Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ (военвед)
г. Зернограда
Приказ от 30 августа 2018 года № 425
__________________ /Г.Н.Осадчая /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Доноведение»
начального общего образования
3 «А» класс
Количество часов по учебному плану : 3 «А»класс – 68ч. (2 часа в неделю).
Программа будет полностью реализована за 66 часов (01.05.19,09.05.19)
Учитель: Майкова Людмила Алексеевна
Рабочая программа для 3 класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного начального образования, Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672, программой курса Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)» Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015.
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты изучения курса
по внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы УУД, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
-анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
-объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
-чувство гордости за культуру и искусство малой Родины – Донского края, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству Донского края;
-понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру донского края (духовной и материальной культуре, семье, людям);
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина Донского края, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие
-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
-стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой
-эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;
-эстетические потребности - потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
-ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
-различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
-приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
-приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
-описывать наиболее важные события истории родного края;
-рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
-показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
-приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассказывать о связях между живой и неживой природой родного края;
-приводить примеры о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
-рассказывать об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле.
Содержание курса внеурочной деятельности
Я и окружающий мир-10 час
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Города Ростовской области.
Природа Донского края -28 час
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Реки, залив, водохранилище, озеро. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые - известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края.
Природные экосистемы Донского края (луг, лес, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края.
Жизнь на Дону- 20час
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья. Достопримечательности родного города. Знакомство с интересными людьми. Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Человек и природа- 8 час
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством.
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата фактическая |
Я и окружающий мир. (10ч.) |
1 | С чего начинается Родина? | 1 | 05.09.18 | |
2 | Школа – светлая гавань детства. | 1 | 06.09.18 | |
3 | Край, в котором я живу. | 1 | 12.09.18 | |
4 | О городах и станицах родного края. | 1 | 13.09.18 | |
5 | О городах и станицах родного края. | 1 | 19.09.18 | |
6 | С Днем рождения, родной город! | 1 | 20.09.18 | |
7 | С Днем рождения, родной город! | 1 | 26.09.18 | |
8 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | 27.09.18 | |
9 | Моя семья. Родословная. | 1 | 03.10.18 | |
10 | Моя семья. Родословная. | 1 | 04.10.18 | |
Природа Донского края (27 ч.) |
11 | Природа родного края | 1 | 10.10.18 | |
12 | Природа родного края (экскурсия) | 1 | 11.10.18 | |
13 | Кустарники | 1 | 17.10.18 | |
14 | Травушка-муравушка | 1 | 18.10.18 | |
15 | Животный мир Ростовской области | 1 | 24.10.18 | |
16 | Растения и мы | 1 | 25.10.18 | |
17 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | 07.11.18 | |
18 | Мой домашний милый друг | 1 | 08.11.18 | |
19 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | 14.11.18 | |
20 | Родные просторы | 1 | 15.11.18 | |
21 | Краски Тихого Дона | 1 | 21.11.18 | |
22 | Краски Тихого Дона | 1 | 22.11.18 | |
23 | У природы нет плохой погоды | 1 | 28.11.18 | |
24 | У природы нет плохой погоды | 1 | 29.11.18 | |
25 | У природы нет плохой погоды | 1 | 05.12.18 | |
26 | Живая вода | 1 | 06.12.18 | |
27 | Разнообразие водоемов родного края | 1 | 12.12.18 | |
28 | Растения и животные водоемов | 1 | 13.12.18 | |
29 | Природная поверхность нашего края | | 19.12.18 | |
30 | Из недр Донской земли | 1 | 20.12.18 | |
31 | Что такое почва? | 1 | 26.12.18 | |
32 | Почвы родного края | 1 | 27.12.18 | |
33 | Почва нам и стол и дом | 1 | 29.12.19 | |
34 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. | 1 | 16.01.19 | |
35 | Цвети, мой край родной! | 1 | 17.01.19 | |
36 | Природная экосистема степи. | 1 | 23.01.19 | |
37 | Природная экосистема луга | 1 | 24.01.19 | |
38 | Природная экосистема леса | 1 | 30.01.19 | |
Жизнь на Дону (20 ч.) |
39 | Обычаи, обряды и праздники на Дону. | 1 | 31.01.19 | |
40 | Обычаи, обряды и праздники на Дону. | 1 | 06.02.19 | |
41 | Тайны Донской земли | 1 | 07.02.19 | |
42 | Танаис – древний город | 1 | 13.02.19 | |
43 | Дикое поле | 1 | 14.02.19 | |
44 | Донской край – казачий край | 1 | 20.02.19 | |
45 | Первые казачьи городки | 1 | 21.02.19 | |
46 | Жилище казака | 1 | 27.0219 | |
47 | Казачья семья | 1 | 28.02.19 | |
48 | История вещей. Одежда | 1 | 06.03.19 | |
49 | История вещей. Посуда | 1 | 07.03.19 | |
50 | Славен Дон! | 1 | 13.03.19 | |
51 | Весенние праздники и обряды на Дону. Сретение. Сороки | 1 | 14.03.19 | |
52 | Международный День птиц. | 1 | 20.03.19 | |
53 | Весенние праздники и обряды на Дону. Вербное воскресенье. | 1 | 21.03.19 | |
54 | Весенние праздники и обряды на Дону. Пасха | 1 | 03.04.19 | |
55 | Вместе дружная семья | 1 | 04.04.19 | |
56 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет | 1 | 10.04.19 | |
57 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет | 1 | 11.04.19 | |
58 | Я – житель Ростовской области! | 1 | 17.04.19 | |
Человек и природа (8 ч) |
59 | Человек хозяин природы? | 1 | 18.04.19 | |
60 | Спасем и сохраним! | 1 | 24.04.19 | |
61 | Правила поведения в природе. | 1 | 25.04.19 | |
62 | Сельское хозяйство на Дону. Земледелие | 1 | 08.05.19 | |
63 | Сельское хозяйство на Дону. Животноводство. | 1 | 15.05.19 | |
64 | Славься наш край. Викторина | 1 | 16.05.19 | |
65 | Обобщение изученного материала | 1 | 22.05.19 | |
66 | Обобщение изученного материала | 1 | 23.05.19 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по ВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда _____________М А.Красинских От « 28» августа 2018 г. №10 « 28 » августа 2018 год Рук. ШМС________ С.И. Кравченко