Фазиль Искандер
Тринадцатый подвиг Геракла
Прочитайте рассказ в учебнике на с. 144-160.
Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?
Подвиг – это яркий героический поступок человека иногда ценой собственной жизни ради свободы, любви, жизни других людей, ради своей земли, Родины.
- А что знаете о Геракле, герое Древнегреческих мифов? (12 подвигов).
Обратим внимание, что и имя учителя из рассказа тоже греческое – Харлампий Диогенович, оно словно напоминает нам о древнегреческом философе Диогене.
Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов на стр.282. Найдите определение слова юмор, запишите его в тетрадь.
- Что еще в рассказе связано с Грецией?
( Пифагор – древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество – Диогенович – напоминает о философе Диогене. Упоминаются басни Эзопа).
- От чьего лица ведется повествование?
(От лица пятиклассника)
Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» стр. 275.
Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.
Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)
Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:
давайте проследим состояние героя:
Состояние главного героя | Реакция класса |
В воздухе запахло какой-то опасностью. Захлопнулся маленький капканчик. Сердце моё с размаху влепилось в спину. Голос мой подымается прямо из живота. Казнь От ужаса и отвращения. Звонок – погребальный колокол. Какой троп помогает ярче описать состояние героя? Троп этот – метафора. Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю. | Смотрел на меня и ждал Ждал, что я буду проваливаться Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее Сдерживал хихиканья Смеялся Хохотал Обратите внимание на подчёркнутые слова. Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее. Автор использует градацию. |
- Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
Ассоциативный ряд (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
Обратите внимание на имя учителя.
Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).
Какой случай вспоминает рассказчик? (Пересказать эпизод с прививками, связанный с попыткой героя избежать двойки за невыполненное домашнее задание).
Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).
Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).
Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»? (Нет, автор иронизирует).
Какие нравственные уроки вы вынесли для себя? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем
Домашнее задание:
Дайте письменные ответы на вопросы (Выпишите из текста):
1. Как повлиял описанный случай на мальчика в дальнейшем?
2. Какие чувства испытывает герой к учителю после случившегося?
3. Объясните название рассказа.