Феномен фальсификации истории России
Современными исследователями проблемы фальсификации российской истории обоснованно отмечается: «наша история, наше культурное и духовное наследие — это огромный национальный ресурс. Это тот ресурс, который, в отличие от минеральных богатств, не растрачивается. Он может только преумножаться. Но попытки фальсифицировать историю могут привести к тому, что этот ресурс будет девальвирован».
Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.
Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими.
Основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века.
1. Ярким примером фальсификаций истории СССР - России в ХХ в. является тенденциозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («Голодомор»).
Фальсификация создана в условиях политического курса президента Украины В.А. Ющенко).
2. Национально-государственное строительства в России в 1920-е годы. Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране,. направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).
Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).
3. Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.
4.Ещё одной фальсификацией считается Пакт Молотова-Риббентропа - документ известный и в историческом отношении, несомненно, ценный, однако некоторые историки утверждают, что кроме него существует также и некий "секретный протокол", дополняющий этот договор и подтверждающий территориальные претензии СССР в Прибалтике и Бессарабии.
Впервые публично "секретный протокол" был упомянут только на Нюрнбергском процессе, на нем во многом строилась линия защиты обвиняемых. Опубликован "секретный протокол" был в США в 1948 году, но до сих пор его подлинность вызывает большие сомнения у историков.
Во-первых, факт существования этого документа не был ни разу подтвержден Молотовым, в своих беседах с писателем Чуевым, он открыто называл это "дополнение" фальшивкой.
Во-вторых, графологическая экспертиза подтверждает, что подпись Молотова на этом документе не соответствуют оригиналу.
В-третьих, документ составлен с грубыми орфографическими ошибками.
"Секретный протокол", таким образом, относится к историческим фальсификациям. Он был "вброшен" в информационное поле с понятной и очевидной целью - выставить СССР агрессором и пересмотреть историю Второй мировой войны.
5.В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.
6. Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов ( Советско- японская война 1945г- проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны - «неизвестная война»).
Причины неготовности СССР к войне – исторический просчет Сталина;
- Причины поражений Красной Армии в начальный период войны;
- Вопрос о потерях СССР во Второй мировой войне.
- Вопрос о потерях СССР во Второй мировой войне.
- Проблема освещения деятельности террористического подполья в национальных районах СССР в годы Великой отечественной войны (бандеровцы на Украине, «лесные братья» в Прибалтике, коллаборационизм (Власов и РОА), сотрудничество с оккупантами в национальных районах СССР – Западная Украины, Крым, Северный Кавказ).
- Проблема взаимоотношений Красной Армии с антифашистскими организациями в странах Восточной Европы, которые не ориентировались на сотрудничество с СССР (Армия Краёва в Польше).
- Умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.
7. Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.
8. «Война и дипломатия»: роль СССР и стран Запада в умиротворении германского фашизма (от Мюнхена до Договора о ненападении между СССР и Германией (пакт 23 августа 1939 г.).
9. Тенденциозное освещение итогов «холодной войны», распада СССР.
10. Роль России на постсоветском пространстве на рубеже ХХ и ХХ1 века.
11. Примером фальсификаций можно назвать тенденциозное освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе. В историографии имеются противоречивые версии история конфликта 2008 г. на Кавказе (Россия – Грузия), что вместе с тем не является основанием для транслирования этих версий в содержание курса новейшей истории России.
12. Новые вызовы и опасности для России в начале ХХ1 века.
Выводы и предложения
Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу и необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников. Подчеркнем, что эффективность исторического образования можно обеспечить при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, фокусом которой будет создание педагогических условий для становления гражданина
Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу и необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников.
"Украинцы, например, сказали, что нет гетманов. Есть один гетман — Хмельницкий. А я сказал, что еще есть и Мазепа.
По рекомендации татарских коллег введены понятия "степь", "кочевники", которые принимали участие в формировании древнерусского государства", — отметил Александр Чубарьян.
В итоге ряд понятий был пересмотрен. Вместо "татаро-монгольского ига" — появилось "иго Золотой Орды".
"Правильнее говорить о монгольском нашествии, потому что изначально этот импульс пошел из Монголии. Первыми были чингизиды, а вовсе не татары. Но совсем изымать былинные, исторические понятия, которые вошли в фольклор, в эпос, — это перебор", — считает президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.
Этот вопрос — один из двадцати, которые учителя назвали сложными для изучения: про роль варягов, общую историю с Украиной и Белоруссией, про Смуту, роль Ивана Грозного и Петра, падение монархии, эпоху Сталина, войну, застой, распад Союза и 90-е, включая "шоковую терапию" и приватизацию.
В содержании школьного исторического образования должны рассматриваться вопросы, связанные с попытками фальсификации истории России.
В современных условиях возрастает роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области способности противодействовать факторам, фальсифицирующим историческое знание, и, тем самым, обеспечивать достижение предметных результатов реализации образовательных программ по истории обществознанию.