СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« ФГОС: формирование метапредметных УУД на уроках математики в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта открытого урока по математике. Тема: "Доли".

Просмотр содержимого документа
«« ФГОС: формирование метапредметных УУД на уроках математики в начальной школе»»

Урок математики в 3 В классе

Технологическая карта урока

Учитель : Жигулина Тамара Павловна


Тема урока


Доли

Тип урока


Урок освоения новых знаний

Планируемые результаты






























Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого

Основные понятия

Целое, доля целого


Межпредметные связи

Русский язык, история


Ресурсы:


- веера цифр

- раздаточный разрезной материал;

- карточки с заданиями;

- цветные карандаши, простой карандаш; - линейка;

- презентация на СМАРТ;

- фрагмент песни «Учат в школе»;

-мультимедийный проектор;

- толковый словарь Ожегова.


Технология:

Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода


Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа


Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный




















Технология проведения

Деятельность

учителя и учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Организационный этап

Цели:

- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;


-уточнение типа урока

(2,5 мин)

– Доброе утро, дети, у нас в гостях сегодня гости, давайте поприветствуем их с улыбкой.

- Садитесь.

-Ребята, вы сейчас слушали отрывок из песни.

-Настроение какое у вас? Так чему же учат в школе?(учат считать, умножать, малышей не обижать, ДРУЖИТЬ) .

-На уроке как может проявляться ДРУЖБА, ТОВАРИЩЕСТВО? (Работа в группе, паре…ПРАВИЛА!!! ПОДДЕРЖКА ТОВАРИЩА, УМЕНИЕ ВЫСЛУШАТЬ И Т, Д,)

-Спасибо.

–Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова американского ученого Айвена Нивена. “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”.СЛАЙД №1

- Что это значит? ( Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится.).

– Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное).


Уметь ориентироваться в тетради.

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.


II. Мотивации к учебной деятельности

Цели:

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;


- формулирование темы урока учащимися;


- организация постановки цели урока учащимися


( 8 мин)

I этап. РАЗМИНКА

  1. – Приготовили веера, БЛИЦ-ОПРОС СЛАЙД №2


1.Делимое 27, значение частного 9, чему равен делитель? 3

2.Первый множитель 6 , значение произведения 42, чему равен второй множитель? 7

3. На какое число я должна разделить число 32, чтобы получить 4? 8

4. Значение частного 4 , делимое 16.Чему равен делитель? 4

5.Во сколько раз я должна уменьшить число 45, чтобы получилось 9? 5

6.На сколько я должна увеличить число 4, чтобы получилось 8? 4

7.Первый множитель 9 , значение произведения 63.Чему равен второй множитель? 7

-Поднимите руку, кто ошибся 1 раз, кто 2…

РАБОТА ПО ЯНДЕКС УЧЕБНИКУ..

-На партах у вас листы зеленого цвета , по моему знаку, переворачиваем лист и в паре начинаем работать , один человек у доски, на все это 3 мин.

-Первые пары это ….

-Укого вызвало затруднение задание №1, №2, №3?


Открываем тетради записали дату





ВЫХОД НА ТЕМУ УРОКА


-Ответьте на мой вопрос….слушайте внимательно….

- Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка булки?

- Что значит “половина”? (Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть).

-Что у меня в руках? (манадрин),

-Как вы думаете , зачем я принесла на урок мандарин?

то можно с ним сделать? (съесть..)

-А если ты с друзьями? (нужно поделить)

-На какие равные части делили целый манадрин? (на дольки)

- Кто знает, что это такое?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

Давайте сделаем ВЫВОД:

_II этап. Определение темы, цели. СЛАЙД №3 (шторка)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?  

- Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли».

-Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое доля.)

-Узнаем, как образуются, называются и записываются доли.


ТИП урока: Изучение нового материала, какие мерные линейки для самооценки сегодня себе начертим?


Определение по словарю Ожегова СЛАЙД №4


- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.


- Перейдем к следующему этапу нашего урока исследования- практическому.

-

СЛАЙД №5

- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что получилось.

- Как распилили бревно бобры?

- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)




В

- Вывод: какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

-

Знать таблицу умножения и деления;




уметь решать простые задачи;






уметь решать примеры на внетабличное умножение и деление;








уметь формулировать ответы на вопросы







Личностные:

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.


III. Актуализация знаний


Цели:

актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала


- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;


-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;


- организация постановки цели урока учащимися


(6 мин)

III этап. Практический.

-Ребята, а как это - разделить на доли?

- Что такое доля? (Доля – это часть)

(Беру яблоко и говорю):

-С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части)

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше.

-Правильно я поступила? (Нет)

-Получились доли? (Нет)

- Почему? (Части неравные)

-А как правильно разрезать? (разделить на равные части)

-Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.)

Что такое доля? (Одна из равных частей).

На СМАРТ доске показ круга и деление пополам.


СЛАЙД № 6

-Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам).

-На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2).


- Одну такую долю (часть) яблока дам Валере, другую Саше. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину)

- А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем)

– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили?
(2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
– Как они называются? 
(Половинки)

Половина – это часть целого числа.


- Еще на столе у вас лежит полоски бумаги. Возьмите белую Она целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части)

- Заштрихуйте одну долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число?

Какие у вас предположения

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?


(Ответы детей) СЛАЙД № 7 показать , разделив круг на части запись дроби




Вывод : Как записывается половина целого ? или ½

Запись на доске…




Для записи доли используют…

- Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на штрихованной части.

– Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю.



Знать понятия: целое, доля целого;






уметь делить целое на доли;







знать, как называются доли

Личностные УУД:

учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя;

Регулятивные:

оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


IV. Первичное усвоение новых знаний


(6 мин)

IV этап. Работа с книгой

- Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина.

– На уроках рус.языка мы изучаем приставки.

- Как пишутся приставки со словом?

- Какая приставка обозначает половину?

- В первых учебниках математики (в XVII веке) доли назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии.

- -Взьмите синюю полоску бумаги, сверните ее пополам, сравните , что доля какой полоски больше, которую вы разделили на 4 части или на две?

КАКОЙ ВЫВОД МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?

Чем на меньшее количество долей мы делим целое, тем доля больше…

Давайте посмотрим, правы ли мы оказались?

СЛАЙД № 8

Открываем стр. 92. Прочитайте текст рядом с красной чертой.

-Что больше одна вторая или одна четвертая яблока?



Посмотрите на слайд..

СЛАЙД № 9

Вывод!!!


Знать, как образуются, называются и записываются доли целого












Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

Познавательные:

извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь инструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим

Физминутка

(2 мин)!!!!!!!

Цель:

-снять физическое и эмоциональное напряжение

- Прочитайте числа: 1/2, 1/6, 1/4. СЛАЙД №10

– Если показываю 1/2, то приседаете,
Если – 1/6, – прыжки,
Если 1/4 – игра в ладоши с соседом.
Ловушка – погрозить пальчиком.
1/2, 1/6, 1/4, 1/2, 1/3, 1/4,1/6.

Уметь читать и различать доли


Регулятивные:

организовывать свою деятельность

V. Первичная проверка понимания


(4 мин)

V этап. Закрепление

1)Работа с учебником.

Стр. 92 №2 устно в паре поработайте

-Как разделили зеленую полоску? (На две равные части)

-Какую долю получили? (одну вторую).

Запишите доли в тетради , начиная с наименьшей 1/6,1/4,1/3,1/2. Взаимопроверка.


Решение задачи стр.93 №3.

-О чем говорится в задаче?

Как удобнее записать задачу? (в таблице).

На черновиках самостоятельно , кто может, кто нет, вместе на доске?

Главные слова…выделяем

Масса одной коробочки 8кг-3кг

Количество коробочек9 шт

Общая масса коробочек ?

Можем стразу ответить на вопрос задачи?


Почему? (не знаем массу одной коробочки с бананами)
можем узанть?)

Каким действием?

8-3=5 кг масса одной кообки с бананми, можем отвтеить на главный вопрос задачи? _ДА

5*9 =45 кг масса 9 коробок с бананами.


4 устно,

7

1и второй столбик



Уметь объяснять, как образуются доли;

уметь называть доли;

уметь различать доли

Личностные УУД:

проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.


Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: организовывать свою деятельность высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции



Физминутка на ИКТ !!!!!



V. Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.





(6 мин)


  1. Работа в группах. Слайд№11,12,13,14,15.

-





Уметь обозначать доли;





уметь называть и записывать доли

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; делать выводы в результате совместной работы в паре, группе.

Регулятивные: организовывать свою деятельность осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия в соответствии с инструкциями учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;


- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности


(5,5 мин)


СЛАЙД № 16



ИТОГ УРОКА:

- Вспомните, какую цель мы ставили на уроке?

- Что мы должны были узнать? (Что такое доля)
– Что такое доля? (Часть целого)

- Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть и записывать доли.)

- Достигли мы поставленных целей?

- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)

- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)

  1. Осознание учащимися своей учебной деятельности

- Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Какие шляпы вы будете примерять после нашего урока?

3.Самооценка учениками своей учебной деятельности



МОЛОДЦЫ!

- Благодарю всех за работу!


Знать, что такое доля;

что обозначают числа в записи доли целого;




























уметь делить целое на доли

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные: уметь сравнивать цель и результат.

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в группе;

соблюдать простейшие нормы школьного этикета.


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению


(1,5 мин)

Творческое задание .

Уч.стр.93 №8.






Что для вас показалось самым главным на уроке?


- Встаньте ребята те, кому урок сегодня помог вспомнить или узнать что-то новое?

Поделитесь. Самооценку своей работе .Смайлик и критерии работы отметить!



Личностные:

самоопределяться при выборе индивидуальных заданий




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!