Просмотр содержимого документа
«ФГОС. Проблемы, пути решения.»
Федеральные государственные образовательные стандарты:
проблемы, пути решения
Подготовила:
А.И.Сухорукова,
учитель МБОУ СОШ №1
г. Нижний Ломов
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.А. Сухомлинский
Цель современного российского образования – полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
Основные результаты образования в школе:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития: эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Проблемы введения ФГОС:
общие, системные, личностные
Общие проблемы
Неготовность к:
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Системные проблемы
Проблемы педагога в части реализации требований
ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в
образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников.
Системные проблемы
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- сложности при формировании и реализации
программы духовно-нравственного развития
и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности.
Системные проблемы
Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
- малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;
- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК);
- нехватка площадей для школы.
Личностные проблемы:
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Методическое сопровождение введения ФГОС:
- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;
- организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- создать микрогруппы по проблемам:
* организация накопительной системы оценки,
* разработка заданий, направленных на формирование УУД,
* организация работы по внедрению методик и технологий, способных
реализовать идею целостного развития личности в образовательной
деятельности;
- организовать психологическое сопровождение в школе:
* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся,
* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения
эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию
психических процессов: внимания, мышления, памяти школьников ).
Самое важное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Желаю вам, уважаемые коллеги, наличия у вас этих качеств.