СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ферменты. Строение, свойства и классификация

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет ученикам разобраться в том, что такое ферменты.

Просмотр содержимого документа
«Ферменты. Строение, свойства и классификация»

Государственное Бюджетное Профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Ейский полипрофильный колледж"







Ферменты









Проект студенток Ш-11 группы

Даценко Алины

Кошербеновой Екатерины

Насека Юлии



















г. Ейск, 2021г.

Введение

Химия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются. Изучая эту науку на школьных уроках, мы убедились, что химия присутствует везде, во всем окружающем нас мире. Все живое и неживое состоит из химических соединений и различных веществ. Ферменты – важный раздел органической химии.

Цель: Познакомить сверстников с такой областью химии, как ферменты.

Задачи:

  • Понять что собой представляет фермент

  • Изучить классификацию ферментов

  • Узнать о свойствах ферментов

  • Рассказать о механизме работы фермента

  • Рассказать о применении ферментов со времен древнего мира до нынешнего

Актуальность:

Ферменты применяются во многих областях промышленности, ферменты участвуют в физиологических процессах организма человека и поэтому каждому из нас необходимо иметь представление о работе ферментов.

























Сказка о ферментах

Прежде чем начать изучение ферментов, послушаем небольшую сказку.

Я расскажу вам сказку. Умирая, старый араб завещал своим сыновьям 17 прекрасных белых верблюдов. Старшему половину, среднему – третью часть, младшему – девятую часть. Когда араб умер, сыновья принялись делить свое наследство, но 17 верблюдов не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9.

В это время через пустыню шел бедный ученый, дервиш и вел за собой старого черного верблюда. Он подошел к братьям и спросил, о чем они горюют. Братья поведали о своем наследстве и невозможности его поделить. Тогда дервиш подарил им своего верблюда. У них стало 18 верблюдов и все получилось: старший получил 9 верблюдов, средний – 6 верблюдов, младший – 2 верблюда, остался старый верблюд ученого. “Что с ним делать?” – спросили братья. “Отдайте его мне” – попросил ученый, и братья вернули ему верблюда. Вот и ферменты, так же, как и старый верблюд дервиша помогают осуществлять реакции в организме.

Ферменты – это белковые молекулы, которые ускоряют биохимические реакции.



Классификация ферментов.

Название фермента образуется от названия катализируемого вещества с добавлением окончания “аза”.

Классы ферментов

Катализируемая реакция

Примеры ферментов

1. Оксидоредуктазы

Перенос атомов водорода или электронов от одного вещества к другому.

Дегидрогеназа, оксидаза.

2. Трансферазы

Перенос определенной группы атомов (метильной, ацильной, фосфатной или аминогруппы) от одного вещества к другому.

Трансаминаза, киназа.

3. Гидролазы

Реакции гидролиза.

Липаза, амилаза, протеаза.

4. Лиазы

Присоединение к субстрату или отщепление от него группы атомов. При этом могут разрываться связи С-С, С-N, C-O, С-S.

Декарбоксилаза, фумараза,  альдолаза.

5. Изомеразы

Внутримолекулярная перестройка

Изомераза, мутаза.

6. Лигазы

Соединение двух молекул в результате образования новых связей С-С, С-N, C-O, С-S, сопряженное с распадом АТФ.

Синтеаза.



Свойства ферментов.

1. Высокая каталитическая активность т е (высокая скорость соединения ферментов с веществами)

2. Избирательность действия т е (один фермент катализирует одну реакцию).

3. Регулируемость активности ферментов т е (внутренняя среда организма из-за действия ферментов всегда постоянна).



Ключик Фермент подходит к субстрату (вещество на которое влияет фермент), как ключ к замку", – говорят химики. Любой фермент имеет активный центр – это особый участок в структуре фермента, к которому присоединяется молекула субстрата.

КЛЮЧ И ЗАМОК

В 1890 году Э. Г. Фишер предположил, что специфичность ферментов обусловлена особой формой молекулы фермента, которая точно соответствует форме молекулы субстрата.

Эта гипотеза получила название «КЛЮЧА И ЗАМКА», где ключ сравнивается с субстратом, а замок – с ферментом.



ГИПОТЕЗА ГЛАСИТ: субстрат подходит к ферменту, как ключ подходит к замку. Избирательность действия фермента связана со строением его активного центра.



⬇⬇⬇

🔸Фермент ваимодействует с субстратом и образует короткоживущий фермент-субстратный комплекс.

🔸По завершении реакции, фермент-субстратный комплекс распадается на продукты и фермент.

🔸Фермент в итоге не изменяется: по окончании реакции он остается таким же, каким был до неё, и может теперь взаимодействовать с новой молекулой субстрата.







применение ферментов

  • Люди с глубокой древности использовали могучую химическую силу ферментов, но использовали наугад, даже не подозревая об их существовании.
    В Узбекистане и Туркмении размотчицы коконов смачивали тонкую шелковую паутинку слюной. И здесь работал фермент. Он растворял клей, которым гусеница шелкопряда, свивая кокон, пропитывает нити.
    Теперь на шелкомотальных фабриках "работает" фермент супербиолаза. Он растворяет клей коконов, не повреждая нити.



  • Когда-то сыровары клали кусочки сычуга – телячьего желудка – в молоко, чтобы молоко свернулось особым образом, не прокисая. Они не знали, что при этом действует фермент химозин. Теперь на сыроваренных заводах употребляется химозин, приготовленный химиками и не уступающий телячьему.




Ферменты применяются практически во всех областях человеческой деятельности.
Некоторые виды ферментов используются для смягчения мяса и при изготовлении готовых каш.
Ферменты широко используются в косметической промышленности, входят в состав кремов, некоторые ферменты входят в состав стиральных порошков.

Многие заболевания нашего организма связаны с нарушением работы ферментов. Изучение ферментов позволяет нам создать лекарство для лечения этих заболеваний и профилактики их. Например, ферменты применяют для растворения тромбов в кровеносных сосудах, при лечении гнойных ран.

Без помощи ферментов мы не усвоили бы ни одного глотка пищи; объедаясь, мы умерли бы от голода и истощения. Окруженные воздухом, мы погибли бы от удушья.











































Список используемой литературы и интернет-сайтов:

  • https://scienceforum.ru/2017/article/2017036433

  • https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/55403dea_osnovnye_ponyatiya_biohimii._fermenty.pdf

  • https://shkola-zdorovia.ru/fermentyi-eto-zhizn/

  • https://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-fermentax/

  • https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/556930

  • https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/103297


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!