Если действовать не будешь, Ни к чему ума палата…
Ш. Руставели, грузинский поэт XII века
Требования ФГОС
к учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выступление на Методсовете Дмитриевой М. Е.,
учителя высшей категории МБОУ «Гимназия №2» г. Осташкова Тверской обл.
ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся
«В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность…
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».
Начальная школа
«Программа УУД должна быть направлена…
на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Средняя школа
«Программа развития УУД должна обеспечивать:…
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности…
- овладение приемами учебного сотрудничества… в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Старшая школа
«В учебном плане ДОЛЖНО быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)».
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Старшая школа
«Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности , критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов».
обучающиеся сами выбирают тему проекта
обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (сотрудник данного ОУ, либо любой другой организации)
тема проекта должна быть утверждена (кем и когда – выбирает ОУ)
план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта
требования, предъявляемые в конкретном ОУ
Планируемые результаты
Выпускник научится :
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы;
распознавать и ставить вопросы, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать естественно-научные методы и приёмы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование;
использовать методы, характерные для социальных и других наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
отличать факты от суждений, мнений и оценок;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.
Планируемые результаты
Выпускник получит возможность научиться :
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать естественно-научные методы и приёмы: как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими фактами;
использовать приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Система оценки проектной и исследовательской деятельности
« Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников , рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности».
Главный итог – в самих учениках
Оцениваем деятельность и изменение в ученике, а не продукт!