Просмотр содержимого документа
«Физические качества, средства и методы их развития у школьников.»
Физические качества, средства и методы их развития у школьников.
В методической литературе и иных специальных изданиях принято понимать, что физические качества это прежде всего следующие характеристики такие как: сила, быстрота, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.
Чаще всего в науке о физическом воспитании принято выделять следующие группы: скоростные качества, силовые и т.д. Стоит обратить внимание на то, что большинства есть похожие психофизиологические механизмы, отсюда следует то, что выделение силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностей (в первую очередь, если говорим о ловкости) являются искусственными. В современной науке о физическом воспитании нет единства в классификации.
Неопровержимым становится тот факт, что абсолютно каждое двигательное качество независимо от сложности структуры включает ряд компонентов, например, один будет отражать строение двигательного аппарата и тела, а другой - специфику функционирования регулирующих систем. Так допустим, ловкость (включая и точность движений) по большей обусловлена центральнонервными влияниями, чем морфологическими и биохимическими компонентами; проявление же силы и быстроты в напрямую зависит от морфологического компонента (роста, веса), от биохимических и гистологических перестроек в мышцах и в организме в целом.
Среди компонентов, составляющих двигательные качества, необходимо дифференцировать на общие и специальные. Общим будут характерны для нескольких двигательных качеств (допустим, волевое качество настойчивости или терпеливости при разного рода проявлениях выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.
Также логично разграничивать простые и сложные двигательные качества. Под сложными будут пониматься, допустим, ловкость, меткость. Неотъемлемой составляющей некоторых из них становятся психические качества (в меткости - качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста).
Развитие двигательных качеств происходит поэтапно. Сначала развивая одно качество мы видим рост других качеств, которые в данную секунду целенаправленно не развиваются. Далее же развитие одного качества может тормозить развитие остальных - «диссоциация физических качеств»[1]. Один из известных механизмов такого явления - антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних становится тормозом для развития других, и наоборот.
В разном возрасте будут по-разному развиваться те или иные физические качества. Одни двигательные качества такие как, например скоростные своего пика будут достигать, приблизительно в 14-летнем возрасте, а вот если речь идет о силовых, то это более поздний возраст, который варьируется от 25 до 30 лет[2].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена. Теор. и практ. физ. культ., 1968, №11, С. 17-19.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. - 166 с.
Атлетизм. Выпуск 7. — НПО «Инспорт», МОГИФК. - Рязань. — 1990. С. 5-56.
Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012.- С.5-14.