СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическое развитие младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В докладе описаны основные характеристики физического развития младших школьников. Данная информация может пригодиться педагогам при разработке рабочих программ по физической культуре, для работы с данной категорией обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Физическое развитие младших школьников»


Физическое развитие младших школьников


Р.И. Мылтыгашев,

учитель физической культуры,

МБОУ «Бейская школа-интернат»



На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке младших школьников оказывают влияние сопутствующие заболевания, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

 У детей с умеренной умственной отсталостью страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.


Нарушения физического развития: 

- отставания в массе тела;

- нарушения осанки;

- отставания в показателях объема жизненной емкости легких.


Нарушения в развитии двигательных способностей:

- нарушение координационных способностей - точности движений в пространстве;

- координации движений;

- ритма движений;

- пространственной ориентировки;

- равновесия.


Нарушения основных движений:

- неточность движений в пространстве и времени;

- отсутствие ловкости и плавности движений;

- излишняя скованность и напряженность;

- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.


 Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.


Таким образом, можно сделать вывод:

  • существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;

  • моторика детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;

  • нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;

  • нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.


Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:

- включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;

- оптимальный уровень двигательных возможностей;

- физическое совершенство;

- потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;

- коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.