Западный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Тема: Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Работу выполнила:
Студентка группы 8К
Ольшевская Татьяна
г. Калининград
2021г
Содержание:
Введение
Физическая культура ,понятие.
Физическая культура как средство укрепления здоровья
Физическая культура как средство физического развития
Развитие физической подготовленности
Вывод
Введение:
Физическая культура объективно является сферой самостоятельного развития. Ученными выявлено, что люди, которые занимаются физической культурой и спортом систематично, имеют свой четко выработанный режим дня, у них повышается качество жизни. Психологами доказано, что люди занимающиеся спортом коммуницируют лучше в обществе и меньше реагируют на критику. Они эмоционально более сдержаны. Они более добросовестно относятся к порученной им работе, они выполнят ее добросовестно. В людях занимающихся физическими нагрузками и спортом тренерами воспитываются лидеры. Что касается самоконтроля, спортсменам он дается легче и проще.
1.1.Физическая культура, понятие.
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее.
Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Основные средства физкультуры - игры и различные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Начиная с утренней зарядки, легких тренировок и заканчивая соревнованиями, установлением личных и всеобщих рекордов. Для достижения результата используются только естественные силы природы (солнце, вода, воздух), режим питания, гигиена, отдых. Показатели физической культуры в обществе: - уровень физического развития и здоровья нации; - степень использования физической культуры в сферах воспитания, образования, быту и на производстве.
Виды физической культуры
1. Базовая физическая культура - это часть физической культуры, где закладываются основа - база - фундамент для нормального физического развития и дальнейшего совершенствования.
Базовая физическая культура подразделяется на дошкольную и школьную физическую культуру.
2. Спорт - это часть физической культуры направленная на достижение высших результатов.
1.2.Физическая культура как средство укрепления здоровья.
Физическая активность, как средство укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовки человека достаточна, актуальна для нашего времени, так как здоровье - важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия. Здоровье отражает уровень жизни и санитарное благополучие, непосредственно влияет на продолжительность жизни и производительность труда, обороноспособность, экономику и благосостояние, нравственный климат и активность людей.
Технический прогресс, содействовав улучшению здоровья, за счет развития науки и медицины, улучшения экономических условий жизни, вместе с тем изменил образ жизни человека, создал новые проблемы для его здоровья и жизнедеятельности. Это проявилось в первую очередь резким ростом заболеваемости сердечно - сосудистыми, нервно - психическими, обменными, злокачественными, аллергическими и иммунодефицитными заболеваниями. На здоровье влияют факторы риска, среди которых наряду с высокими темпами современной жизни, перееданием и ожирением, загрязнением окружающей среды, алкоголизмом, курением, наркоманией, появлением новых, ранее неизвестных болезнетворных факторов (ионизирующая радиация, вредные продукты промышленных предприятий и пр.) существенное значение имеет ограничение физической активности.
Единственный способ преодоления «двигательного голода» современного человека - это активный отдых, физическая культура, спорт, туризм. Происходящее при этом повышение физической работоспособности приводит к увеличению компенсаторных способностей организма, тем самым содействуя стабилизации и укреплению здоровья. Под влиянием регулярной физической активности происходит перестройка на всех уровнях деятельности организма - центральном, системном, органном, клеточном. Под влиянием активного физического режима наряду с уменьшением заболеваемости и длительности потери трудоспособности отчетливо улучшаются общее состояние и самочувствие человека, повышаются его работоспособность и способность противостоять утомлению, что дает большой экономический и социальный эффект.
Таким образом, есть основание считать, что оздоровительное значение физической активности - это общебиологическая закономерность, но действует она лишь при условии полного соответствия используемой физической нагрузки функциональным возможностям организма, рациональной тренировки и здорового образа жизни. В противном случае не только трудно добиться оздоровительного эффекта, но и возможно возникновение пред - и патологических состояний, развивающихся вследствие физического перенапряжения.
Важнейшими путями обеспечения полного оздоровительного эффекта физкультуры и спорта являются правильный отбор, рациональная дозировка физических упражнений, максимально возможное устранение из системы подготовки факторов риска, увеличивающих вероятность физического перенапряжения, комплексное использование средств первичной профилактики и восстановления.
Физическая активность – вид деятельности человеческого организма, при котором активация обменных процессов в скелетных (поперечно - полосатых) мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Как физиологический процесс физическая активность присуща любому человеку. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена.
Низкая физическая активность (гиподинамия) может быть причиной развития мышечной атрофии. Если гиподинамия сочетается с погрешностями в пищевом рационе (прием высококалорийной пищи в большом количестве) это неминуемо приведет к развитию ожирения
Высокая физическая активность - сопровождается увеличением мышечной массы (гипертрофией), укреплением костей скелета, повышением подвижности суставов.
Оптимальная физическая активность позволяет человеку сохранять и улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений.
Физическая активность - одно из важных условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Физическая активность зависит от функциональных возможностей человека, его возраста, пола и здоровья.
Физическая активность с учетом социально - бытовых условий, экологии и других факторов изменяет реактивность, приспособляемость организма. Профилактический и лечебный эффект при физической активности возможен при соблюдении ряда принципов:
- систематичности;
- регулярности;
- длительности;
- индивидуализации;
- нагрузки.
В зависимости от состояния здоровья пациент использует различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья - лечебную физкультуру (ЛФК). ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии. Процессы, происходящие в организме человека в период физической активности разнообразны. Любой вид физической активности сопровождается интенсификацией обменных процессов (метаболизма), прежде всего в мышечных клетках, а, следовательно, повышением их потребности в поступлении дополнительного количества кислорода и питательных веществ. Уже при умеренной и при выраженной физической активности происходит интенсификация работы сердца (повышение частоты и силы сокращений) и органов дыхания (увеличение частоты дыхания с повышением газообмена и насыщения легких кислородом). Активация клеточного метаболизма характеризуется не только поступлением, но и выведением продуктов, образующихся в процессе жизнедеятельности клеток. Они поступают в кровяное русло и выводятся почками с мочой, кожей с потом и легкими с выдыхаемым воздухом. Поэтому при увеличении физической активности у человека повышаются частота сердечных сокращений (учащенное сердцебиение и пульс), дыхательных движений (одышка), мочеиспусканий, усиливается потоотделение. Частое дыхание наряду с повышенным потоотделением обеспечивают защиту организма от перегревания в период выраженной физической активности
1.3.Физическая культура как средство физического развития.
Физическая культура усиливает физические процессы, тренирует дыхание, функции кровообращения, сердечные ритмы. Уровень подвижности нервных процессов также повышается. Упражнения улучшают работу мышц и формируют потребность у детей реализовывать двигательную активность. Значение гимнастики — содействие переходу к интенсивной деятельности. А также разностороннее влияние на мышцы и системы.
Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. физический спортивный организм воспитание
Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.
Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.
В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).
Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45--50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
1.4.Развитие физической подготовленности.
Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).
Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением гигиенических норм, правил безопасности, активным использованием оздоровительных сил природы (воздуха, солнца, воды).
2.1. Физические упражнения
Физические упражнения - это основное и специфическое средство физической подготовки, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания в органах внутренних дел.
Когда мы говорим о физической подготовке, мы говорим о физическом упражнении как средстве. Но физические упражнения рассматриваются не только как средство, но и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторность их применения, что и позволяет оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - передается общественно-исторический опыт одного из видов деятельности, т.е. осуществляется социальное воздействие.
Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важным средством предупреждения многих заболеваний и борьбы с ними. Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому при проведении занятии по физической подготовке с сотрудниками органов внутренних дел должно учитываться определяющее влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека - единое целое и что любое движение усиливает деятельность многих органов и систем и оказывает общее и целостное воздействие.
Рекомендуемые упражнения:
а) упражнения для укрепления функции нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения общей (аэробной) выносливости и работоспособности: продолжительная ускоренная ходьба, продолжительный кроссовый бег, непродолжительный кроссовый бег (сочетающийся с упражнениями на гибкость, на силу), лыжный кросс, плавание, игры на воде, баскетбол, футбол, волейбол;
б) упражнения для развития гибкости, повышения эластичности мышц и подвижности в суставах: растягивания, наклоны, повороты, маховые упражнения, биомеханическая стимуляция и т.п.;
в) упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата: бег в утяжеленных условиях (по пересеченной местности, песку, снегу, воде), упражнения на силу общего и локального (отдельные группы мышц) воздействия с собственным весом, гантелями, штангой, партнерами;
г) упражнения для развития силы: упражнения с отягощениями, с собственным весом, на тренажёрах, с использованием спортивных снарядов и подручных средств, с партнером;
д) упражнения для развития быстроты (скоростных способностей) - упражнения, выполняемые в течение 4-5 секунд в максимально возможном темпе: ударные движения руками, ногами (количество ударных движений максимально возможное, исходя из физиологических особенностей организма); комплексно-силовые упражнения; челночный бег; переход из упора присев в упор лёжа; спринтерский бег на 30 - 40 метров, с отягощениями, составляющими 20 процентов от максимально возможного, без отягощения, в облегченных условиях; максимальное количество сгибаний и разгибаний ног, рук, туловища за 4-5 секунд;
е) упражнения для развития общей выносливости и повышения работоспособности: бег продолжительностью 10-60 минут при частоте сердечных сокращений 120-160 ударов в минуту, лыжный кросс, плавание, спортивные игры;
2.5. Контроль физической нагрузки при самостоятельном выполнении физических упражнений
Физическая нагрузка - дополнительная по сравнению с состоянием покоя степень функциональной активности организма, привносимая выполнением физического упражнения, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
К объективным показателям физической нагрузки относятся её объём и интенсивность.
Объём - это протяжённость нагрузки во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе упражнения, выражаемая в конкретных единицах измерения (километрах, метрах, килограммах, числе повторений).
Интенсивность нагрузки - напряжённость выполняемой работы и степень её концентрации во времени.
Регулирование нагрузки в занятии производится целенаправленным подбором физических упражнений, количеством повторений и интенсивностью их выполнения, а также интервалов отдыха между ними. Наиболее достоверными субъективными показателями являются реакции на физическую нагрузку сердечно-сосудистой и кардио-респираторной систем организма.
Классифицировать физическую нагрузку можно по реакции сердечно-сосудистой системы - частоте сердечных сокращений (пульса) в минуту. Она может быть:
низкой - до 130 уд./мин;
средней – 130-150 уд./мин;
высокой – 150-170 уд./мин;
максимальной - свыше 170 уд./мин.
К субъективным показателям также можно отнести внешние признаки утомления:
изменение окраски кожных покровов (покраснение, побледнение, появление пятен);
потоотделение (незначительное – влажность на лбу и щеках, значительное – выше пояса, резкое – ниже пояса, выступление солей);
учащение дыхания (ровное, периодически через рот, учащенное через рот, отдельные глубокие вдохи, одышка);
движения (уверенные и точные, нарушения ритма, замедление движений, дрожание конечностей);
нарушение сна, аппетита, плохое самочувствие, нежелание заниматься и др.
2.6. Методы физической подготовки
Под методами физической подготовки понимаются способы применения физических упражнений.
Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов - непрерывные и интервальные.
Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.
Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменятся (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности занимающихся, развитии их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при беге на дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 сек., следующий - свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий - с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 сек., а каждый последующий - на 2 сек. быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 секунд) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.
Интервальные методы также широко применяются в практике и тренировке (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х 400 м; 10 х 1000 м - в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3 x 60 м с максимальной скоростью, отдых 3-5 мин, 30 м - с ходу с максимальной скоростью, медленный бег - 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами - 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.
В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.
В режимах непрерывной и интервальной работы на занятиях по развитию физических качеств используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод используется в процессе физической подготовки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. Он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям занимающихся, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности.
При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.
Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.
В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:
соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);
соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;
соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8 - 10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3-5 раз.
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Вывод:
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что физическая культура в большей части положительно влияет на жизнь человека и играет роль в становлении его как личности. А также играет роль в становлении карьерного роста человека.