Доклад
«Финансовая грамотность в курсе английского языка в общеобразовательной школе»
Повышение уровня финансовой грамотности современных школьников является одной из приоритетных задач государства в настоящее время. Быть финансово образованным необходимо, так как умение правильно распоряжаться финансами является залогом здорового развития экономики
В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы»1 отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед людьми непростые задачи, к решению которых они зачастую оказываются неподготовленными.
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений» выделено как одно из важных качеств выпускника. Всемирный банк определяет финансовую грамотность как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами».
Нужно отметить, что умение управлять финансовыми потоками не является врожденной способностью человека, но оно может быть получено в ходе образовательного процесса. Молодежь, получая представление о финансах, вырабатывает навыки планирования бюджета, аккумулирует средства для финансирования дальнейшего образования и покупки жилья. Следовательно, исходя из современных реалий, можно сделать вывод: уроки финансовой грамотности в программе современной российской школы занимают очень важное место, их актуальность очевидна, так как именно на этих занятиях школьники начинают осознавать себя в качестве члена семьи, общества и государства и учиться
• сопоставлять свои доходы и расходы управлять личными финансами;
• оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
• осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
• понимать причины экономических проблем семьи;
• рассуждать о доходности или убыточности вложений на простых примерах;
• адаптироваться в мире финансовых отношений человека с финансовыми институтами;
• разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг;
• принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения.
Современный финансовый рынок предоставляет населению страны гораздо более широкий ассортимент возможностей для управления собственными средствами, чем 5—10 лет назад: российские школьники уже с достаточно раннего возраста становятся потребителями: покупают товары, пользуются мобильными приложениями, расплачиваются пластиковыми картами, а такие термины как дебетовая и кредитная карточка, потребительский кредит, ипотечный кредит, банковский депозит и т.д. прочно вошли в нашу повседневную жизнь.
Недостаток финансовых знаний у населения приводит к неэффективному распределению личных сбережений, увеличению финансовых злоупотреблений, к накоплению избыточных кредитов, которые впоследствии очень сложно погасить, и многим другим серьезным проблемам. Соответственно, полученные на занятиях знания в сфере финансов научат школьников уважать деньги и правильно ими пользоваться, понимать свои реальные потребности и отличать их от сиюминутных желаний, возникающих под влиянием рекламы, задумываться об инвестициях, помогут свести к минимуму количество ошибок, связанных, в частности, с распределением денежных средств по мере взросления и приобретения самостоятельности и составят основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.
Таким образом, английский язык как школьный предмет вносит свой вклад в формирование финансовой грамотности учащихся. Концепция преподавания основ финансовой грамотности в рамках предмета «Английский язык» остается такой же, как в преподавании других школьных предметов. Ряд актуальных вопросов с финансовой составляющей может быть органично встроен в обязательный перечень изучаемых тем в курсе английского языка основной и старшей школы. Темы возникновения и истории денег, валюты разных стран, личного бюджета и бюджета семьи, учета и планирования своих доходов и расходов, соотношения цены и качества являются важными и интересными для школьников 5-9 классов. Им также будет полезно познакомиться и научиться оперировать экономическими терминами, получить актуальные сведения об экономической ситуации в своей стране и за рубежом. Эти знания и умения подготовят учащихся к более серьезному и углубленному рассмотрению финансовой тематики и повышению уровня их финансовой грамотности на уроках английского языка в 10–11 классах.
В программу по английскому языку для 5-11 классов общеобразовательной школы могут быть введены, эффективно проработаны и усвоены элементы финансовой грамотности по следующим темам
• Зачем быть финансово грамотным.
• Деньги, их история, виды, функции денег.
• Семейный и личный бюджет.
• Экономические отношения семьи и государства.
• Финансовые институты.
Темы могут быть одинаковыми в каждом классе, материал и образовательные технологии должны варьироваться с учетом возрастных, психологических, социальных и индивидуальных особенностей школьников, но познакомить учащихся с такими понятиями, как, «деньги» и «семейный бюджет», осветить такие темы, как личные финансы, сбережения, механизмы взаимодействия семьи и государства и др., вполне реальная задача, которая может быть успешно решена учителем английского языка в классе. При интегрировании элементов финансовой грамотности в предмет педагогу необходимо предлагать учебные материалы и задания с учетом выше перечисленных особенностей школьников, способствующие развитию интереса и мотивации к изучению данной тематики.
Элементы курса финансовой грамотности могут и должны войти в программу предмета «Английский язык» в основной школе, так как при правильном подборе, распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом (в ходе прочтения текстов, прослушивания аудиоматериалов и просмотра видеоматериалов, обсуждения, ролевых игр, презентаций, проектной деятельности и т.д.) учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления о финансовой стороне жизни (планирование личного бюджета, формирование представления о необходимых тратах, умение откладывать деньги для определенных целей и соизмерять свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью).
Для формирования финансовой грамотности на уроках английского языка в 5-9 классах предлагается применять следующие методологические подходы:
компетентностный,
личностно-деятельностный,
контекстный,
практико-ориентированный,
интегративный,
субъектный.
Компетентностный подход позволяет определить содержание и место финансовой грамотности в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы.
Применяя личностно-деятельностный подход в обучении финансовой грамотности в рамках английского языка, учитель ставит в центр обучения ученика с учетом его мировоззрения, жизненных целей, возрастных особенностей. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия, а затем формирует, направляет и корректирует весь образовательный процесс в целях развития как личности отдельного обучающегося, так и всего класса в целом.
Контекстный и практико-ориентированный подходы предполагают сближение учебного процесса с реальной жизнью, т.е. возможность применения полученных финансовых знаний в повседневных ситуациях. Благодаря интегративному подходу обеспечивается логическая межпредметная связь аспекта финансовая грамотность и дисциплины английский язык.
Субъектный подход обеспечивает условия для личностного развития школьников, выражающегося в способности успешно адаптироваться в постоянно меняющемся образовательном и социокультурном пространстве, в потребности и готовности дальнейшего развития. Субъектный подход также предполагает готовность и способность обучающихся управлять своими действиями, планировать способы своей деятельности, реализовывать намеченные планы, контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий.
Перечисленные выше методологические подходы подразумевают практическое освоение новой финансовой информации учащимися, т.е. на занятиях должны использоваться современные формы обучения, характеризующиеся высокой коммуникативной направленностью и активным включением учащихся в учебную деятельность. Предлагаемые школьникам задания должны способствовать адаптации школьников к современным социальным условиям и обеспечивать возможность применения финансовых знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на занятиях, в реальных жизненных ситуациях, так как обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности.
Поиск новых, более эффективных средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что на занятиях по английскому языку, включающих элементы финансовой грамотности, также следует использовать весь спектр форм и методов обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие. Данные формы и методы подразумевают индивидуальную, парную, групповую, коллективную работу учащихся с учетом их возрастных особенностей и включают вопросы, тесты, практические задания, игры, эссе, проблемные ситуации, несложные кейсы, исследования и проекты. Задания моделируют ситуации реальной жизни, в которых учащемуся необходимо высказать свою точку зрения и/или выработать совместное решение (например, в семье или в коллективе) по финансовому вопросу (планированию бюджета, взятии кредита или ипотеки, инвестированию и т. д.).
В ходе учебного курса у учащихся формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, диаграммами, а также навыки поиска, анализа и представления важной/необходимой информации, критического мышления, умения вести дискуссию и публичные выступления. В процессе преподавания финансовой грамотности с успехом может применяться проектная деятельность, которая на данном этапе занимает особое место в школьном образовании. В основе проектной работы лежит творческая деятельность ученика, которая в свою очередь подразумевает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, занимающейся изучением значимой для нее проблемы, предпринимающей самостоятельные действия для ее решения и презентующей конечный продукт по завершению.
Например, в ходе обучения финансовой грамотности учащимся могут быть предложены такие актуальные и интересные темы проектов как 5-6 классы: «Зачем нужны деньги?», «Национальные валюты», «Мои карманные деньги»; 7-9 классы: «Распределение семейного бюджета», «Мои сбережения», «Хочу и могу», «Как заработать деньги», «Заработать и преумножить» и др.
Выполнение проектов будет способствовать как более качественному усвоению теоретического материала по рассматриваемому вопросу, так и формированию конкретных практических навыков в вопросах финансовой грамотности.
Все темы должны быть представлены в живой и интересной для учащихся форме, так как данные занятия должны повышать мотивацию учащихся к изучению финансового аспекта. Школьники не только читают тексты по финансовой тематике, но и выполняют упражнения на догадку, обсуждают актуальные финансовые вопросы, участвуют в ролевых играх и решают кейсы, моделирующие поведение в различных ситуациях, связанных с финансовой составляющей.
В рамках данной тематики учащиеся расширяют свой терминологический финансовый словарь, а также углубляют знания и закрепляют умения, полученные при изучении других школьных предметов по данной тематике.
Контрольно-измерительные задания по финансовой грамотности в курсе английского языка для учащихся 5, 6 классов могут быть предложены в форме тестов, презентаций, творческих исследовательских проектов и т.д.
Ожидаемые результаты освоения элементов финансовой грамотности в курсе английского языка в 5, 6 классах
• освоить базовые финансовые понятия и термины на английском языке;
• понимать функции денег, знать название валют различных стран на английском языке;
• знать основные источники доходов в семье и обязательные семейные расходы;
• принимать участие в составлении семейного бюджета;
• понимать, что такое карманные деньги и как их можно эффективно использовать;
• уметь считать деньги;
• рационально относиться к денежным средствам;
• развивать качества, необходимые для принятия самостоятельных решений по денежным вопросам;
• понимать сущность денег как нравственной категории, правильно соотносить духовные и материальные ценности;
• знать основные элементы культуры обращения с деньгами. 6 класс
• оперировать базовыми финансовыми понятиями и терминами на английском языке;
• развивать экономическое мышление и осознавать многогранность понятия «финансы»;
• понимать, что стоимость товара и услуг зависит от материала, сложности его производства, качества и нужности;
• знать природу денег и культуру обращения с деньгами;
• осознавать принцип «сначала зарабатываем – потом тратим»;
• понимать, зачем нужно накопление; • нести ответственность за принятое финансовое решение; 23
• критически относиться к «нетрудовому» доходу и богатству и положительно как результату труда человека;
• понимать, что деньги бывают объектом чужого интереса;
• понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
При правильном подборе и распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом ( в ходе прочтения текстов, прослушивания аудиоматериалов, обсуждения, ролевых игр, проектной деятельности) учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления о финансовой стороне жизни(планировании личного бюджета, формирование представления о необходимых тратах, умение откладывать деньги для определенных целей и соизмерять свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью.
Финансовая грамотность и английский язык: как совместить интересы
1.Структура школьного английского «вписывается» в целевую возрастную категорию детей разработанной программы «Финансовая грамотность»: практически в рамках любой программы английского языка в любом классе есть темы, посвященные семье, путешествиям и т.п
2.Планируемые предметные результаты по английскому языку(особенно в старших классах) частично совпадают с планируемыми результатами по финансовой грамотности: в каждом курсе изучаются вопросы так или иначе касающихся поведения людей в различных социально-экономических ситуациях.
3.Приобретают актуальность ценностные ориентации языкового образования на практическую значимость и социализацию личности в контексте изучаемой социально-экономической ситуации на локальном, региональном и глобальном уровне.
Приемы организации образовательной деятельности
Акцент на организацию практико-ориентированной, социально и личностно-значимой деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии (приемы эвристической беседы: диалога и полилога; дебаты);
Приемы частично-поисковой практико-ориентированной деятельности(решение учебных и практических задач; приемы создания коллективного и индивидуального выбора);
Игровые методы;
Приемы контекстного обучения(кейсы, решение контекстных и ситуативных задач);
Технологии критического мышления: «Мозговой штурм»,»Дерево проблем»);
Технологии проектной деятельности(мини-проекты, социальные, финансовые, смешанные);
Уроки финансовой грамотности в программе современной российской школы занимают очень важное место, их актуальность очевидна, так как именно на этих занятиях школьники:
• начинают осознавать себя в качестве члена семьи, общества и государства,
• понимать причины экономических проблем семьи,
• сопоставлять доходы и расходы,
• рассуждать о доходности или убыточности вложений на простых примерах,
• адаптироваться в мире финансовых отношений человека с финансовыми институтами.
Элементы курса финансовой грамотности могут и должны войти в программу предмета «Английский язык» в основной школе, так как при правильном подборе, распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом (в ходе прочтения текстов, прослушивания аудиоматериалов, обсуждения, ролевых игр, презентаций, проектной деятельности и) учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления о финансовой стороне жизни (планирование личного бюджета, формировании представления о необходимых тратах, умение откладывать деньги для определенных целей и соизмерять свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью).