Изучаем ФГОС дошкольного образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка…
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Стандарт включает в себя требования к:
- Структуре Программы и ее объему.
- Условиям реализации Программы.
- Результатам освоения Программы.
5
Содержание Программы
Виды деятельности
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования детей
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Физическое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Цель
- гармоничное физическое развитие
- формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
- формирование основ здорового образа жизни
Задачи
Образовательные
Воспитательные
Оздоровительные
- формирование двигате- льных умений и навыков
- развитие физических качеств
- овладение ребенком элементарными знания- ми о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья
- охрана жизни и укрепле- ние здоровья, обеспече- ние нормального функционирования всех органов и систем организма
- всестороннее физическое совершенствование функций организма
- повышение работоспособности и закаливание
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
- разностороннее гармо- ничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)
Социально-коммуникативное развитие
Задачи социально-коммуникативного развития
Становление самостоятельности, целенаправленно-сти и саморегуля-ции собственных действий
Усвоение норм и ценностей, приня-тых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности
Развитие социаль-ного и эмоциональ-ного интеллекта,
эмоциональной отзывчивости,
сопереживания
Развитие общения
и взаимодействия
ребёнка со взрослыми
и сверстниками
Формирование готовности
к совместной деятельности
со сверстниками
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Основные направления
социально-коммуникативного развития
Развитие игровой деятельности
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание
Речевое развитие
Основная цель
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи речевого развития
Обогащение
активного словаря
Овладение речью как средством общения и культуры
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие речевого творчества
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
4. Развитие связной речи:
- Диалогическая (разговорная) речь
- Монологическая речь (рассказывание)
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове
3. Формирование грамматического строя:
- Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам)
- Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
- Словообразование
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову
Познавательное развитие
Основная цель : развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей
Задачи познавательного развития
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и народов
Художественно-эстетическое развитие
Задачи
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
- Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования
ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
Требования к кадровым условиям реализации Программы
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
Требования к финансовым условиям реализации Программы должны:
Требования к результатам освоения основной
образовательной программы дошкольного образования
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.