СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фазиль Искандер Тринадцатый подвиг Геракла

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фазиль Искандер Тринадцатый подвиг Геракла»

Фазиль Искандер

Тринадцатый подвиг Геракла



Прочитайте рассказ в учебнике на с. 144-160.

Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?

Подвиг – это яркий героический поступок человека иногда ценой собственной жизни ради свободы, любви, жизни других людей, ради своей земли, Родины.

А что знаете о Геракле, герое Древнегреческих мифов? (12 подвигов).

Обратим внимание, что и имя учителя из рассказа тоже греческое – Харлампий Диогенович, оно словно напоминает нам о древнегреческом философе Диогене.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов на стр.282. Найдите определение слова юмор, запишите его в тетрадь.



Что еще в рассказе связано с Грецией?

( Пифагор – древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество – Диогенович – напоминает о философе Диогене. Упоминаются басни Эзопа).

- От чьего лица ведется повествование?

(От лица пятиклассника)



Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» стр. 275.

  • Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

  • Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.

  • Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

  • К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

  • Смог избежать герой наказания? (Нет.)

  • Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

давайте проследим состояние героя:



Состояние главного героя

Реакция класса

  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.

  2. Захлопнулся маленький капканчик.

  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.

  4. Голос мой подымается прямо из живота.

  5. Казнь

  6. От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот – метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

  1. Смотрел на меня и ждал

  2. Ждал, что я буду проваливаться

  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

  4. Сдерживал хихиканья

  5. Смеялся

  6. Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Автор использует градацию.





- Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

  • Ассоциативный ряд (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

  • Обратите внимание на имя учителя.

  • Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).

  • Какой случай вспоминает рассказчик? (Пересказать эпизод с прививками, связанный с попыткой героя избежать двойки за невыполненное домашнее задание).

  • Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).

  • Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).

  • Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»? (Нет, автор иронизирует).

  • Какие нравственные уроки вы вынесли для себя? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем

Домашнее задание:

Дайте письменные ответы на вопросы (Выпишите из текста):

1. Как повлиял описанный случай на мальчика в дальнейшем?

2. Какие чувства испытывает герой к учителю после случившегося?

3. Объясните название рассказа.