СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физический вечер

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка физического вечера. Может быть использована для 8-10 классов

Просмотр содержимого документа
«Физический вечер»


Вечер «Знаешь ли ты физику?»



Работа учителя физики Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа

п.Белоярский Новобурасского района

Саратовской области»

Дряпак Людмилы Николаевны
















Цели:

  • Образовательная: формировать умение активизировать и применять полученные знания на уроках физики и мировой художественной культуры в повседневной жизни.

  • Развивающие: Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора; развитие умения работать в группе; развитие внимания, мышления учащихся; развитие интереса к предмету.

  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.

В проведении викторины принимают участие 2 команды. Остальные учащиеся - болельщики и ассистенты.

Форма: интеллектуальные состязания.

Место проведения: актовый зал. Время реализации: 1 час 10 минут

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация PowerPoint, стакан с водой, монеты, лист бумаги, 3 стакана, полоски бумаги, ножницы.

Ход мероприятия:

Команды, составленные из обучающихся 8-11 классов, придумывают название и девиз. В это время помощники проводят небольшой эксперимент.

Надорванная полоска

П олоска бумаги с ладонь длиной и в палец шириной может представить материал для забавной задачи. Надрежьте или надорвите 

полоску в двух местах  и спросите товарища, что сделается с ней, если тянуть за ее  концы в разные стороны.

— Разорвется в местах, где надорвано,— ответит он.

— На сколько частей? — спросите.

Обычно отвечают, что на три части, конечно. Получив такой ответ, предложите товарищу проверить догадку на опыте.С удивлением убедится он в своей ошибке: полоска разорвется только на две части.

Можно сколько угодно раз проделывать этот опыт, беря полоски различной величины и делая надрывы различной глубины, и никогда не удастся получить больше двух кусков. Полоска рвется там, где она слабее, подтверждая пословицу: «Где тонко, там и рвется». Дело в том, что из двух надрывов или надрезов, как ни стараться их сделать одинаковыми, один неизбежно будет хоть немного глубже другого — пусть незаметно для глаз, но все же глубже. Это место полоски, как самое слабое, начнет рваться первым. А раз начало рваться, дорвется до конца, потому что делается все слабее.

Вы, вероятно, с удовлетворением узнаете, что, проделывая этот пустячный опыт, вы побывали в области серьезной и . важной для техники науки, которая называется «сопротивление материалов».

I тур. Знакомство с командами (название, девиз)

II тур. Конкурс “Ответы на вопросы”. Командам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ – 1 балл.

1.С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

ОТВЕТ

собаке достаточно стоять на месте.

2.Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

ОТВЕТ

(Время, температура)

3. Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

ОТВЕТ

(почтовая марка на конверте)

4. Когда сутки короче: зимой или летом?

ОТВЕТ

(сутки - это всегда 24 часа)

5.    Человек прыгает со стула. В руках он держит весы, на чашке которых лежит груз 10 кг. На каком делении будет стоять стрелка весов во время падения?

На нуле.

6.        Два теплохода одновременно вышли из портов и с постоянной скоростью движутся во встречном направлении. Скорость одного теплохода 20 км/час, другого – 30 км/час. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться ровно за один час до их встречи?

50 км. (20+30).

III тур. «Кто это?» (слайды презентации) назвать имя ученого.

  1. Существует легенда, что закон всемирного тяготения он открыл после того, как ему на голову упало яблоко. (Ньютон)

  2. Он первым измерил ускорение свободного падения. (Галилей)

  3. Ему принадлежат слова «Теперь я знаю, как выглядит атом». (Резерфорд)

  4. Он впервые осуществил идею о применении электромагнитных волн для связи. (Попов)

IV тур. « Что это?»

  1. Это явление дается определением «Направленное движение заряженных частиц». (Электрический ток)

  2. Данное явление воспевалось многими поэтами и прозаиками, но у простого народа всегда вызывало ужас. (гроза)

  3. Смотрясь в зеркало, мы непроизвольно применяем это явление. (отражение)

  4. Для оценки разрушительности данного явления используется шкала Рихтера. (землятресение)

  5. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний. (резонанс)

  6. Явление самопроизвольного распада ядр с превращением в другие ядра и частицы. (радиоактивность)

V тур. « Ребусы» Командам раздаются ребусы, в это время болельщики наблюдают опыты, проводимые помощниками.

Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола).

ОТВЕТ

(нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять)


Попробуйте проделать такой фокус: наполните чистый стакан доверху водой и поспорьте с гостями, что в стакане есть еще очень много свободного места. Вам, конечно, не поверят, но вы начнете осторожно, не касаясь воды, но и без всплесков опускать в стакан одну за другой монетки. И вода при этом из стакана не будет выливаться - вы докажите, что в ней еще есть место! Почему же так получается?

ОТВЕТ

(Если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, как при опускании монет вздувается бугром ее поверхность: вода при этом не выливается, т.к. ее удерживает пленка поверхностного натяжения)

VI тур. «Головоломки – танграм»

Составить из частей головоломки фигуры

болельщики наблюдают опыты, проводимые помощниками.

В кастрюлю правильной цилиндрической формы налита до верху вода. Каким образом, не имея под рукой никаких мерок и приспособлений, отлить из кастрюли такое количество воды, чтобы в ней осталось половина ее содержимого?

Наклонив кастрюлю, необходимо отливать из нее воду до тех пор, пока не покажется кромка дна, а вернее сказать точка на дне кастрюли, в которой пересекутся (сойдутся) поверхности дна и стенки кастрюли с поверхностью воды.

Как надо охлаждать льдом?

Когда вы хотите охладить квас льдом, куда ставите вы кувшин: на лед или под лед?

Многие, не раздумывая, ставят кувшин на лед, как горшок со щами на огонь. Так охлаждать не годится. Нагревать надо, действительно, снизу, но охлаждать, наоборот, сверху.

Попробуйте разобраться, почему выгоднее охлаждать сверху, чем снизу. Вы знаете, что холодное вещество плотнее теплого; холодный напиток плотнее неостуженного. Когда вы кладете лед поверх кувшина с квасом, верхние слои напитка (прилегающие ко льду), охладившись и сделавшись оттого тяжелее, опускаются вниз; на их место подтекают другие, еще неостуженные, порции кваса, охлаждаются льдом и, в свою очередь, опускаются. В короткий срок весь квас в кувшин. побывает в соседстве со льдом и охладится. Другое дело, если вы ставите напиток не под лед, а поверх льда. Тогда прежде всего охлаждается самый нижний слой напитка; он делается плотнее и остается на дне, не уступая места остальным ему теплым слоям. Никакого перемешивания жидкости в это: случае не происходит, и оттого она охлаждается очень медленно.

Не одни только напитки выгодно охлаждать сверху: мясо овощи, рыбу надо для охлаждения тоже класть под лед, а не поверх льда. Ведь они охлаждаются не столько самим льдом) сколько остуженным воздухом; холодный же воздух течет вниз, а не вверх. И если вам понадобится льдом охладить, ни пример, комнату больного, кладите лед не под лавку, а куда-нибудь повыше, на полку, или подвесьте его к потолку.

Греет ли шуба?

Что сказали бы вы, если бы вас стали уверять, будто шуба нисколько не греет? Вы подумали бы, конечно, что с вами шутят. А если бы вам стали доказывать это утверждение на ряде опытов? Проделайте, например, такой опыт.

Заметьте, сколько градусов показывает термометр, и закутайте его в шубу. Через несколько часов выньте. Вы убедитесь, что он не нагрелся даже и на четверть градуса: сколько показывал раньше, столько показывает и теперь. Вот и доказательство, что шуба не греет. Вы могли бы заподозрить, что шубы даже холодят. Возьмите два пузыря со льдом; один закутайте в шубу, другой оставьте в комнате незакрытым. Когда лед в пузыре растает, разверните шубу: вы увидите, что здесь он почти и не начинал таять. Значит, шуба не только не согрела лед, но как будто даже охлаждала его, замедляя таяние!..

Что можно здесь возразить? Как опровергнуть эти доводы?

Никак. Шубы действительно не греют, если под словом «греть» разуметь сообщение теплоты. Лампа греет, печка греет, человеческое тело греет, потому что все эти предметы являются источниками теплоты. Но шуба в этом смысле слова нисколько не греет. Она своего тепла не дает, а только мешает- теплоте нашего тела уходить от него. Вот почему теплокровное животное, тело которого само является источником тепла, будет чувствовать себя в шубе теплее, чем без нее..

Итак, на вопрос, греет ли вас шуба, надо ответить, что шуба только помогает нам греть самих себя. Вернее было бы говорить, что мы греем шубу, а не она нас.

VII тур. «Загадки»

Моя жизнь может быть измерена в часах.
Я служу, когда пожираюсь.
Когда я тонка я быстра.
Когда я толста я медленна.
Ветер мой враг
Кто я?

Ответ: Свеча

Вам дали это, это и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, но им пользуются все ваши знакомые. Что это?

Ответ: Имя

Кругом вода, а пить нечего.

Ответ: Море


Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь?

Ответ: на карусели

У отца Мэри пять дочерей: Чече, Чочо, Чача, Чичи.
Вопрос: как зовут пятую дочь?

Ответ: Мэри


VIII тур. А не спеть ли нам песню… о физических явлениях

Подведение итогов. Награждение победителей.


Источники:

1. http://dmitryukts.narod.ru/relax/zagadki-po-fizike.html

2. http://umnik.rikt.ru/fizika/rebus/6.html

3. http://www.greatr.ru/forum.php?elyj=pics&pkbqn=?s=2329

4. http://fizika7k.narod.ru/p30aa1.html

5. http://umnik.rikt.ru/fizika/rebus/8.html

6. http://fiz.do.am/index/zanimatelnye_voprosy_i_opyty_s_otvetami/0-210

7. http://nazva.net/355/