Новые подходы к системе оценки результатов образования
Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.
М. Монтень
При переходе на новые ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ возникла необходимость менять приоритеты в образовании
Сегодня у наших школьников возникли некоторые дефициты:
Не сформированы различные типы чтения ( работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т. д.
Отсутствует учебная самостоятельность,
Присутствует установка на стереотип ( например : не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, не используется личный опыт, тест как проблема );
Нет потребности решить проблему,; подсчитать – применить формулу, объяснить что - то кому - то ).
Задав вопрос родителям,
Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Они отвечали: -
Умение ставить цель и добиваться ее
Умение адаптироваться к ситуации
Умение общаться
Умение ориентироваться в мире
Самостоятельно добывать и применять знания
Уметь заботиться о других, быть достойным человеком
Сохранить здоровье …
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ДЕЙСТВИЯ:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ
7 ПРАВИЛТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ОЦЕНИВАЕМ
ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи
КТО? Ученик + Учитель в диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка
ГДЕ? В таблицах образов.результатов и в портфеле достижений школьника
КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
ИТОГОВЫЕ? Предметные – по таблице результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик
Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие
(предметное, метапредметное, личностное),
а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца
Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
( Приложение АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ)
Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК
«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику
Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?
В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений!
Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных-неперсонифицированных.
Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях: входная диагн., выходная, текущие достижения, проекты и т.д
Правило 5: Отказ от отметки и пересдачи
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Примерные этапы для оценивания
Решите, какие навыки будут оцениваться?
Убедитесь в том, что показатели соответствуют поставленным целям.
Ограничьте количество показателей, чтобы они были чётко отслежены во время выполнения работы или оценены при представлении конечного продукта.
Используйте для показателей и индикаторов термины, понятные ученикам.
Избегайте неоднозначных формулировок, которые затуманивают смысл индикаторов.
Продумайте порядок показателей, чтобы он отражал Ваши приоритеты.
Правило 6: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности)
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень (Необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».
Правило 7. Как определять итоговые оценки и отметки?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),
Итоговая оценка – на основе всех результатов, накопленных учеником в портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Три варианта итоговой оценки ФГОС:
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями
(Менее 50% зад.баз.уровня в итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.)
Нет результ.в портф.достиж)
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми действиями для решения простых задач (стандартных)
(.Более 50% зад.баз.уровня в итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.)
В портф.достиж. Во всех разделах результаты с оценкой не менее «зачет» («норма»))
3.Овладел опорной системой знаний на уровне произвольного осознанного применения действий (решение нестандар. задач)
(65% зад.баз.уровня и 50% макс.баллов в повыш.ур. итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.)
В портф.достиж. в половине разделов результаты с оценкой «хор.» и «отл.»)
Очень многое связано с выбором, самооценкой самореализацией . Поэтому для школьников развитие самооценки потребует от нас дополнительных усилий, но они приведут к тому, что мы вскоре услышим от детей: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
Интересных открытий, уважаемые коллеги!
Требования ФГОС и технология оценивания Образовательной системы «Школа 2100»
www.school2100.ru