СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фестиваль красок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краски Холли

Просмотр содержимого документа
«Фестиваль красок»













Сценарий познавательного мероприятия «Цветочная рапсодия»





















Штомпиль Ю.М

Воспитатель

ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7

Цель: Расширение и актуализация знаний детей о родной природе – её небольшой части – цветах.


Задачи:

-дать представление о разнообразии и красоте нашей природы;

- активизация познавательного интереса у детей;

- ознакомление с историей происхождения названий цветочно –декоративных растений, их легендами;

- воспитание любви к Родине;

-развитие коммуникативных навыков;

-экологическое и эстетическое воспитание;

-развитие индивидуальных творческих способностей.


Оборудование:

Компьютер;

интерактивная доска;

проектор;

фонограммы музыки из балета П.И.Чайковского «Вальс цветов», песни Антонова «Не рвите цветы, не рвите.», А Вивальди «Весна»;

иллюстрационная книжная выставка «В мире цветов», рисунки на тему: «Мой любимый цветок»;

вазы с цветами, икебаны, выставка комн. цветов;

репродукции картин:

И. Левитана «Колеус», «Белая сирень», «Васильки», И. Шишкина «Травки», И.Грабаря «Хризантемы», «Сирень и незабудки»;

В. Ван Гога «Ваза с маками, васильками, пионами и хризантемами».

Кл.Моне «Хризантемы»,

Ж.-Батиста Роби «Натюрморт с цветами».



Подготовительная работа:

- разучивание песен и стихов о цветах;

- экскурсия в городской парк им. М. Горького «Цветочная поляна»;

- рисунки с изображением любимого цветка;

- изготовление икебан из цветов.





«В истории цветов заключается часть истории человечества» Э.Ауэрбах.

Звучит красивая мелодия.


Чтец: «Быть может, вся природа - мозаика цветов? 
Быть может, вся природа - различность голосов? 
Быть может, вся природа - лишь числа и черты? 
Быть может, вся природа - желанье красоты? 

Демонстрируются пейзажи с цветочными полянами.


Ведущий: Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть её. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источники вдохновения, посвящали ей лучшие творения.

«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить о ней», - писал Л.Н.Толстой.

Сегодня мы с вами, дорогие друзья, поговорим о небольшой части природы- цветах России.

Чтец: Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Ведущий: Наш великий художник пейзажист И.Левитан сказал:

«Природу украшать не надо. Но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей».

Ведь, действительно, цветы – это разноцветное чудо, которым мы любуемся каждый раз, когда видим.


Демонстрируются картины художников.


Ведущий: Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, полноту жизни. Близость к цветам, сознание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке, в каждом цветке.


Звучит мелодия Вивальди «Весна» из «Времен года».

Чтец: Много на белом свете

Разных цветов растет!

Любят цветы все дети,

Любит и весь народ.

Люди весной сажают

Цветы для красоты,

Пусть радостно расцветают

На нашей земле сады!


Ведущий: В произведениях устного народного творчества – легендах, мифах, сказках – цветы были, как правило, главными действующими героями.

Ребята, мы много читали с вами о цветах: и сказки, и популярную литературу, много учили стихов. Так вот, назовите, пожалуйста сказки Г.Х.Андерсена, где цветы – главные герои («Ромашка», «Улитка и розовый куст», «Цветы маленький Иды», «Роза с могилы Гомера», «Подснежники».)


Молодцы! Очень внимательно читали. Народная мудрость гласит: кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям. Мы с вами тоже приносим друг другу радость, говоря о цветах.

А теперь, сказочная викторина.

- За какими цветами в лес отправилась добрая девочка среди зимы? (Подснежники, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак.)

- О каком цветке не мог забыть юный странник, побывавший на многих планетах и даже на Земле? (Роза, «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери)

- Какое имя было дано самой легкой в мире лодке? («Одуванчик», «Самая легкая лодка в мире» Ю.И. Коваль)

- Какие цветы услышали героев известной сказки, которые шли по дороге из желтого кирпича? (Маки, «Волшебник изумрудного города», А.М.Волков)

- Лепесток какого цветка помог больному мальчику стать здоровым?(«Цветик – семицветик» В.П.Катаев)


Ведущий: Умнички! Очень много знаете, молодцы!


Чтец: Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры...


Звучит красивая мелодия.

Демонстрируются на экране цветы, о которых будет рассказывать легенды.




Ведущий: А теперь, ребята, давайте вернемся в прошлое и узнаем красивые легенды о цветах.


Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. Ева замерзла. В утешение её несколько снежных хлопьев были превращены в цветы подснежники, вестники весны. Увидев эти цветы, Ева обрадовалась и повеселела, у нее появилась надежда. И с тех пор этот цветок стал символом радости и надежды.(Подснежник)


Чтец: На поля дохнуло ветром вешним,

        Ивы распустились за прудом.

        У тропинки маленький подснежник

        Загорелся синим огоньком.

        Закачался, слабенький и гибкий,

        Удивлённо радуясь всему,

        И в ответ с приветливой улыбкой

        Солнце наклоняется к нему.


Ведущий: А вот послушайте еще очень удивительную историю. На Руси существовала легенда об этом цветке, связанная с именами Садко, Любавы, Волхвы. Однажды морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях. Но Садко уже отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхва вышла на берег и стала горько плакать. Там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы. Стал этот цветок символом чистоты, любви и печали. (Ландыши)


Чтец: Ландыш милый, ландыш нежный,
Белый ландыш, ландыш снежный,
Наш цветок!
Встал ты меж зеленых створок,
Чтоб тебя, кто только зорок,
Видеть мог.


Показывается роза.


Ведущий: Этот цветок, по праву считают королевой цветов. Для всех людей она является символом добра, теплой дружбы и симпатии. Изумив своей красотой древних, она осталось любимицей и по сей день. Богиня любви и красоты Афродита появилась из белоснежной морской пены, и из капель пены, покрывший тело богини, выросли белые цветы. Но капельки крови Афродиты, когда она укололась о шипы, окрасила цветок в алый цвет.

А происхождение шипов древние греки объясняли так: бог любви Эрос вдыхал чудесный аромат цветка, и в этот момент его ужалила пчела. Разгневанный бог запустил в куст стрелу, которая превратилась в шипы.(Роза)


Чтец: Розы - лучшие цветы,
всех похвал достойны вы.
В вас источник вдохновенья,
розы - Ангелов творенье!

Ведущий: Жил когда – то прекрасный юноша. Многие девушки добивались его любви, среди них была и Эхо. Но юноша отверг всех. Греческая богиня Немезида наказала гордеца. Однажды юноша наклонился к ручью, чтобы напиться, увидел свое отражение и влюбился в него. Он любовался своим отражением день и ночь, пока не зачах. А на этом месте вырос белый душистый цветок – символ самовлюбленности (Нарцисс).


Чтец: Зелень клумб, траву, умытую росой,
Оживил нарцисс изысканной красой,
Волшебством весны наполнен старый сад,
Льется нежный горьковатый аромат! 
Так тончайшие прозрачны лепестки,
Так изящны эти хрупкие цветки!
Где б ни рос он, наклонившись над водой,
Как в легенде, сам любуется собой!  


Ведущий: Ребята много существуют красивых легенд о цветах. Но не каждому рассказывают цветы о своей жизни. Только тот, кто умеет понимать и ценить красоту, может разгадать тайну цветка. Тайну красоты могут разгадать лишь зрячие сердцем.


Девочка: « И где бы на земле

Ни выросла фиалка,

Знай – родинкой она

Красавицы была» О.Хайям.


Сценка – легенда о фиалке.

Звучит тревожная музыка.


Ведущий: Бог света Аполлон нещадно преследовал своими горячими лучами одну из красавиц дочерей Атланта и, бедняжка, совсем отчаявшись, попросила защиты у Зевса.


Девушка: - О, всемогущий Зевс! Защити меня от Аполлона, спаси от позора.


Ведущий: Сжалился Зевс над девушкой.


Бог: Твои мольбы тронули меня! Я помогу тебе! Отныне превращу тебя в небольшой, скрытый от всех, но красивый цветок. Благоухать он будет по ночам. Смиренная красота его будет приносить счастье! И назову его я – «фиалка» - лесная фея.


Ведущий: Укрылась фиалка в тенистые земли кустов. И, наверное, долго пришлось бы оставаться фиалке на небесах.

Однажды дочь Зевса Прозерпина отправилась в лес собирать цветы.

(Звучит легкая музыка. Танцует Прозерпина)


Не заметила она, как к ней подкрался Плутон.


Плутон: О, прекрасная Прозерпина! Останься. Не убегай! Ведь я так люблю тебя!


Прозерпина (испуганно): Но я тебя не люблю, уйди!


Ведущая: Бросилась прочь от преследования Прозерпина и уронила в испуге собранный букет. Фиалки улетели на Землю. С той поры и благоухают повсюду эти цветы. Фиалку считают символом пробуждения природы.

«Кроткая, застенчивая, скромная» – так в народе называют фиалку. И в наши дни этот цветок связывают с самыми добрыми и светлыми надеждами.



Чтец: Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем.

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.


Ведущий: Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называют ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, белоцвет. У древних славян ромашки являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, планук). В Древним Египте цветок ромашки был посвящен богу солнца Ра.



Легенда о Ромашки:

Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением и она никому не отказывала в помощи. Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла лесная фея к пастуху. Увидел он ее и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня. 
...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить. Сидит фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше ее становится. Так вся слезами изошла. А где эти слезы падали, там выросли ромашки. Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.

Вот такая трогательная, и вместе с тем, грустная история о появлении ромашки на Земле.


Как и березка, ромашка является символом нашей страны, России.


Ведущий: Мы сегодня много говорили о цветах, их значение.



Ганс Христиан Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

И сейчас мы с вами проведем конкурс: «Кто больше знает загадок о цветах» (ответы детей)

- Какой колокольчик не звенит? (цветок).

- Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал
Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок. (незабудки)

- Белые горошки, но зеленые ножки (Ландыши)

- Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)

- Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – и не будет ничего. (Одуванчик)

- Какие цветы носят человеческие имена? (Иван да Марья, Иван – чай, Анютины глазки, Роза, Лилия, Василек, Ромашка, Виолетта, Астра).

- Наступила осень, 
Дышат холода...
И горит на клумбе
Последняя звезда? (Астра)


- Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)



- Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион).

- Эти жители реки на ночь прячут лепестки (Водяная лилия)



- В огороде, на дорожке, под моим окошком

Расцвело сегодня солнце на высокой ножке (Подсолнух)



- Из зеленого цыпленка,

Сплошь покрытого пушком,

Становлюсь горделивым

Алым петушком. (Мак)


У нас не пальцев нет, не рук –

Лишь только лепестки вокруг.

Мы необычно называемся ,

Но в маникюре не нуждаемся. (Ноготки).



Хоть не зверь я и не птица –

Но сумею защититься.

Растопырю коготки –

Только тронь мои цветки! (Роза).



Ведущий: Молодцы ребята! Много сегодня вы узнали на нашем мероприятии.

Слайды.



Люди используют цветы не только для того, чтобы украсить свою жизнь: из них изготавливают лекарства, они незаменимыми в парфюмерии. Цветы – самая нежная, самая хрупкая часть природы. Любуйтесь ими, изучайте и защищайте.

Ведущий: Только от нас с вами зависит, увидим ли мы и наши дети красоту цветка и Вселенной, или нет.

Жан Дартс, эколог современности сказал: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна».

Хочется пожелать всем нам непрерывно удивляться красоте восходов и закатов, облаков, трав и росы на них, красоте звезд на небе и цветов. Чуду - под названием жизнь.

«Чудо -

Это когда в отсевающемся сердце

Пробуждается голос молитвы,

Но не о себе.

И цветок прорывается

В белом безмолвии снежном

К странной судьбе»

Рикке.


Ребята из ансамбля «Пируэт» исполняют «Вальс»





Литература.

Ангелиев В, Николова Н. : «599 советов цветоводу – любителю. Алма – Ата.: Кайнар,1985.

Волшебный мир цветов. СПб: МиМ – Экспрес,1997

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.:Дрофа, 2002.

Красиков С.П. Легенды о цветах. М.: Молодая гвардия, 1990.

Турдиев С.Ю, Вечерко Л.И. Цветы в нашей жизни. Алма – Ата.: Кайнар, 1986