ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия
Способы их формирования
Очирова Н.Б, учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №52»
Идеал работника -исполнитель.
Современная эпоха требует созидателя
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
СО
Технологические процессы его освоения
Как учить: новые знания «открывают дети»
Рефлексия как способ развития самооценки
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны
Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
Особенности стандарта:
Компетентностный подход
в образовании
В основе методологии стандарта лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования – индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Для удобства описания результаты образования условно разделены на три группы, в каждой из которых акцентирован один какой-либо аспект:
- личностные результаты (жизненные установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п.), в которых акцкент делается на эмоционально-волевой сферах личностного развития;
- метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности, которые затрагивают все основные сферы личностного развития: когнитивную, эмоциональную, волевую;
- предметные результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, на преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов.
Условность такого описания очевидна, однако оно позволяет выделять доминирующие проблемы в общем ходе образовательного процесса в зависимости от приоритетной направленности совместной деятельности педагогов и учащихся.
деятельностный подход
в построении УВП ( урок в логике формирования УД)
Основные результаты
образования
- формирование предметных и универсальных
учебных действий , обеспечивающих возмож-
ность продолжения образования;
- индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познава-
тельной, саморегуляции
Обобщая о бщественные и личностные ожидания, «Требования к результату освоения основных общеобразовательных программ», последовательно реализуя общую идеологию стандарта,
- характеризуют основные ожидаемые результаты начального образования,
- задают рамки основной направленности образовательной деятельности,
- задают рамки планируемых результатов, дифференцирующихся по области их использования и средствам проверки их достижения,
- дают общую характеристику результатов, на достижение которых должны быть ориентированы образовательная программа общеобразовательного учреждения и программы по учебным предметам,
- образовательная программа общеобразовательного учреждения и
- программы по учебным предметам,
- устанавливают процедуры, направленные на выявление и контроль за достижением ожидаемых результатов начального образования.
На слайде представлены основные результаты начального образования, на достижение которых должна быть направлена деятельность всех участников образовательного процесса, деятельность системы образования и образующих ее инфраструктур.
ЧТО ЗАМЕРЯЕМ?
Результаты общего образования
- Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.)
- Общепредметные результат ы (УУД, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях)
- Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность)
ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля, инструментарий)
- Знания, умения, навыки предметного содержания (программы обучения по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку );
- Универсальные учебные действия , освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Механизмы воздействия стандарта
на учебный процесс ( документация как
объект контроля)
- Базисный образовательный план
- Программа формирования и развития универсальных учебных действий
- Планируемые результаты и примерные учебные программы по отдельным предметам
- Модели оценочной деятельности
- Базовые образовательные технологии
Стандарты являются документом опосредованного действия. Они воздействуют на образовательный процесс через совокупность нормативных и инструктивно-методических документов, некоторые их которых, как имеющие наибольшее воздействие на учебный процесс, представлены на слайде.
Предметом дальнейшего обсуждения являются три последних, выделенных жирным шрифтом, механизма:
- планируемые результаты освоения примерных учебных программ по отдельным предметам
- оценочная деятельность учителя,
- базовые образовательные технологии.
Виды универсальных учебных действий
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Российская академия образования
Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения )
- Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …)
- Познавательные УУД ( общие учебные умения , постановка и решение практических задач, логические…)
- Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)
- Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией … )
Стандарты первого и второго поколения 6
Универсальные учебные действия (УУД)
Общие учебные умения
- Познавательная деятельность
- Речевая деятельность и работа с информацией
- Организация деятель -ности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности , учебное сотрудничество …)
- Регулятивные УУД ( целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка
- Коммуникативные УУД ( учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний , работа с информацией … )
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (Стандарт, 2004)
- Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…)
- Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами , участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …)
- Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)
Личностные УУД
Личностные
УУД
Смысло-
образование
Нравственно-
этическое
оценивание
Самопознание
и само-
определение
Виды УУД – Регулятивные действия
Регулятив-
ные
действия
Целепола-
гание
Планиро-
вание
Прогно-
зирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая
само
регу-
ляция
Познавательные УУД
Познава-
тельные
действия
Обще-
учебные
Логические
Постановка
и решение
проблем
Коммуникативные УУД
Коммуни-
кативные
действия
Планиро-
вание
учебного
сотрудни-
чества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказы-
ваний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Речевая деятельность и работа с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
- Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации:
- умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами;
- умение использовать компьютерную технику
Основные читательские умения-коммуникативные УУД ( стандарт второго поколения )
- Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного.
- Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.
- Библиографические умения.
- Овладение алгоритмом информационного поиска
( поиск информации из различных источников)
Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения)
- Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста.
Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения)
- Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения.
- Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями.
- Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.
Все ли три головы Горыныча согласны, что новому содержанию нужны новые технологии проведения учебных занятий ? (20)
Новая технология – сущностная часть содержания образования (15)
- изменение характера взаимодействия учителя с классом
- личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения;
- внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;
- репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ »)
Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания
- образцов деятельности,
- различных методических или дидактических средств,
- последовательности выполняемых действий,
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет свого действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
- Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
- Работа с учебными моделями (слова , устные высказывания, тексты)
- Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
- Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
- Ежедневное чтение (вслух и “ про себя ” ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Базовые образовательные
технологии
Триада :
замысел-
-реализация-
-продукт
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения русскому языку (клавиатурному письму, алфавиту) является проект «Моя первая записная книжка».
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
- Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)
- Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Базовые образовательные
технологии
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основные принципы:
- открытость системы требований,
- предъявление образцов деятельности,
- «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
- посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,
- добровольность в освоении повышенных уровней требований,
- работа с группами «подвижного» состава,
- накопительная система оценивания.
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение , в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.
Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует
- созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
- обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
- формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
- формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Базовые образовательные
технологии
ЦОР как новое дидактическое
средство обучение
Экранное чтение
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
- информационная поддержка учебного процесса ,
Образовательная среда:
учебное и игровое пространства
Назначение :
- для подвижных занятий и для спокойной работы,
- для общения и для уединения,
- для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
- для поиска информации
Учебное
пространство:
- место учителя,
- свободно оформляемое место
для работы учащихся,
- «центральное» место для выступлений,
- «центральная» доска,
- рабочие доски,
- уголок книг и других информационных
источников,
- аудио- и видеоцентр, центр «письма»
- стол с раздаточными материалами
- выставки, стенды и т.п.
Планируемые результаты (русский язык, литературное чтение) УУД
- Классифицировать, маркировать , обозначать, находить по оглавлению …
- Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать…
- Демонстрировать понимание/осознание, использовать…
- Слышать, артикулировать, интонировать …
- Распознавать, определять, пояснять…
- Оказывать и принимать помощь при затруднениях
Планируемые результаты (математика) УУД
- Находить решение, вычислять, измерять, моделировать
- Решать практические задачи
- Оказывать и принимать помощь при затруднениях
- Экспериментировать, исследовать, выявлять
Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования (31)
Что оценивается: функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий