Шайхлисламова Л.Р.
выступление на педсовете 12.01.15
Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС.
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»
Бернард Шоу
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку . Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку , если они могут доказать, что она завышена или занижена.
Оценивание – это не тест на определенном отрезке обучения и не тест завершающий процесс обучения и учения. Отсюда следует, что оценивание это непрерывный процесс, так как его приоритетной целью является улучшение учебной деятельности ученика, и учителю необходимо тщательно продумывать эффективное использование методик оценивания в своей ежедневной работе для улучшения учебной деятельности.
Система оценивания наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении оценок, и моменты, в которые оценки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоятельного определения таковой учащимся. То есть система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность. Начиная с первых дней обучения ребёнка в школе, учитель должен внимательно относиться к самооценке ребенка, мягко корректировать ее, выражая свое отношение к тем или иным действиям ребенка, но не навязывать свои оценки. Организуя оценочные взаимодействия в классе, например, обсуждение итогов урока (получилось ли построить чертеж, какой текст был сложнее, какой способ действий оказался удобнее и пр.), учитель постепенно формирует адекватную самооценку всех детей, корректируя ее, если она не соответствует реальным достижениям, направляя детей к более точной оценке своих способов действий, достижений и способностей.
Оценочные действия могут быть направлены также на повышение «престижа» некоторых важных деталей работы детей. Это касается групповой работы (умение распределить работу между участниками, умение договориться, кто будет представлять результаты группы и т.п.), творчества детей, моментов, связанных с добросовестным исполнением замысла.
Так же внимательно учитель должен отнестись к организации контроля. Это означает не то, что учитель должен все время контролировать детей, а то, что он должен организовать контроль со стороны детей за происходящим в классе.
Формы контрольно –оценочной деятельности:
стартовая диагностика;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
Тестово – диагностическиие работы
(при изучении темы два раза: «на входе» и «на выходе»);
итоговое оценивание.
В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.
- диагностическая контрольная работа
- диктанты
- изложение
- контроль техники чтения
Этому помогает введение знаков согласия-несогласия (дети выражают свое отношение к происходящему в классе с помощью этих знаков или в форме жестов). Усилению контроля способствует введение в ход урока специальных провокаций, или «ловушек» – намеренно неправильных учительских ходов. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.
Сегодня можно утверждать, что современные цели образования, новые образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы без трансформации системы оценивания учебных достижений на школьном уровне.
Принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования предлагает внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Прозрачность и открытость оценивания, где критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Приоритет самооценки учащихся над оценкой учителя для чего система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к этой самооценке.
В одном из исследований участвовали 246 учеников в возрасте 8-9 лет, применявших под руководством учителей новую оценочную технику. Их результаты сравнивались с результатами учащихся из группы, в которой учебный процесс происходил без всяких нововведений.
Центральным моментом была регулярная – практически ежедневная – самооценка учеников. Детей научили понимать учебные цели и оценочные критерии и ориентироваться на них, оценивая свои работы. У них также была возможность выбирать учебные задания, которые они потом оценивали. В результате дети сдали итоговые тесты в два раза лучше, чем учащиеся из другой группы.
Основой реализации основной образовательной программы общего образования случит системно-деятельностный подход и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности, в соответствии с требованиями Стандарта, являются:
оценивание достигаемых образовательных результатов (итоговое, промежуточное оценивание);
оценивание процесса их формирования (формирующее оценивание, направленное исключительно на диагностику и коррекцию деятельности учащихся);
оценивание учащихся относительно самого себя (индивидуальный прогресс в обучении); особенности развития его собственного процесса обучения.
Выбор форм и приемов оценивания определяется заданной технологией образовательной системы, которая имеет свои этапы, общие и специальные цели обучения, текущими учебными задачами и целью получения информации. Эти формы и приемы могут быть:
- «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа) действия);
- «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задачи);
- «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);
- «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);
- «письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);
- «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание);
- «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- «обоснованный отказ от выполнения задания» (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями);
- «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задачи: « я этого не знаю, но могу узнать, если…»)
- «многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»);
- «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);
- «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени).
Все эти приемы оценивания со стороны, прежде всего ребенка используются при проведении проверочных, диагностических, стартовых, итоговых, проектных и самостоятельных работах учащихся, а также при проведении уроков-презентации самостоятельных работ, портфолио.
Что может являться источником информации для разных форм оценивания? Это:
работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);
индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
результаты устных и письменных проверочных работ.
Объектом системы оценки результатов образования являются планируемые результаты образования. Они:
личностных (ориентация, ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-личностных отношениях):
- Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное
- Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом
- Морально-этическая ориентация
метапредметных:
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
предметных результатов
- Основы системы научных знаний
- Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
- Предметные действия с учебным материалом
Следующий путь достижения планируемых результатов (предметных, межпредметных и личностных). Они могут быть достигнуты в рамках формирования учебной деятельности на основных учебных предметах, межпредметных образовательных модулях, а также в ходе участия детей в разных видах внеучебной деятельности (спортивной, познавательной, проектной и т.д.). Именно при таком подходе образовательные результаты приобретают целостность и могут быть основой самостоятельности инициативного и ответственного действия учащихся.
Промежуточное, итоговое оценивание, развитие компетентностей при описании планируемых результатов образования рассматриваются через уровневый подход. Что это значит?
а) уровни носят качественный характер (не путать со скоростью выполнения и количеством выполненных по «сложности» заданий) и специфицируются для каждого предмета;
б) уровни используют уже имеющиеся у учащихся предметные способы и средства действия.
Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия. Предполагает умение действовать по образцу в стандартных условиях. Индикатором достижения этого уровня является выполнение задания, для которого достаточно уметь, опираясь на внешние признаки, опознать его тип и реализовать соответствующий формализованный образец (алгоритм, правило) действия.
Например: В области «Числа и вычисления» задания первого уровня связаны, прежде всего, как непосредственно с выполнением арифметического действия, так и с некоторыми стандартными приемами, используемыми при вычислениях, такими, например, как оценка результата, округление, проверка результата обратным действием.
Второй уровень (предметно-рефлексивный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия. Предполагает умение определять способ действия, ориентируясь не на внешние признаки задачной ситуации, а на лежащее в ее основе существенное (предметное) отношение.
Например: В области «Числа и вычисления» задания второго уровня в большей степени должны строиться не на прямых вычислениях, а на вычислении и учете «строения» многозначного числа и выражения. К этому уровню относятся также задания, в которых надо самому определить программу вычислений.
Третий уровень (функциональный, ресурсный) – ориентация на границы способа действия. Предполагает свободное владение способом. Индикатором достижения этого уровня является выполнение заданий, в которых необходимо переосмыслить (преобразовать) ситуацию так, чтобы увидеть возможность применения некоторого известного способа (это может быть реализовано в виде некоторого внешнего преобразования модели, а может быть связано с обращением действия или преодолением сильнодействующего стереотипа действий), либо сконструировать из старых новый способ, применительно к данной ситуации.
В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя рассуждение ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.
Итак, результаты обучения, согласно новому стандарту, носят интегративно деятельностный характер. Подобное представление результатов требует нового подхода к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную содержательную оценку; оценку индивидуального прогресса учащихся; разделение по содержанию, по функциям и по способам проведения формативного (текущего) и суммарного (итогового) оценивания; расширения форм и способов оценочных процедур; изменения в содержании контрольно-измерительных материалов, в способах и формах предъявления образовательных (учебных и внеучебных) достижений младших школьников, включая использование электронных форм оценки. Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. Ученики оценивают результаты своей деятельности в процессе участия в различных конкурсах. Ребята сами принимают решение о том, что их работа сделана правильно и соответствует требованиям конкурса. После подведения итогов конкурса организуется работа по проверке правильности выполнения заданий. Ребята сравнивают свои результаты с правильными ответами и задумываются о причинах своих ошибок. Победы и даже просто участие в конкурсах, получение грамот, сертификатов, с помощью которых дети пополняют своё портфолио предрасполагают к ожиданию успеха в дальнейшем.
Учебный «Портфолио» есть специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Таким образом, общая цель такой работы есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценки, формам презентации своих достижений.
В процессе формирования оценочной деятельности между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную оценку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.
Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок - либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.
Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учителем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться оценкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная оценка.
4-е правило. Оценки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы оценки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой оценки, но имеет право пересдать.
6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень - «превосходно».
Следующее правило, которое сформулировала - оценка товарищей,
При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно
оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.
Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:
– объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;
– проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;
– основываются на личном опыте –80%;
– обсуждают с другими – 70%;
– видят и слышат – 50%; – только видят – 30%;
– только слышат – 26%; – читают – 10%.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно посадить учеников за парты, добиться дисциплины в классе, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
7