскую эпоху. Изменения, вносившиеся в исторические учебники при Брежневе, носили нерешительный, мелкий характер. Были забыты мифы, непосредственно связанные с культом личности Сталина; в отношении самого Сталина никак не могли решить вопрос, как представить его историческую роль; существование Н. С. Хрущёва замалчивалось, а самому Брежневу приписывались героические заслуги на военной и хозяйственной (а также литературной) ниве.
  • Л. И. Брежнев
  • При Брежневе в целом сохранялись и отчасти даже восстанавливались после «оттепельной» критики исторические мифы, созданные в сталинскую эпоху. Изменения, вносившиеся в исторические учебники при Брежневе, носили нерешительный, мелкий характер. Были забыты мифы, непосредственно связанные с культом личности Сталина; в отношении самого Сталина никак не могли решить вопрос, как представить его историческую роль; существование Н. С. Хрущёва замалчивалось, а самому Брежневу приписывались героические заслуги на военной и хозяйственной (а также литературной) ниве.

Фальсификация истории в литературе и искусстве

  • Яркими примерами являются популярные в СССР и России и не лишённые художественных достоинств фильмы «Неуловимые мстители» и «Белое солнце пустыни», которые отражают абсолютно фальсифицированные версии истории Гражданской войны, но у нескольких поколений с детского возраста формировали представление о «красных», «белых», «басмачах» и т. д. Любопытно, что, если образы антибольшевистских повстанцев (басмачи, махновцы и т. д.) в советском искусстве всегда подавались исключительно как уголовные, то белый офицер эволюционировал от коллекции всех мыслимых пороков до образа благородного, но трагически заблуждающегося человека. Но представить реальную мотивацию врагов большевиков советское массовое искусство, как правило, не могло, ибо в созданной им мифологической реальности большевики являлись собранием всех возможных личных и политических добродетелей. Можно вспомнить также созданный кинематографом «будённовский» миф, в котором бойцы Первой конной армии (долженствующие олицетворять «романтику» Гражданской войны) изображались как исполненные возвышенных порывов юные комсомольцы, но отнюдь не как загрубелые в боях ветераны-казаки, какими они были на самом деле.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!