Организаторы:
Инструкция для проведения квиза
ф и н а н с о в а я о н л а й н - и г р а для школьников
Дата проведения:
6 апреля 2022 года с 10:00 до 11:00
Площадка проведения:
прямой эфир на странице «Мои финансы» во ВКонтакте
Оператор:
« Зн а т о к Ф и н З О Ж » – ф ин ан с о в а я он л а й н - и г р а д л я ш к о л ь ни к о в из всех регионов России. Никаких вопросов из учебников – только т о , ч т о д е й с т в и т е л ь н о в а ж н о з н а т ь п р о д е н ь г и в к о н к р е тн ы х жизненных ситуациях!
П р я м о й э ф и р с о с т о и тс я :
6 а п ре л я 2 0 2 2 г о д а с 1 0 : 00 д о 1 1 : 00 по московскому времени Площадка проведения:
страница «Мои финансы» во ВКонтакте
Вы можете выбрать, когда школьники будут проходить квиз:
во время прямого эфира 6 апреля или в другое удобное время ( на п р и м е р , в о в р е м я у р о к а ) .
Запись эфира будет доступна на странице «Мои финансы» во ВКонтакте и в разделе ФинЗОЖ Феста для школьников на портале моифинансы.рф.
Для проведения квиза учителю понадобится распечатать опросные листы, которые доступны для скачивания в разделе ФинЗОЖ Феста для школьников на портале моифинансы.рф на странице «Материалы» (по 3 на каждую команду).
@ m o i f i n an c y
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь и г р ы : 1 ч а с ( 6 0 м и н )
В прямом эфире квиз ведет Надежда Грошева, главный редак- т о р по р т а л а м о и ф ин ан с ы. рф .
Уча с тн и к и о т в е чаю т н а в о п р о с ы о н лай н в В К- ан к е т е , р а з м е щ ен - ной на странице «Мои финансы» во ВКонтакте, или в опросном л и с т е ( е г о в ы д ае т у чи т е л ь , п р о в о д я щ и й к в и з ) .
После 6 апреля презентация с вопросами квиза, запись эфира и ответы на вопросы квиза будут размещены в разделе ФинЗОЖ Феста для школьников на портале моифинансы.рф на странице «Материалы».
С помощью этих материалов можно самостоятельно проводить финансовую онлайн-игру «Знаток ФинЗОЖ» в офлайн-формате в школах в любой удобный день.
1
П р а в и л а
3 р ау н д а , 6 в о п р о с о в и з р а з н ы х к а т е г о р ий В с е г о – 1 8 в о п р о с о в
В команде 4–6 человек
Е с л и в и г р е п р и н и м а ю т у ч а с т и е о т 5 д о 8 к о м а н д , д л я п р о в е - д ен и я к ви з а д о с т а т о ч н о о д но г о у ч и т е л я ( и л и 1 у ч и т е л я - в е д у - ще г о и 1 по м о щ н и к а д л я о ф л а й н - п р о в е д ен и я к ви з а ) ;
если от 8 до 12 команд, то понадобится не менее двух учите- л е й ( и л и 1 у ч и т е л ь - в е д у щ и й и 2 у ч и т е л я - по м о щ н и к а д л я офлайн-квиза). Такое распределение связано с отведенным на квиз временем.
На обсуждение каждого вопроса командам дается по 60 секунд.
Вопросы либо звучат в прямом эфире, либо (при проведении офлайн-игры) их задает ведущий. Ведущий офлайн-игры также засекает время и предупреждает команды за десять секунд до его истечения.
Помощники ведущего следят за соблюдением правил квиза.
Телефонами во время квиза пользоваться НЕЛЬЗЯ (лучше с л о жи т ь и х в о т д е л ь ну ю к о р о б к у н а в р е м я к в и з а ) . Ес ли в е д у - щий или его помощники заметят телефон, участник игры дис- квалифицируется.
После обсуждения команды НЕ ОЗВУЧИВАЮТ ответ, а вносят е г о в с п е ц и а л ь ну ю ф о р м у , р а з м е щ е н ну ю н а с тр ан и ц е
« М о и ф и на н с ы » в о В К о н т а к т е , е с ли к в и з п р о и с х о д и т в р е жи м е онлайн, или в опросный лист, если квиз проводится
в о ф л а й н - р е ж им е .
По истечении 60 секунд, выделенных на обсуждение, веду- щий задает следующий вопрос.
Предусмотрена пауза на предварительное подведение итогов п о с л е 6 , 1 2 и 1 8 в о п р о с о в .
Правильный ответ приносит команде ОДИН балл.
2
М е х а ни к а :
Формат викторины – видео-вопросы
на странице «Мои финансы» во ВКонтакте.
Последовательность действий:
- Подготовка к игре: ведущий объявляет правила.
- Раздаются распечатанные опросные листы (по три листа
на каждую команду). Команды придумывают себе названия и вносят их в лист голосования. Отвечать на вопросы квиза м о ж н о ли б о в о п р о сн ы х л и с т а х , ли б о в с п е ц и а л ь н о м п р и л о ж е - нии «ВК-анкета», ссылка на которое будет размещена на стра- н и ц е « М о и ф и на н с ы » в о В К о н т а к т е 6 а п ре л я в 1 0 : 00 п о м о с к о в - скому времени.
- В е д у щ и й з а д ае т в о п р о с и о с т ав л я е т е г о н а э к р ан е .
Идет обсуждение. Команда вписывает ответ в опросный лист или в ВК-анкету. Вариант ответа вслух не озвучивается.
- После минуты обсуждения ведущий задает следующий вопрос. Правильный ответ на предыдущий вопрос не озвучи- вается.
- После окончания каждого из трех раундов квиза (то есть после 6, 12 и 18 вопросов) объявляются небольшие перерывы. Если участники вносят ответы в опросные листы, то после окончания каждого раунда они сдают их учителю.
- В перерывах между раундами ведущий называет правильные ответы на каждый вопрос и дает к ним короткий комментарий. В это время учителя-помощники ведут подсчет очков, набран- ных командами.
- После обсуждения ответов третьего раунда ведущий подво- д и т о б щ и е и т о г и и о б ъ яв л я е т п о б е д ит е ле й . У чи т е л я о б ъ яв л я - ю т р е з у л ь т а ты к о м а н д в к ла сс е и о б ъ я в л я ю т к о м а н д у - п о б е д и - теля школы.
Оборудование:
П р о е к т о р , з в у к о у с и лени е ( п р и н е о б х о д им о с т и )
3
В оп р о с ы и о т в е ты
п е р в ы й раунд
6 в о п р о с о в
В оп р о с 1 . # л и чны е _ д ен ьг и
К а к а я с к а з о ч н а я г е р о и н я н а л е г к и е д ен ь г и в ы г о д н о к у п и л а в ещ ь д л я в е ч е р ин к и ?
А . Д ю йм о в о ч к а Б . М у х а - Ц о к о т у ха
В . В а с и л и с а Пр е к р а с н а я Г . А л и с а и з с тр ан ы ч у д е с
П р а в ил ь ны й о т в е т : Б
Комментарий: Как известно, муха нашла денежку в поле. Соот- ветственно, эти доходы нельзя назвать зарплатой. Затем муха, как мы помним, пошла на базар, купила самовар и пригласила всех тараканов на чаепитие.
Категории:
#личные_деньги
#история_Минфина_России
# н а л о ги
В оп р о с 2 . # л и чны е _ д ен ьг и
К а к о е с л о в о и з о б л а с т и ф ин ан с о в с в я з ы в а е т э т и дв е ф от о г р а ф и и ?
П р а в и л ь н ы й о т в е т : моне т а ( и л и моне т к а )
На фото советский автомобиль «Жигули» ВАЗ-2101, получив- ший народное прозвище «Копейка», и Пятачок из мультфильма про Винни-Пуха.
4
В оп р о с ы и о т в е ты
п е р в ы й раунд
В оп р о с 3 . # и с т о р и я _ Мин ф ин а _ Р о с с ии
В каком году император Александр I подписал манифест о б у чр е ж д е ни и Мини с т е р с т в а ф ин ан с о в ?
А . 1 7 8 0
Б . 1 80 2
В . 1 8 2 5
Г. 1917
П р а в ил ь ны й о т в е т : Б
Комментарий: Министерство финансов было учреждено
8 сентября 1802 года, когда император Александр I подписал манифест.
В этом году Министерству финансов исполняется 220 лет.
В о п р о с 4 . # л и чные _ д ен ьг и
Что имеют в виду, когда говорят о зарплате «чистыми»? А. Зарплата минус 20% налога на добавленную стоимость Б. Зарплата минус 13% налога на доходы физических лиц В. Зарплата, проверенная комиссией по охране труда
Правильный ответ: Б. Это зарплата за вычетом 13% налога н а д о х о д ф и з и ч е с к и х ли ц .
Комментарий: Важно знать, что обычно работодатель указы- вает сумму зарплаты больше той, что работник в действитель- ности получит на руки. Заработная плата, включая все премии и надбавки, облагается налогом на доходы физических лиц (еще его называют подоходным налогом) в размере 13%.
А оставшиеся деньги, которые получает сотрудник, называют зарплатой «чистыми».
5
В оп р о с ы и о т в е ты
п е р в ы й раунд
В оп р о с 5 . # л и чны е _ д ен ьг и
Кто распоряжается выпуском наличных денег?
Б . « Г о з на к »
А . Пр а в и т е л ь с т в о Р о с с и и В . « С бе р Б ан к »
Г . Б ан к Р о ссии
Д . М и н и с т е р с т в о ф и на н с о в
П р а ви л ь ны й о т в е т : Б а н к Р о с с ии.
Комментарий: Во всех странах наличные деньги выпускаются по распоряжению центральных банков. В нашей стране –
это Банк России. Если кто-то ответил «Гознак», то это был
в о п р о с с п о д в о х о м : « Г о з на к » д е й с т в и т е л ь н о пе ч а т ае т д е н ь г и , но по распоряжению Банка России.
В оп р о с 6 . # н а л о ги
Ч т о т а к о е н а ло г о в ы й в ы ч е т ?
А. Общая сумма налоговых платежей человека за год.
Б . Э т о в о з в р а т ча с т и р ан е е у п л а ч е н н о г о н а л о г а и ли с у м м а , на которую уменьшается налогооблагаемый доход.
В. Зарплата за вычетом налогов, уплаченных работодателем.
Г. Налоговый платеж, который не является обязательным и осуществляется добровольно
П р а ви л ь н ы й о т в е т : Б
Комментарий: Налоговый вычет – это удобный инструмент, который позволяет в некоторых ситуациях вернуть налог на доходы физических лиц или его не уплачивать. Такими
ситуациями, например, могут быть покупка жилья или расходы
на образование или лечение.
6
В оп р о с ы и о т в е ты
вт о р о й раунд
6 в о п р о с о в
В оп р о с 7 . # з а р а б о т о к _ д л я _ п о д р о с т к о в
С какого возраста можно зарегистрироваться в качестве самозанятого?
А . С 1 4 л е т Б . С 1 6 л е т В . С 1 8 л е т
П р а ви л ь н ы й о т в е т : А.
Комментарий: Зарегистрироваться в качестве самозанятого м о ж н о с 1 4 л е т , с р а з р е ш е н и я р о д и т е л е й . Э т о о т л и ч н а я в о з - можность официально подрабатывать до совершеннолетия и о б ре с т и н е к о т о р у ю ф и на н с о в у ю с ам о с т о я т е л ь н о с т ь .
Категории:
#заработок_для_подростков
#история_Минфина_России
#личные_деньги
# н а л о ги
В о п р о с 8 . # и с т о р и я _ Минф и н а _ Р о с с ии Как назывался первый в России банк? А . Д в о р ян с к ий з а ём ны й б а нк
Б. Купеческий заёмный банк
В . К р е с т ь ян с к ий п о з еме л ь ны й б а нк Г . Г р и н го т тс - б а н к
П р а в ил ь н ы й о т в е т : А . Д в о р я н с к и й з а ё мн ы й ба нк
Комментарий: В 1754 году по Указу императрицы Елизаветы был основан первый банк – Дворянский заёмный банк. Основной функцией этого банка было предоставление ссуд представите- лям дворянства. Вторым, по инициативе графа Шувалова, поя- вился Купеческий заёмный банк, помогавший развитию торгов- ли и производства. К концу XIX века активно заработал Кре- с т ь я н с к и й п о з е м е л ь н ы й б ан к – о н п р е д о с т ав л я л к рес т ь я нам с с у д ы н а п р и о б р е т е н и е з е м л и и , п о с у т и , б ы л к р уп н ей ш и м ипотечным банком в Российской империи.
Ну а Гринготтс-банк существует только в книгах о Гарри Поттере.
# пра в а _ п о т ре б и т е ле й _ финансовых_услуг
В оп р о с 9 . # л и чны е _ д ен ьг и
В к а к о й р а з д е л с ем е й но г о б ю д ж е т а н у ж н о з а н е с т и к р е ди т? В д о х о д ы и л и р а с х о д ы ?
П р а в и л ь н ы й о т в е т : в р а с х о д ы .
На коротком отрезке времени кредит поможет решить насущ- ные проблемы, но его обязательно придется выплачивать. Эти выплаты надолго станут расходной статьей семейного бюджета. Поэтому кредит – это расходы.
7
В оп р о с ы и о т в е ты
вт о р о й раунд
В оп р о с 1 0 . # л и чны е _ д ен ьг и
В н им ан и е ! В оп р о с - р е б у с ! О т га д а й т е , к а к о й ф и н а н с о в ый т е р м и н м ы з а ш и ф р о в а ли.
Ответ: финансовая «подушка безопасности».
К о м мен т а р и й : П о ана л о ги и с п о д у ш к о й б е з о п а сн о с т и в а в т о м о - биле, запас денег на случай непредвиденных обстоятельств мы называем финансовой «подушкой безопасности». Такой резерв должен быть у каждой семьи. Хранить его лучше на банковском с че т е , ч т о о бе с пе ч и т с о х р ан н о с т ь с р е д с т в и д а с т в о з м о ж н о с ть быстро получить деньги в случае необходимости.
В оп р о с 1 1 . # н а л о ги
Н а п и ш и т е в оп р о с но м л и с т е т е н а ло г и , к о т о р ые Н Е п л а т я т о б ы ч н ы е г р а ж д а н е .
А . П о д о х о дн ы й н а л о г
Б . Н а л о г н а д о б ав л е н ну ю с т о и м о с ть В . Н а л о г н а т е ле в ид ение
Г . З ем ел ь н ы й н а л о г
Д . И м у щ е с т в е нн ы й н а л о г Ж . Н а л о г н а м ус о р П р а ви л ь н ы й о т в е т : Б , В , Ж .
Комментарий: Вся информация о налогах, налоговых льготах размещается на сайте Федеральной налоговой службы.
Налоги – общий вклад людей в свою безопасность и комфорт- ну ю жи з н ь , в е д ь и м е н н о б ла г о д а р я н а л о г а м г о с у д а р с т в о о с у - ществляет все свои главные расходы (на науку и образование, на медицину и т.п.). Поэтому обязанность каждого гражданина – п л а ти т ь н а л о г и .
8
В оп р о с ы и о т в е ты
вт о р о й раунд
Вопрос 12. #права_потребителей_фиинансовых_услуг
Образовательный кредит – это заем с государственной под- держкой, который выдают банки для оплату обучения в вузах п о д н и з к у ю п р о ц е н т н у ю с т а в к у . В о в р е м я у ч е б ы в ы п л а ч и в а ю т - ся только …………, а основной долг заемщик возвращает в тече- ние 15 лет после окончания вуза. Досрочное погашение такого кредита – полностью или частично – возможно в любое время.
В о п р о с : к а к у ю ф р а з у мы у д а лил и ?
П р а в и л ь н ы й о т в е т : п р о ц е н т ы п о к р е ди т у .
Комментарий: На сегодняшний день Министерство образования Р о с си й с к о й Фе д е р а ц и и з а к л ю ч и л о с о г лаш е н и е о п р е д о с т ав л е н и и образовательных кредитов с государственной поддержкой
со «СберБанком». Важно помнить, что брать потребительский кредит на образование – невыгодно, поскольку процентная ставка по нему будет намного выше. Во многих банках существу- ю т с в о и п р о гр ам м ы о б р а з о в а т е л ь н ы х к р е д и т о в , у с л о в и я п о к о т о - рым выгодно отличаются от обычных потребительских кредитов.
9
В оп р о с ы и о т в е ты
т р е т и й раунд
6 в о п р о с о в
В о п р о с 1 3 . # л и чны е _ д ен ьг и
Н а к у пю р е к а к о г о но м ин а л а из о б р а ж е н г о р о д В ла д и в о с т о к ?
Правильный ответ: 2000 рублей. Эта купюра была выпущена в о б р а щен и е в 2 0 1 7 г о д у .
Категории:
#личные_деньги
#история_Минфина_России
# ини ц и а т ив н о е _ б юджетирование
#налоги #борьба_с_мошенниками
В оп р о с 1 4 . # и с т о р и я _ Мин ф ин а _ Р о с с ии
В каком из этих зданий формируется федеральный бюджет России и осуществляется контроль за его исполнением?
А. Б.
П р а в ил ь ны й о т в е т : В
К о м мен т а р и й : М и н и с т е р с т в о финансов Российской Феде- р а ц и и . З д ан и е н а х о д и т с я
в Москве на улице Ильинка - э т о д о м 9 , с тр о е н и е 1 .
В.
10
В оп р о с ы и о т в е ты
т р е т и й раунд
В оп р о с 1 5 . # ини ц и а т и в н о е _ б ю д ж е т и р о в а ние
В городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа при участии жителей реализовали проект «Железный рюкзак». Ученики школы (это они придумали название) решили установить в школе локеры, удобные шкафы для вещей. У этой формы участия граждан в планировании и кон- троле над расходами местных бюджетов есть свое название – школьное инициативное бюджетирование.
П оп р о б у й т е д о г а д а т ьс я , в ч ем е г о с у ть .
А . Ш к о л ь н о е и н и ц и а ти в н о е б ю д ж е ти р о в ан и е – э т о к о г д а школьники сами решают, на что потратить свои карманные деньги.
Б . Ш к о л ь н о е и н и ц и а ти в н о е б ю д ж е ти р о в ан и е – э т о ф о р м а уча с т и я г р а ж д а н в п лан и р о в ан и и и к о н тр о л е з а р а с х о дам и местных бюджетов.
В. Школьное инициативное бюджетирование – это когда роди- тели скидываются на нужные детям вещи в школе.
П р а в ил ь ны й о т в е т : Б .
Комментарий: Инициативное бюджетирование – это форма уча с т и я г р а ж д а н в п лан и р о в ан и и и к о н тр о л е н а д р а с х о дам и местных бюджетов. Оно дает людям возможность самим опре- делять, что они хотят видеть в своем дворе или поселке: про- л о жи т ь д о р о ж к у в н у ж н о м м е с т е , с д е л а т ь ц и в и л и з о в ан ну ю парковку, разбить парк или улучшить меню в детском саду.
11
В оп р о с 1 6 . # л и чны е _ д ен ьг и
Покупка слитков ценных металлов – один из способов сохра- нения сбережений и долгосрочного вложения средств. Сейчас в банках можно купить четыре вида подходящих для этого металлов.
Назовите недостающий: золото, палладий, платина и….
П р а в ил ь ны й о т в е т : с е р е б р о .
Комментарий: 5 грамм золота сегодня – это те же 5 грамм з о л о т а и ч е р е з 1 0 л е т . М е т а л л ы м ог у т д о р о ж а т ь и ли д е ш е в е т ь , но исторически их стоимость, как правило, растет. Вы можете хранить часть сбережений в золоте и других металлах в тече- ние многих лет и тем самым диверсифицировать риски.
В оп р о с 1 7 . # н а л о ги
У г а д а й т е к р ы л а т о е в ы р а ж е н и е .
Римский император Веспасиан выводил страну из кризиса и ввел налог на общественные уборные. Этим налогом возму- тился сын императора. И тогда отец взял монету, полученную при сборе этого налога, дал сыну и произнес фразу, ставшую к р ы л а т о й . Ч т о ж е о н с к а з а л ?
Правильный ответ: «Деньги не пахнут». Сегодня так говорят, к о г д а х о тя т в ы с к а з а т ь с в о е п р е з р е н и е к с п о с о б у , к о т о р ы м получены деньги.
Вопрос 18. #борьба_с_мошенниками
Что из описанного ниже действительно происходило с героя- ми сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключе- н и я Б у р а т ин о » ?
А . Г е р о й вл о ж и л п о с л е д ни е д ен ьг и в с о м ни т е л ь н ы й ф ин а н с о - вый проект
Б. Друзья героя собирали деньги на новое предприятие
В. Герой продал свое имущество, чтобы оплатить вынужден- ную поездку
Г. Узнав, где находятся сокровища, герой передал эту инфор- мацию полиции
П р а в ил ь ны й о т в е т . А .
Комментарий: Выращивание денежных деревьев на Поле ч у д е с – э т о н е ч т о и н о е , к а к с о м н и т е л ь н ы й ф и на н с о в ы й проект! Поверив мошенникам, Буратино в надежде на чудо зарыл в землю все свои деньги – целых 4 золотых, довольно большую сумму для бедного папы Карло.
т р е т и й раунд
12
О п р о с ны й ли с т | р ау н д 1
Команда
О т в е т 1 .
О т в е т 2 .
О т в е т 3 .
О т в е т 4 .
О т в е т 5 .
О т в е т 6 .
О п р о с ны й ли с т | р ау н д 2
Команда
О т в е т 7.
О т в е т 8 .
О т в е т 9.
О т в е т 1 0.
О т в е т 1 1 .
О т в е т 1 2 .
О п р о с ны й ли с т | р ау н д 3
Команда
О т в е т 1 3 .
О т в е т 1 4 .
О т в е т 1 5 .
О т в е т 1 6 .
О т в е т 1 7.
О т в е т 18.