Аксурская средняя общеобразовательная школа
филиал МАОУ Дубровинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора школы
от «01» сентября 2021 года
№ 118 - од
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре
Уровень образования (класс) : основное общее образование, 7 класс
Количество часов: 102ч
Адаптированная рабочая программа разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011г.
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением правительства РФ от 12,03,1997г, № 288
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета/курса
Личностные и предметные результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявлениедоброжелательности,эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты физической культуры
Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для физической культуры. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
представление о физической культуре как части общей культуры современного общества;
осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; понимание связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;
знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой;
выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня;
составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека;
определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);
представление о закаливании организма;
знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);
выполнение усвоенных акробатических и гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под руководством учителя);
выполнение легкоатлетических упражнений в беге и прыжках в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности;
участие в подвижных и спортивных играх, осуществление их судейства;
знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий.
Достаточный уровень:
знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийской, Параолимпийское движение, Специальные олимпийские игры);
самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями;
определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с возрастной нормой;
составление (под руководством учителя) комплексов физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности;
планирование и использование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств человека;
самостоятельное выполнение упражнений по коррекции осанки и телосложения;
организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, отбор физических упражнений и их самостоятельное выполнение в группах (под контролем учителя) с заданной дозировкой нагрузки;
применение способов регулирования нагрузки за счет пауз, чередования нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений;
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
выполнение передвижений на лыжах усвоенными способами;
знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
адекватное взаимодействие с товарищами при выполнении заданий по физической культуре;
самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок.
2.Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
―беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
―выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
―выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; ―самостоятельное выполнение упражнений;
―занятия в тренирующем режиме;
―развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых.
Физическое развитие.
Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.
Понятия физической культуры
физическая культура, физическое воспитание.
Уроки физической культуры строятся с учетомзнанийструктурыдефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфическихнарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу вконтакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполненииупражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Лыжную подготовку в условиях специальной (коррекционной) школы VIII видарекомендуется проводить с 1 класса, желательно на сдвоенных уроках при температуре до —15 °С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами (коньками) позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. В южных регионах, где климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжами, эквивалентами должны стать плавание или гимнастика, легкая атлетика.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включеныподвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков,которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.
В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятийпо физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так жекак и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.
Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложнойструктурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога. Обязательным для учителя является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволит отслеживать динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания. Для этих целей на каждого ученика школы, начиная с первого класса, заводится паспорт здоровья.
Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащиеся допускаются с письменного разрешения врач школы.
В целях постоянного изучения и контроля за физическим развитием учеников использовать дневник здоровья, позволяющий выстроить стройную систему контроля от года к году.
Теоретические сведения
Питание и двигательный режим школьника. Распорядок дня. Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду.
Гимнастика 8 часов
Теоретические сведения
Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
Практический материал
Построения и перестроения. Перестроения из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки вперед в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в сторону. Перестроение из колонны по одному в колонну по два с поворотами на углах. Полуоборот направо, налево. Изменение длины шага. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!». Понятие о предварительной и исполнительной командах. Повороты кругом. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Основные положения движения головы, конечностей, туловища. Сохранять правильное положение головы в быстрых переходах из одного исходного положения в другое. С фиксированным положением головы выполнять наклоны, повороты и круговые движения туловища, руки за голову. Пружинистые наклоны вперед, в стороны. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке. Выпады в сторону, полуприседы с различным положением рук. Из упора сидя сзади прогнуться. Опуститься в сед и встать без помощи рук. Комбинации из разученных движений. Перетягивание в колоннах хватом за пояс.
Упражнения в парах: выведение из равновесия партнера, стоящего на одной ноге, ладонью одной руки (двумя). Одновременные разнонаправленные движения рук и ног (выполняемые в разных плоскостях): правая рука в сторону, левая нога вперед и т. д. Координация движений конечностей в прыжковых упражнениях. Ноги врозь, хлопок в ладоши перед собой; ноги вместе, хлопок в ладоши за спиной. Исходное положение: присед, ноги на ширине плеч, руки в стороны ладонями вверх; выпрыгнуть вверх — ноги в стороны, хлопок над головой, приземлиться в исходное положение.
Дыхательные упражнения во время ускоренной ходьбы и медленного бега. Углубленное дыхание с движениями рук после скоростно-силовых упражнений. Упражнения в расслаблении мышц. Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения скоростно-силовых упражнений. Маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны в ходьбе и беге. Упражнения на осанку. Упражнения с удержанием груза на голове (150—200 г); лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз; передвижение по стенке вправо-влево; передвижение по гимнастической скамейке с поворотом кругом.
Упражнения с предметами. С гимнастическими палками. Подбрасывание гимнастической палки и ловля ее после хлопка двумя руками. Основные положения с гимнастической палкой: с палкой вольно, палку за голову (на голову), палку за спину, палку влево. Прыжки через гимнастическую палку, лежащую на полу: вперед-назад и влево-вправо. Приседы с ранее разученными положениями палки. Круговые движения туловищем с различными положениями палки. Ходьба с движениями палки вперед, вверх, за голову, влево, вправо (1 мин). Выполнить 3—4 упражнения с гимнастической палкой. С большими обручами. Передвижение сквозь ряд обручей, катание обруча, пролезание в катящийся обруч, набрасывание и снятие обруча со стойки, вращение обруча с движениями (при ходьбе, беге). Подбрасывание и ловля обруча. Со скакалками. Скакалка, сложенная вчетверо. Повороты туловища вправо, влево, растягивая скакалку руками. Скакалка сзади. Повторить с отведением рук назад. Различные прыжки через скакалку на двух ногах. С набивными мячами. Перекладывание мяча из рук в руку перед собой и за спиной. Подбросить мяч вверх, поймать его. Из седа мяч удерживается голеностопными суставами, сед углом согнув ноги, сед углом, перекаты назад, мяч вперед. Перебрасывание мяча в кругу, в квадрате, в треугольнике. Перекатывание мяча на дальность стоя и сидя. Прыжки через мяч влево, вправо, вперед, назад. Переноска груза и передача предметов. Переноска 2—3 набивных мячей общим весом до 6—7 кг на расстояние 8—10 м. Переноска гимнастических матов (двух матов вчетвером на расстояние до 5 м). Переноска гимнастического козла вдвоем на расстояние до 8—10 м. Передача по кругу, в колонне, в шеренге предметов весом до 4 кг. Переноска гимнастического бревна (не менее 8 учеников). В колоннах и шеренгах передача флажковдруг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева направо и наоборот.
Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке с чередованием различных способов. Лазанье по гимнастической стенке с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом руками. Лазанье по гимнастической стенке с предметом в руке (мяч, гимнастическая палка, флажок). Передвижение в висе на руках по гимнастической стенке вверх, вниз, вправо, влево (для мальчиков), смешанные висы спиной и боком к гимнастической стенке (для девочек). Лазанье способом в три приема на высоту 5 м (мальчики), 4 м (девочки). Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия.
Равновесие. Равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке и на рейке гимнастической скамейки. Равновесие на левой (правой) ноге на бревне (высота 70— 80 см). Ходьба по бревну с поворотами налево, направо с различными движениями рук, с хлопками под ногой. Повороты в приседе, на носках. Ходьба по бревну с набивным мячом в руках (мяч в различных исходных положениях). Соскоки с бревна с сохранением равновесия при приземлении. Простейшие комбинации из ранее изученных упражнений.
Опорный прыжок. Прыжок в упор присев на козла, соскок с поворотом налево направо. Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов. Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком боком с опорой на левую (правую) ногу. Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в две шеренги с определенным расстоянием между учащимися по заданным ориентирам и без них. Ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира. Прохождение расстояния до 5 м от одного ориентира до другого за определенное количество шагов с открытыми глазами и воспроизведение пространственного передвижения за столько же шагов без контроля зрения. Сочетание простейших исходных положений рук и ног по инструкции учителя с контролем зрения и без контроля. Из исходных положений лежа и сидя поднимание ног до определенной высоты с контролем зрения и с закрытыми глазами. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке по ориентирам, изменяющим длину шага. Прыжок вправо, влево, назад в обозначенное место без контроля зрения. Ходьба или легкий бег на месте в течение 5, 10, 15 с по команде учителя. Повторное выполнение учениками задания, остановиться самостоятельно. Определить самого точного и уточнить время выполнения. Повторить несколько раз. Произвольное выполнение общеразвивающих упражнений, исключающих положение основной стойки, в течение 5—10 с (например, рывки назад согнутыми и прямыми руками). В конце упражнения принять основную стойку. Повторить упражнения, увеличить время вдвое и самостоятельно принять основную стойку. Определить самого точного и уточнить время выполнения упражнения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как правильно выполнить перестроение из колонны по одному в колонну по два;
• как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка.
Учащиеся должны уметь:
• подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать дистанцию в движении;
• выполнять прыжок через козла способом «ноги врозь»;
• сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне;
• преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья;
• лазать по канату способом в три приема.
Легкая атлетика 29 часов
Теоретические сведения
Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Практический материал
Ходьба. Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о технике спортивной ходьбы.
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью до 5 мин. Бег на 60 м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30—50 м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30—40 см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60 м.
Прыжки. Прыжки на одной ноге, на двух с поворотами налево, направо, кругом. Прыжки в стойке ноги скрестно с продвижением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением отталкивания в зоне до 80 см. Отработка отталкивания. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», отработка отталкивания.
Метание. Метание малого мяча в вертикальную цель шириной до 2 м на высоте 2—3 м и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами (диаметр первого круга 50 см, второго — 75 см, третьего — 100 см) из различных исходных положений. Метание малого мяча в цель с отскоком от стены и пола, а затем его ловлей. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4—6 шагов разбега.
Толкание набивного мяча весом 2 кг с места в сектор стоя боком.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• фазы прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»;
• правила передачи эстафетной палочки во встречной эстафете.
Учащиеся должны уметь:
• ходить спортивной ходьбой;
• пробегать в медленном равномерном темпе 5 мин;
• правильно финишировать в беге на 60 м;
• правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и в прыжках в высоту способом «перешагивание»;
• метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4—6 шагов разбега.
Лыжная подготовка 19 часов
Теоретические сведения
Лыжная подготовка как способ формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Лыжные мази, их применение.
Практический материал
Совершенствование одновременного бесшажного хода. Одновременный одношажный ход. Совершенствование торможения «плугом». Подъем «полуелочкой», «полулесенкой». Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40—60 м (5—6 повторений за урок), 150—200 м (2—3 раза). Передвижение до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). Лыжная эстафета по кругу, дистанция 300—400 м. Игры на лыжах: «Слалом», «Подбери флажок», «Пустое место», «Метко в цель».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• для чего применяются лыжные мази, как накладывать мазь на лыжи.
Учащиеся должны уметь:
• правильно смазать лыжи;
• координировать движения туловища, рук, ног в одновременном одношажном ходе на отрезке 40—60 м;
• проходить в быстром темпе 100—150 м любым ходом; спускаться (наклон 4—6 градусов, длина 40—60 м) в низкой стойке;
• преодолевать на лыжах до 3 км (мальчики).
Спортивные игры 46 часов
Теоретические сведения
Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.
Практический материал
Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в высоту и длину. Игры (эстафеты) с мячами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• расстановку и перемещение игроков на площадке.
Учащиеся должны уметь:
• принимать стойку волейболиста;
• перемещаться в стойке вправо, влево, назад;
• выполнять передачу мяча сверху двумя руками в парах; нижнюю прямую подачу.
Баскетбол
Теоретические сведения
Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.
Практический материал
Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом.
Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди.
Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом.
Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места.
Подвижные игры с элементами баскетбола: «Не давай мяча водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».
Эстафеты с ведением мяча. Сочетание движений: бег — ловля мяча — остановка шагом — передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг. Прыжки со скакалкой до 1 мин. Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как влияют занятия баскетболом на организм учащихся.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять остановку шагом; передачу мяча от груди и ловлю мяча двумя руками на месте; ведение одной рукой на месте; бросок по корзине двумя руками снизу с места.
Передвижение по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы владения клюшкой, ведение шайбы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• общие сведения об игре.
Учащиеся должны уметь:
• владеть клюшкой;
• водить шайбу.
Межпредметные связи
Развитие устной речи: выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; определять смысловое и содержательное отличия при использовании различных прилагательных к одному и тому же существительному. Например: легкая, тяжелая атлетика; лыжная, спортивная подготовка; оздоровительная, спортивная гимнастика.
Математика: знать и четко представлять горизонтальное, вертикальное, наклонное положения тела и его звеньев в пространстве при выполнении различных гимнастических и спортивных упражнений.
География: знать горизонт, линию и стороны горизонта, выявлять на местности особенности рельефа для определения наиболее эффективной схемы двигательной деятельности при выполнении подвижных и спортивных упражнений на пересеченной местности
Требования к уровню подготовки выпускников
Уверенно владеть навыками основных циклических движений. Уметь выполнять гимнастические упражнения на снарядах, со снарядами и инвентарём, метать мяч на дальность и в цель, владеть способами прыжков в длину и высоту, лазать по канату, преодолевать отдельные вертикальные и горизонтальные препятствия, играть в одну из спортивных игр.
Выполнить все контрольные упражнения. Самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Знать правила и уметь судить одну из спортивных игр.
Владеть знаниями в области физической культуры, необходимыми для проведения самостоятельных занятий.
Владеть основными навыками самоконтроля, дозирования нагрузки по частоте пульса. Сдать зачет (выполнить зачетные требования) по физической культуре.
Знать:
Историческое развитие физической культуры в России.
Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.
Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращение и энергообеспечение при мышечных нагрузках.
Возрастные особенности развития физических качеств.
Психофункциональные особенности собственного организма.
Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Правила личной гигиены, профилактики травматизма.
Уметь:
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации.
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей.
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма
Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Основными формами и методами обучения
В зависимости от условий работы можно подбирать упражнения, игры, которые помогли бы конкретному ребенку быстрее овладеть основными видами движений.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса.
Обучающиеся должны знать:
- как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два; как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка;
- фазы прыжка в высоту с разбега способом "перешагивание"; правила передачи эстафетной палочки во встречной эстафете;
- правила передачи эстафеты.
- правила перехода при игре в волейбол;
- правила поведения игроков во время игры в баскетбол;
- для чего и когда применяются лыжи;
- правила поведения на занятиях;
- правила передачи эстафеты.
Обучающиеся должны уметь:
- подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать дистанцию в движении; выполнять прыжок через козла способом "ноги врозь" с усложнениями; сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне; преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья; лазать по канату способом в три приема;
- ходить спортивной ходьбой; пробежать в медленном равномерном темпе 5 мин; правильно финишировать в беге на 60 м; правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом "согнув ноги" и в прыжках в высоту способом "перешагивание"; метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4—6 шагов разбега;
- перемещаться на площадке, разыгрывать мяч при игре в волейбол;
- уметь вводить мяч из-за боковой линии при игре в мини-футбол;
- при игре в баскетбол выполнять передачу от груди, вести мяч одной рукой 1 (правой), попеременно (правой и левой). Бросать в корзину двумя руками снизу с места;
- знать упрощенное правило игры в мини-футбол, баскетбол и пионербол;
- координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40-60 м;
- пройти в быстром темпе 100-120 м любым ходом;
- преодолевать спуск с крутизной склона 4-6 градусов и длиной 50-60 м в низкой стойке;
- тормозить плугом;
- преодолевать на лыжах 1,5 км – девочки, 2 км – мальчики.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Лёгкая атлетика 15 часов | Инструктаж по ТБ. Легкоатлетические упражнения. Скоростной бег до 40 м. Подвижные игры | 1 |
2 | История лёгкой атлетики. Бег на короткие дистанции (60 м). Прыжки в длину с разбега. Эстафета с бегом и прыжками. | 1 |
3 | Олимпийские игры в древности. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега способом перешагивания. Сюжетно - образная игра «Удочка» | 1 |
4 | Легкоатлетические упражнения. Бег в равномерном темпе до 15 минут. Подвижные игры. | 1 |
5 | Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Бег на длинные дистанции (1000 м). Метание мяча (6 м) | 1 |
6 | Бег на длинные дистанции (1000 м). Метание мяча на заданное расстояние. | 1 |
7 | Прыжки в высоту с 3-5-ти шагов разбега способом перешагивания. Кроссовый бег в равномерном темпе до 15 минут. Игра «Борьба за флажок» | 1 |
8 | Бег на длинные дистанции (2000 м). Метание мяча в вертикальную цель. | 1 |
9 | Кросс до 10 мин. в равномерном темпе. Метание мяча в вертикальную цель. | 1 |
10 | Легкоатлетические упражнения. Совершенствование техники высокого старта. Бег с препятствиями и на месте. | 1 |
11 | Упражнения для укрепления мышц стопы. Бег на длинные дистанции. Метание в горизонтальную цель. Игра «Самый меткий» | 1 |
12 | Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры | 1 |
13 | Легкоатлетические упражнения. Метание теннисного мяча на дальность. Эстафеты. | 1 |
14 | Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Кроссовый бег. Метание на дальность | 1 |
15 | Понятие «Физическая нагрузка». Контроль над соблюдением физической нагрузки. Кроссовый бег до 15 минут в равномерном темпе | 1 |
16 | Баскетбол 19часов | Баскетбол. Инструктаж по ТБ. История баскетбола. Технические приёмы в баскетболе: стойки, перемещения, остановки, повороты. | 1 |
17 | Технические приёмы в баскетболе: комбинации из основных элементов перемещений. Эстафеты | 1 |
18 | Легкоатлетические упражнения. ОБЖ – опасные ситуации на дорогах, причины ДТП. | 1 |
19 | Первая помощь при травмах. Технические приёмы в баскетболе: ловля мяча, передача, ведение | 1 |
20 | Понятие: «Физические качества». Комплекс упражнений для развития скоростных качеств. Технические приёмы в баскетболе: передача, ловля, броски мяча в кольцо | 1 |
21 | Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Эстафеты, старты из различных и.п. | 1 |
22 | Технические приёмы в баскетболе: броски мяча в кольцо, комбинации элементов игры в баскетбол | 1 |
23 | Способы закаливания организма. Технические приёмы в баскетболе: броски мяча в кольцо. Эстафеты | 1 |
24 | Технические приёмы игры в баскетбол: передача мяча на месте и в движении, варианты ведения мяча. Сочетание приёмов: ловля – ведение – бросок в кольцо. | 1 |
25 | Технические приёмы игры в баскетбол: варианты передач и ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника. Бросок одной рукой от плеча. | 1 |
26 | Технические приёмы игры и тактические действия игры в баскетбол: варианты ведения, передач и ловли, броски после ведения, ловли с пассивным противодействием защитника. Учебная игра | 1 |
27 | Технические приёмы игры в баскетбол: передача и ловля мяча в тройках, ведение правой и левой рукой с изменением направления, броски в кольцо после остановки в 2 шага. | 1 |
28 | Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Технические приёмы: челночный бег с ведением, игровые задания -2:1, эстафеты с ведением (в обручах). Учебная игра. | 1 |
29 | Технические приёмы: броски после ведения. Сочетание приёмов: ловля на месте – обводка 4-х стоек – передача- ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Учебная игра. | 1 |
30 | Технические приёмы игры и тактические действия игры в баскетбол: ведение мяча, передача мяча в тройках в движении со сменой места, вырывание и выбивание мяча. Учебная игра. | 1 |
31 | Тактические действия игры в баскетбол: Тактика свободного нападения. Учебная игра | 1 |
32 | Тактические действия игры в баскетбол: позиционное нападение (5:0). Учебная игра. | 1 |
33 | Тактические действия игры в баскетбол: нападение быстрым прорывом, Учебная игра. | 1 |
34 | Взаимодействие двух игроков. Учебная игра. | 1 |
35 | Лыжная подготовка. 19 часов | Лыжная подготовка. Инструктаж по ТБ. История лыжного спорта. Способы передвижения на лыжах: - попеременный двухшажный ход. Техника выполнения спуска в основной стойке, подъёма «полуёлочкой». Игра «Салка, давай руку». | 1 |
36 | Техника выполнения поворотов переступанием. Передвижение на лыжах 1500м попеременным двухшажным ходом. Игровое упражнение: «Кто меньше» | 1 |
37 | Способы передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход. Техника выполнения спусков в низкой стойке, подъёмов «полуёлочкой». | 1 |
38 | Передвижение на лыжах изученными способами по лыжной трассе до 2000м. Техника выполнения торможения «плугом», поворот упором | 1 |
39 | Способы передвижения на лыжах: передвижение на лыжах по трассе до 3000м. Техника торможения и поворота упором, спусков и подъёмов | 1 |
40 | Способы передвижения на лыжах: передвижение на лыжах. Техника спусков и подъёмов. | 1 |
41 | Техника лыжных ходов, Повторение содержания предыдущего урока. Прохождение дистанции 2 км | 1 |
42 | Спуски и подъёмы, повороты, торможение изученными способами. Игра: «Кто дальше» | 1 |
43 | Передвижение на лыжах до 1500м попеременным двухшажным ходом. Спуск в основной стойке. Подъём «ёлочкой». Правила соревнований по лыжным гонкам. | 1 |
44 | Способы передвижения на лыжах: попеременным двухшажным ходом. Техника выполнения спуска в основной стойке, подъёма скользящим шагом, «ёлочкой». | 1 |
45 | Техника выполнения торможения и поворота упором. Передвижение на лыжах до 2000м попеременным двухшажным ходом. Техника выполнения спуска основной стойке, подъёма «ёлочкой». Игра «Гонки с выбыванием» | 1 |
46 | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным. Техника одновременного двухшажного хода. Передвижение на лыжах по дистанции до 2000м. Подъём «ёлочкой», спуск в низкой стойке. | 1 |
47 | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным и одновременным двухшажным и бесшажным ходами до 2000м. Подъём «ёлочкой», спуск в низкой стойке | 1 |
48 | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным и одновременным бесшажным и двухшажным ходами до 3000м. Подъём «ёлочкой», спуск в низкой стойке. Торможение и поворот упором | 1 |
49 | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным и одновременным бесшажными, двухшажным ходами до 3000м. Подъём «ёлочкой», спуск в низкой стойке. Торможение плугом и упором | 1 |
50 | Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3500м попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами. Игровое упражнение: «Кто меньше» | 1 |
51 | Одновременные бесшажный, одношажный и двухшажный ходы. Спуск в низкой стойке. Подъём скользящим шагом. Игровое упражнение «Кто дальше», «Остановка рывком» | 1 |
52 | Повороты переступанием. Передвижение на лыжах попеременным двухшажным и одновременным бесшажным ходами до 2000м. Подъём «ёлочкой», спуск в низкой стойке. Игра «Воротики» | 1 |
53 | | Переход с попеременного двухшажного на одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Передвижение на лыжах по дистанции до 3000м. Спуски и подъёмы. Игровое упражнение «Кто дальше» | 1 |
54 | Гимнастика 8 часов | Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Правила поведения и техники безопасности на занятиях гимнастикой. Основные этапы развития физической культуры - история гимнастики. Упражнения для сохранения правильной осанки. Упр. на развитие гибкости. Кувырок в перёд. | 1 |
55 | Роль физической культуры в формировании ЗОЖ – значение гимнастических упр. Строевые упражнения. Упражнения на гибкость. Кувырок вперёд, назад. Мост из положения стоя. Лазание по канату. Правила страховки | 1 |
56 | Специальные беговые упражнения. Стр.упр. ОРУ без предметов. Два кувырка вперёд слитно, мост, стойка на лопатках, перекаты. Лазание по канату | 1 |
57 | Упражнения на развитие силы. Висы, подъём, переворотом в упор. Подтягивание в висе (м), размахивание в висе, вис лёжа и присев, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание из виса « лёжа» (д) | 1 |
58 | Виды гимнастики. Выдающиеся отечественные и олимпийские спортсмены – гимнасты. Лазание по канату. Опорные прыжки – ноги врозь, козёл в ширину, (высота 100-110 см) соскок прогнувшись. | 1 |
59 | | ОРУ на гимнастической скамейке. Лазание по канату. Опорные прыжки, ноги врозь, соскок прогнувшись (козёл в ширину, выс100-110см). Акработические упражнения. | 1 |
60 | Упражнения на гимнастической стенке. Круговая тренировка: висы, опорные прыжки, лазание по канату, акробатические упражнения – комбинации. | 1 |
61 | Строевые упражнения ОРУ с гимнастическими палками, Упражнения на развитие равновесия. Эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. | 1 |
62 | Подвижные игры 8 часов | Лапта. Инструктаж по ТБ. Специальные беговые упражнения. Правила игры: замена игроков права и обязанности капитана команды, удар малой битой снизу. Игра в лапту | 1 |
63 | Специальные беговые упр. Правила игры: ведение протокола. Повороты прыжком с мячом, увёртывание приседанием, броски со скаком, ловля на верхнем уровне, подбор мяча. Игра в лапту. | 1 |
64 | Специальные беговые упр. Технические приёмы: повороты прыжком с мячом, увёртывание приседанием, броски со скачком, ловля, подбор мяча. Игра в лапту. | 1 |
65 | Тактические действия: истинный удар, тактика увёртывания. Игра в лапту | 1 |
66 | ОРУ. Тактические действия: разновременные перебежки. Игра в лапту. | 1 |
67 | Повторный бег 30м, броски в соперника. Правила игры- замена игроков | 1 |
68 | ОРУ. Выполнение КУ Групповые взаимодействия с перемещением игроков. Игра в лапту | 1 |
69 | Спортивная ходьба до 12 мин. Игроки в поле. Игра в лапту | 1 |
70 | Волейбол. 19 часов | Волейбол. Инструктаж по ТБ. Технические приёмы в волейболе: специальные беговые упражнения. Варианты стоек и перемещений, бег с выполнением заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть, сделать перекат на спине). Эстафеты, игровые упражнения | 1 |
71 | Технические приёмы в волейболе: стойки и перемещения. Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Приём мяча снизу двумя руками в парах. Эстафеты. | 1 |
72 | Стойки и перемещения. Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Приём мяча снизу двумя руками в парах. Эстафеты, игра по упрощённым правилам. | 1 |
73 | Имитация передач мяча на месте и после перемещений двумя руками; освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче; передача мяча над собой; передача сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд в парах. | 1 |
74 | Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставными шагами; передача в парах - встречная, над собой - партнёру. Эстафеты | 1 |
75 | Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставными шагами; передача в парах - встречная, над собой - партнёру. Эстафеты | 1 |
76 | Передача мяча в парах через сетку; приём и передача мяча снизу двумя руками: в парах с набрасыванием партнёром, у стены. Игра в пионербол. | 1 |
77 | Передача мяча в парах через сетку; приём и передача мяча снизу двумя руками: в парах с набрасыванием партнёром, у стены. Игра в пионербол. | 1 |
78 | Сочетание верхней и нижней передачи в парах. Подвижные игры с волейбольными мячами. Комплекс упр. для развития координации. | 1 |
79 | Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставными шагами; передача в парах - встречная, над собой-партнёру. Передача мяча в парах через сетку; приём и передача мяча снизу двумя руками: в парах с набрасыванием партнёром, у стены. Игра в пионербол. | 1 |
80 | Технические приёмы в волейболе: нижняя прямая подача: подача мяча в стену; подача мяча в парах-через ширину площадки с последующим приёмом мяча; через сетку с расстояния 3-6м. Игровое упражнение «Подай и попади» | 1 |
81 | Технические приёмы в волейболе: стойки и перемещения. Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Приём мяча снизу двумя руками в парах. Эстафеты. | 1 |
82 | | Основные правила игры в волейбол. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. Игра по упрощённым правилам. | 1 |
83 | Основные правила игры в волейбол. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. Игра по упрощённым правилам. | 1 |
84 | Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар. Тактика свободного нападения | 1 |
85 | Круговая тренировка. Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар. Тактика свободного нападения. | 1 |
86 | Правила соревнований по волейболу. Позиционное нападение с изменением позиций. Игра по упрощённым правилам. | 1 |
87 | Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар. Тактика свободного нападения. | 1 |
88 | Круговая тренировка. Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар. Тактика свободного нападения. | 1 |
89 | Легкая атлетика 14 часов | Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. ОРУ в движении. Спец.бегов упр., высокий старт. Бег с ускорением от 40 до 60м, с максимальной скоростью до 60м. Прыжки в длину с места, ч/з скакалку. | 1 |
90 | ОРУ в движении. Спец.бегов упр., высокий старт. Бег с ускорением от 40 до 60м, с максимальной скоростью до 60м. Прыжки в длину с места, ч/з скакалку. | 1 |
91 | ОРУ в движении. Спец. Беговые упр. Бег 30 и 60м. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. | 1 |
92 | ОРУ в движении. Спец. Беговые упр. Бег 30 и 60м. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. | 1 |
93 | ОРУ в движении. Бег на короткие дистанции- 60 м на результат. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега | 1 |
94 | ОРУ в движении. Бег на короткие дистанции- 60 м на результат. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. | 1 |
95 | ОРУ в движении. Бег в равномерном темпе до 15 мин. Прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов | 1 |
96 | ОРУ в движении. Бег в равномерном темпе до 15 мин. Прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов | 1 |
97 | ОРУ. Бег 1500м. Прыжки в высоту сразбега. | 1 |
98 | ОРУ. Бег 1500 м. Прыжки в длину с разбега. | 1 |
99 | Бег 1500м на результат. Игры | 1 |
100 | Равномерный бег до 20 мин. (м). Игры. | 1 |
101 | Равномерный бег до 20 мин.(м). Игры. | 1 |
102 | Бег 1500м на результат. Игры | 1 |
СОГЛАСОВАНО:
Методист_________Нурмухаметова Р.С.
26.08.2021г
17