Тема урока: «Физические и химические явления. Признаки химических реакций»
Подготовила: учитель химии
МБОУ Новинской ООШ
Торгунакова Елена Алексеевна
Цели урока: повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций.
Примеры физических явлений
Изменение формы гвоздя при ударе молотком
Растворение сахара в воде
Плавление парафина
Примеры химических явлений
Ржавление железа
Горение бензина
Скисание молока
Проверь себя
Укажите о каких явлениях (физических или химических) идет речь.
- кипение воды;
- образование на деревьях инея;
- скисание молока;
- ржавление гвоздя;
- таяние льда;
- горение бенгальских огней;
- гниение растений;
- выпадение дождя;
- приготовление сахарной пудры из сахара;
- горение свечи.
Физические явления
Химические явления
кипение воды
образование на деревьях инея
скисание молока
таяние льда
ржавление гвоздя
выпадение дождя
горение бенгальских огней
гниение растений
приготовление сахарной пудры из сахара
горение свечи
Используя предложенные критерии,
выставите оценку:
«5» – без ошибок
«4» – 1–2 ошибки,
«3» – 3–4 ошибки.
Демонстрация опытов
Опыт №1. «Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия»
« К белому кристаллическому веществу добавили щелочи и подогрели. В результате появился резкий ____________.
Вывод. Признак превращения – появление ____________. Значит это - ________________ явление.»
Опыт №2. «Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой»
«К раствору щелочи добавили раствор индикатора фенолфталеина. Раствор приобрел ________ цвет. После добавления раствора кислоты цвет раствора стал __________.
Вывод. Признак превращения – изменение ____________ . Значит это ________________ явление»
Опыт №3. «Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди»
«К раствору ___________ цвета добавили раствор щелочи. Выпал ___________ _____________ цвета.
Вывод. Признак превращения – выпадение ____________ . Значит это ________________ явление»
Опыт №4. «Взаимодействие гидроксида меди с серной кислотой»
«К осадку ___________ цвета добавили раствор кислоты. Наблюдали ___________ осадка
Вывод. Признак превращения растворение ____________ . Значит это ________________ явление»
Опыт №5. «Разложение перманганата калия»
« При поджигании сыпучего кристаллического вещества _____________ цвета происходит выделение ____________.
Вывод. Признак превращения – выделение ___________ . Значит это - __________ явление.
Опыт №6. «Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой»
« К белому кристаллическому веществу добавили кислоту. В результате выделяется ____________.
Вывод. Признак превращения – выделение ____________. Значит это - ________________ явление.»
Опыт №7. «Горение магния»
« При поджигании сыпучего кристаллического вещества _____________ цвета происходит выделение ____________.
Вывод. Признак превращения – выделение ___________ . Значит это - __________ явление.
Признаки химической реакции
Выделение или поглощение теплоты
Выделение запаха
Изменение цвета
Выпадение (растворение) осадка
Выделение газа
Выделение света
Подведение итогов
Что изучали на уроке?
Какие признаки химических реакций вы знаете?
Какие реакции называются экзотермическими?
Какие реакции называются эндотермическими?
Самостоятельная экспериментальная работа
№ опыта
Что делали?
1
Подержим над огнем кусочек белого хлеба.
Что наблюдали?
2
Выводы
В раствор крахмала добавим раствор йода.
3
К питьевой соде добавить раствор уксусной кислоты.