Введение
Великого Петра дел славных проповедник, Витийством златоуст, муз чистый собеседник, историк, богослов, мудрец Российских стран - Таков был пастырь стад словесных Феофан. - В. И. Майков.
Из числа деятелей в области литературы и культуры в Петровскую эпоху самую выдающуюся роль играл Феофан Прокопович. Феофан Прокопович - Елисей или Елиазар - таково было его светское имя - выдающийся деятель «Ученой дружины Петра I», один из основных ее интеллектуальных наставников. Начиная с 1709 г., он участвовал в разработке различных «указов», «регламентов», «распоряжений», программ внутренней и внешней политики, в том числе относительно церкви и духовенства. Человек ближайшего окружения Петра I, Феофан отличался редким трудолюбием, однако оценка его участия в Петровых реформах никогда не была однозначной. Между тем жизнь Феофана Прокоповича не была легкой, творческий путь - гладким, а посмертные характеристики его роли в истории духовной культуры России и поныне тенденциозно неадекватны. Даже краткий обзор его жизни, ознакомление с отдельными сторонами мировоззрения убеждают в сказанном. Выходец из купеческой семьи. Он рано был определен сначала в начальную школу Киева - Братского монастыря, а затем - десяти лет - отдан после смерти отца попечителем, дядей по линии матери, в Киево - Могилянский коллегиум (академию). Протектор академии В. Ясинский и профессор философии Г. Одорский, обратив внимание на незаурядные способности Елисея, много сделали для формирования мировоззрения будущего мыслителя. Вряд ли в стороне от забот о племяннике оставался и дядя. После Киева Елисей продолжал свою учебу за рубежом (1695 - 1701), в частности в Риме, в иезуитском Коллегиуме св. Афанасия. С радостью вернулся он на родину (1704), где вскоре принял монашество, получив при пострижении имя дяди - Феофан Прокопович.
Политические идеи Феофана Прокоповича
В творчестве Феофана Прокоповича Петровская эпоха нашла своё наиболее полное и всестороннее выражение. Феофан Прокопович – крупный политический и церковно - общественный деятель, идеолог Петра Первого, несомненно, крупнейший литератор петровского времени: оратор, публицист, драматург, поэт и теоретик литературы. Это был чрезвычайно умный и чрезвычайно учёный монах. Он писал труды по вопросам богословия, философии, истории, права, педагогике и даже математике. Прокопович сын мелкого киевского купца. Родился в Киеве 1681 г.. В Киево - Могилянской академии получил образование, затем 3 года учился в Риме, где, кроме богословия, активно изучал античных авторов. Возвратившись на родину, постригся в монахи и с сентября 1704 года стал преподавателем поэтики и риторики в Киево - Могилянской духовной академии. В 1706 году в Киев приехал Пётр, Феофан Прокопович произнёс приветственную речь и запомнился царю. Пётр успел хорошо узнать Прокоповича, верил, что тот станет опорой ему в его преобразовательной деятельности. В 1716 году Пётр вызвал Феофана в Петербург и поручил ему руководство всеми церковными делами. Образованнейший человек своего времени, Прокопович очень рано понял и принял реформы Петра I, недаром В. Г. Белинский назвал Феофана «одним из птенцов его орлиного гнезда».
Организация государственной власти и система управления подверглись существенным изменениям: Боярская дума прекратила, свое существование и ее заменил - Правительствующий сенат; вместо приказов образовались Коллегии, работающие по Регламентам, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Синод. В городах были созданы органы городского самоуправления - магистраты. Боярство и дворянство слились в единое сословие - шляхетство. Московское государство превратилось в Российскую империю. Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях его современников. Ставили задачу утверждения в реформ. Реформы оказали влияние на некоторых служителей церкви.
Литературно - публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно - тематическим влиянием ораторской прозы Прокоповича. Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял учёную дружину, в которую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев. Оставил ряд исторических сочинений: «Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» (1713), «Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского» (1726), «Историю об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны» (1730). Феофан Прокопович принял монашеский постриг и стал видным церковным деятелем: ректором Киево - Могилянской академии, епископом псковским, архиепископом новгородским и вице - президентом Святейшего Синода. Феофан был образованнейшим человеком своей эпохи, обладателем одной из обширнейших в стране библиотек. Высшая власть в обществе образовалась путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм Прокопович называет монархию, аристократию, демократию и смешанный состав. Рассматривая монархию как форму организации власти, Прокопович исследует два ее варианта: ограниченную и абсолютную. В ограниченной монархии государь связан определенными обязательствами, за нарушение которых он может быть лишен власти, что также чревато непредсказуемыми последствиями, могущими повлечь различные бедствия для страны и ее народа. Наследственную монархию архиепископ предпочитает выборной, поскольку она, по его мнению, обладает большей устойчивостью в силу замещения престола специально подготовленным. Экономическая самостоятельность церкви была подорвана образованием Монастырского приказа, в руках которого сосредоточились все нити управления церковным и монастырским имуществом. Манифест об организации Синода и упразднении патриаршества передал управление церковью практически светскому учреждению. Царь ответствен «за всей Церкви созидание». Церковь, в свою очередь, обязана «спешествовать всему, что к его царского величества верной службе и пользе во всяких случаях касаться может» и соблюдать во всем интересы государства.
Философия Феофана Прокоповича
В Киеве началась практическая, общественная и политическая деятельность Прокоповича. После победы русских войск над шведскими полками под Полтавой (1709) Петр I все больше и больше приближает к себе Феофана, берет его в Прутский поход, а через пять лет переводит в Петербург. Заслуживает особого вникания деятельность Феофана Прокоповича в качестве руководителя Святейшего Синода, архиепископа Новгородского и Великолуцкого, влиятельного в церковных кругах богослова. Отступая от традиции, в соответствии с которой вопросы онтологии освещались в курсе метафизики, Прокопович излагал их в курсе натурфилософии. В этом разделе его философского курса речь идет как о бытии, сущности и существовании, субстанции и акциденциях, так и материи, движении, пространстве, времени, причинности. Прокопович в предмет философии включал рационалистически понятую задачу выявления «общих принципов» совокупного бытия тел, субстанционных связей, форм и причин, материальных вещей. Созданный богом мир, полагал он, развивается на основе собственной сущности, природной причинности и должен рассматриваться как объект в собственном значении. Божественное у него - это искусное, которое является таковым скорее по форме, чем по содержанию. Бог - центральная категория миропонимания Прокоповича. Деистический характер толкования природы бога. Суждения Прокоповича о боге дополнялись философскими и естественнонаучными представлениями конца XVII начала XVIII в. Прокопович обосновывал вывод о том, что в природе ничего не может возникать и исчезать без бога. Он также указывал на «свидетельство Августина», якобы подтверждающее всемогущество бога, который «скрытою силой приводит в движение все свое творение». Предварением геологических исследований М. Ломоносова являлись высказывания Прокоповича об эволюции поверхности горных склонов. «С течением времени, - писал новгородский епископ, - возникало множество новых гор, многие из них превратились в равнину. Над вещественной, материальной субстанцией возвышается душа - невещественная, бестелесная и бессмертная». Душа - активное начало. Ее сущность, считал Феофан, может познаваться в сравнении с другими явлениями. Таким образом, в структуре представлений Прокоповича материи противостоит нечто духовное, цельное, идеальное. Дуализм системы определялся динамикой внутренних противоречий. В свою очередь, динамика жизни России и других стран содействовала секуляризации сознания Прокоповича, расширению пласта светских знаний, создавала реальную основу для развития в России светской философии. Условия и средства познания: логика, опыт, риторика. Прокопович в своих теоретико - познавательных построениях, опираясь и на суждения здравого смысла, и на научно значимые выводы. В духе гносеологии нового времени выглядит вывод теоретика - познавательной концепции Прокоповича о двух путях и двух средствах познания. Первый путь, этап, средство - чувственное познание; оно связано с органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, слухом. Второй путь - мысленная форма - использует силы интеллекта: разум, мысленность, ум, рассудок. Сам процесс познания - от предмета к органам чувств и разуму - Прокопович огрублял, однако стремился при этом опираться на естественнонаучные понятия. Он утверждал, что либо от предмета идут образы к органам чувств, либо, наоборот, от ока до предметов направляются лучи, дающие первичные данные для разума. Все должно пройти через фильтр органов чувств, прежде чем получить звание теории. Центральным элементом признавалось суждение - продукт деятельности интеллекта. Суждение - итог рационального акта познания, совершающегося на второй - логической - его ступени. Все логические средства связаны с суждением. Логика - наука достижения истины, орудие ее формирования, поскольку речь идет о процессе мышления. Прокопович предостерегал, что на этапе чувственного познания нельзя останавливаться. Быть во власти своих чувств - это значит оставаться всегда в плену чаще всего недобрых привычек и низших удовольствий, разрушающих сами органы чувств человека, его психику, нарушающих нормальную жизнедеятельность человека. Феофан придавал важное значение «Риторике» Аристотеля. В традиционном арсенале риторики Прокопович обращает внимание на требования к форме и содержанию речи, к доказательности утверждений, к аргументированности посылок и выводов. Многие страницы он отводил понятию аппликации, ее месту в системе речевых средств. В своей научной деятельности Прокопович сознательно стремился обращать внимание на явления общественной жизни людей. При этом, рассматривая гражданскую (светскую) и церковную (религиозную) историю, в «Духовном регламенте» он призывал пользоваться историческим методом как подзорной трубой, внимательно рассматривать века нашего прошлого, выявляя «корень, семья, основу» бытия. Прокопович высоко ценит и свидетельства отцов церкви, часто пользуется церковными документами России, Византии, Европы. Прокопович - один из наиболее ярких теоретиков идей «договорного государства», сторонник наследственной монархии, мыслитель высоко ценил деятельность московских князей, объединявших российские земли в государственное целое. Прокопович теоретически обосновывал программу развития в России промышленности, сельского хозяйства, торговли, призывал августейшую особу Петра I и его сподвижников заботиться о благосостоянии населения, поощрять развитие науки и просвещения, народных ремесел и искусства. Прокопович - просветитель отличался не только своим громадным вкладом в подготовку кадров высокой квалификации. Грамматика русского языка, риторика, философия, этика, физика, математика, основы ремесел и домоводства, музыка, пение, живопись - вот неполный перечень предметов, изучаемых там. Занимательные игры и физические упражнения дополняли комплекс светских занятий школьной программы Прокоповича. Государственные, церковные, общественные и учебно - научные органы и учреждения обязаны, считал Прокопович, объединять усилия для того, чтобы не только образовывать людей, но также и воспитывать в их душах добро, благородство, милосердие, совесть, честь.
Ораторская проза Феофана Прокоповича
Феофан Прокопович известен как прекрасный оратор. Публицистические произведения Прокоповича П. Н. Берков относит к наиболее крупным явлениям российского прогрессивного просвещённого абсолютизма. Феофан Прокопович трансформировал традиционную церковную проповедь в «слово», то есть речь на актуальную общественно - политическую тему. Ораторские произведения, написанные и произнесённые Прокоповичем, составили три объёмных тома «Слов и речей». Феофан Прокопович оценивает в речи Полтавскую битву как событие высокого политического и общественно - исторического значения. Слово - содержит не столько «похвалу», сколько историка - философскую оценку события. Вместо традиционного набора комплиментов в адрес Петра I - Феофан анализирует причины победы и приходит к выводу о её закономерности. «Слово» публицистично. Слово написано мастерски, проникновенно, наполнено искренней и глубокой скорбью. Петра Великого погребаем. При этом Феофан даёт глубокую и всестороннюю оценку деятельности Петра, его заслуг перед Отечеством. «Оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его при нас есть. Какова он Россию свою сделал, такова и будет: сделал добрым любимою, любима и будет; сделал врагам страшною, страшная и будет; сделал на весь мир славною, славная и быть не престанет». У гроба Петра Великого он призывает соотечественников сохранить его дух, продолжить его дела, выражает надежду, что Екатерина будет достойной преемственницей своего мужа в управлении государством: «матерь всероссийская». Слово было произнесено полгода спустя после смерти Петра, в день его именин, 29 июня 1725 г. Образ Петра I является у Прокоповича выражением общенационального нравственного идеала человека и соответствует прогрессивным устремлениям его эпохи. Прокопович отмечает личную инициативу императора в преобразованиях, но не забывает подчеркнуть, что Пётр - исполнитель божественной воли. Бог «освящает» все действия государя, но в целом образ Петра - это образ светского человека. Реальный человек, а не подвиг религиозной жертвенности становится примером для подражания. Ораторская проза Прокоповича запечатлела сильного, целеустремлённого человека на троне и преданных государю и отечеству. Этим людям не свойственны сомнения, рефлексия, изнеженность чувств. Человек Петровской эпохи - человек поступка, действия, активной формы жизни. Риторика - наука об ораторском искусстве и о художественной прозе. Показать внутренний мир человека, принимающего столь судьбоносное для своего народа решение, вот главная задача и драматурга, и оратора, но решалась она поэтически разными средствами. Эстетически принципиально важно, что новаторски созданная пьеса породила новый жанр ораторского искусства - художественно - публицистическую проповедь. Ораторская проза Феофана Прокоповича обогатила писателей русского классицизма и на протяжении нескольких десятилетий оставалась живым литературным явлением, «участвовала в литературной борьбе последующих поколений». Объективный идеалист, метафизик, деист, Прокопович шёл от схоластики к философии Просвещения.
Драматургия Феофана Прокоповича
К синтетическим жанрам относится «разговор» - жанр, восходящий к античному диалогу и древнерусскому жанру «прения»; в русской литературе у истоков жанра стоит Феофан Прокопович. Его «Разговор Гражданина с селянином, да певцом или дьячком церковным» ставит острую по тем временам проблему борьбы сторонников просвещения с людьми. Объективный идеализм - тот, кто придерживается философии объективного идеализма. Объективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность материи, объективный идеализм, в отличие от субъективного идеализма, первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание - абсолютный дух, абсолютную идею, мировой разум. Метафизика исследует высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин метафизика употреблялся и в последующей философии. В средневековой философии метафизика являлась философским обоснованием теологии. Феофан Прокопович выдвинул идею научного богословия, “в рамках которой богословская апологетика приобретает научно - философский план, а философские идеи становятся явлением историка - богословского ряда”. Деист - придерживающийся деизма. Деизм (от лат. – Бог) - учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Схоластика (от греч. - Школьный) - средневековая школьная философия, представители которой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии, приспосабливая их для своих целей. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения. Переносное значение слова: схоластика – оторванное от жизни бесплодное умствование.
Трагедокомедия - гибридный жанр, невозможный для классицизма, требующего предельно строгого соблюдения тематических и жанровых демаркаций. Трагедокомедия - это жанровая разновидность одной из наиболее распространенных литературных форм первой половины XVIII в.. Теория предклассицизма не выработала сколько - нибудь жестких, канонических правил для понимания природы жанра трагедокомедии. Неразработанность, неустойчивость, свобода и стихийность - характерные черты предклассицизма. Здесь кроются и сильные, и слабые стороны этого направления: с одной стороны, законы поэтики не соблюдались, нарушались традиции, а с другой - художественная мысль имела больший простор, художник не ограничивался уже имеющимся в том жанре, к которому он обращался.
Лирика Феофана Прокоповича
Поэзия, как и всё творчество Феофана Прокоповича - это явление переходного периода в развитии русской культуры и русской общественной мысли, что делает её своеобразным эстетическим знаком эпохи Петра. Среди жанров, особенно обильно представленных в силлабическом стихотворстве, наряду с эпитафией был жанр «приветство», то есть панегирик. Панегирические ноты звучат уже в посланиях авторов «досиллабического» периода, но заслуга в оформлении этого жанра принадлежит также Симеону Полоцкому. Новаторство стихотворца выделяет «Епиникион» среди других многочисленных панегирических произведений петровского времени. Справедливо суждение Т. Е. Автухович о том, что негативное отношение Прокоповича к декоративности барокко не означает, что он не владел этим стилем. «Епиникион» написан на польском и русском языках с использованием аллегорических и мифологических образов. Стихотворение имеет прямую связь со «Словом похвальным о преславной над войсками свойскими победе». В историка - литературном отношении «Епиникион» интересен и как предшественник исторических поэм второй половины XVIII века. В 1711 году Феофан Прокопович участвовал в Прутском походе Петра Первого. Стихотворение «За Могилою Рябою» описывает один из центральных эпизодов турецкой кампании - кровопролитную битву 9 - 11 июля у реки Прут недалеко от Рябой Могилы - местечка в Молдавии. Стихотворение Прокоповича написано восьмисложными стихами с тройной рифмой, имеет ярко выраженный ритм марша. Это сближает его с солдатскими народными песнями. Их Феофан много мог слышать, участвуя в Турецкой войне:
За могилою Рябою
Над рекою Прутовою
Было войско в страшном бою.
В день недельный от полудни
Стался час нам вельми трудный -
Пришел турчин многолюдный.
Эпитафия (от греч. надгробный) - стихотворная надгробная надпись в литературу вошла как разновидность жанра эпиграммы (от греч. надпись). «Чесмесский бой» - героическая поэма М. М. Хераскова, посвящённая победе русского флота, нанесшего сокрушительное поражение турецкой эскадре 26 июня 1770 года в Чесменской бухте Черного моря; поэма была весьма популярна, сразу принесла М. М. Хераскову славу поэта. Прутский поход состоялся во время русско - турецкой войны 1710 - 1713 гг. 1711 г. русская армия под командованием Петра I была окружена превосходящими силами турок на территории Молдавии, господарь которой князь Дмитрий Кантемир был союзником Петра. Петру удалось заключить с турками Прутский мир.
В вопросе о происхождении поэзии Прокопович занимает весьма смелую позицию, заявляя, что колыбелью поэзии была сама природа. В ряде глав теоретик излагает свои взгляды на роды и виды литературного творчества. Объектом поэзии, по Феофану, должен быть человек. Оригинальным и достаточно глубоким явилось в его трактате учение о поэтическом вымысле. Прокопович отчетливо осознавал специфику художественного освоения действительности - подражание является душой поэзии, подражание как основу поэтического вымысла он тесно связывал с правдоподобием. Для лучшего разъяснения своих теоретических положений Прокопович часто прибегает к сопоставлению специфики творчества поэта с трудом историка, философа, художника. Весьма подробно и обстоятельно, с обилием примеров Прокопович пишет о художественных средствах, «без чего нельзя ни сочинять, ни воспевать». Можно считать, что в поэтике имеется фундамент для построения языковой классицистической системы, так как Феофан уже наметил учение о трёх стилях, он - прямой предшественник Ломоносова, о чём пишет В. П. Вомперский. Значительными достоинствами поэзии теоретик считал ясность, точность, краткость, понятность; совершенно не принимал словесную вычурность, смысловую изощренность. Прокопович называл это «изящными пустяками», «вздором», особенно резкими являются его выпады против напыщенности в риторике. Прокопович во многом предвосхищает проблематику теории русского классицизма, хотя остаётся ещё вне пределов её системы.
Проблема художественного метода Феофана Прокоповича
Сложным в современном литературоведении является вопрос о том, к какому литературному направлению принадлежит Феофан Прокопович, как художник и теоретик. Л. И. Кулакова, А. Н. Соколов, В. А. Западов относят творчество Феофана к классицизму. В. И. Фёдоров, А. А. Смирнов, Т. Е. Автухович, А. А. Аникст, Г. Н. Моисеева считают теоретические взгляды Прокоповича и его художественное наследие переходными от барокко к классицизму. И. П. Ерёмин, А. А. Морозов, А. М. Панченко доказывают, что Прокопович руководствовался в своем творчестве эстетическими нормами и принципами барокко. Феофан он всегда высказывался против рабского подражания и копирования даже самых высоких образцов, но в то же время с удивительным упорством и любознательностью добывал знания у других.
Заключение
Диапазон Прокоповича - стихотворца был очень широк - от торжественных до шуточных стихов. В ряде своих стихотворений он обнаруживает подлинный талант и поэтический темперамент. Это нужно сказать особенно о двух его стихотворениях, обращенных к Кантемиру. Но и в других своих вещах Прокопович выступает как незаурядный по тому времени мастер, умеющий разнообразить стихотворную строку и рифму, придать стиху музыкальное звучание. Он первый вводит у нас такую трудную строфу, как октава. Почти все стихи Прокоповича по своим темам примыкают к прочим его сочинениям, в которых он является убежденным борцом за дело культуры и прогресса. Этот человек был самым энергичным и самым страстным апологетом светской культуры при самом ее рождении на русской почве. Везде, где мог, Прокопович расчищал для нее дорогу, вступая в тяжелое и утомительное единоборство с теми, кто стремился повернуть вспять преобразовательное дело Петра. Лучшие люди эпохи - поэт Кантемир и историк Татищев - были друзьями Прокоповича и тянулись к нему как к источнику многообразных знаний и политической мудрости. Все трое они были членами той «ученой дружины», которой приходилось выдерживать натиск со стороны реакции в эпоху Петра II. Феофан был не только пропагандистом культуры, но и ее организатором. Он принимал деятельное участие в основании у нас Академии наук и вступал в непосредственные сношения с иностранцами, приглашаемыми в Академию для научной работы. Он жил и действовал, весь поглощенный заботой о том, чтобы дело Петра пустило глубокие корни во всех сферах русской жизни, и вся его литературная работа была осуществлением этой постоянной и в самом существе своем бескорыстной заботы. Феофан был сыном своего века, гедонистом․ С большим тщением и размахом, он строил свои дома, украшал их прекрасной мебелью, картинами. Феофан отчаянно боялся смерти, считая ее «злом всех зол злейшим», видел счастье совсем не в молитве, подвижничестве или страдании за идею во имя людей или добра. Он считал, что блаженство человеческое состоит в совершенном изобилии всего того, что для жизни нужно и приятно. К сему относится особливо выгодность, красота и приятность места, благорастворение воздуха, здравие пищи и плодоносие земли и проч. 8 сентября 1736 г. Феофаном умер. Великий грешник был похоронен в одной из святынь православия - в храме Софии в Новгороде. Это была плата за верную и бесстыжую службу. Феофан сам был прекрасным следователем, вошел в историю как настоящий инквизитор - умный, циничный и беспощадный. Особенно безжалостно он преследовал старообрядцев, стремясь во что бы то ни стало добиться моральной победы над заледенелыми раскольниками. А если же пытками Феофан все - таки добивался раскаяния старообрядцев, то потом недоверчиво проверял, искренне ли отступились от своих заблуждений.
Содержание
Введение ………………………………………………………….…………………….1
Политические идеи Феофана Прокоповича …………………………………...…….1
Философия Феофана Прокоповича …………………………………………….….…3
Ораторская проза Феофана Прокоповича……………………………………..….…5
Драматургия Феофана Прокоповича………………………………….…….….…….6
Лирика Феофана Прокоповича ………………………………………..…………..…7
Проблема художественного метода Феофана Прокоповича ………………….…..9
Заключение …………………………………………………………………..………..10
Список литературы:
Гудзий Н. К. Феофан Прокопович. 1989
Учебник Орлов - История рус. лит. 18 века, стр. 11 - 13,
Минералов Ю. И. стр. 33 - 39,
О. М. Буранок - Русская литература 18 века стр. 37 - 45, «Русская литература XVIII века. Учебно - методический комплекс»),
Атаджанян И. А. - Русская литература 18 века стр. 19 - 25 (биография)
Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. СПб, 1880
Ничик В. М. Феофан Прокопович М., 1977
История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца 1998.
www. с – café. ru – Биография
1