СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание дошкольников»

Физическое воспитание дошкольников


Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.)

В то же время физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов деятельности. Прежде всего -  это процесс, протекающий по закономерности деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность.

Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все то, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию.

Приобщение к физической культуре -  одна из важнейших программных задач воспитания.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое непосредственно связано со здоровьем человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.

 

         Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы формулируют задачи физического воспитания по-разному (см. таблицу).

Наиболее четким представляется третий подход, который и принят в дошкольной педагогике. Выделение трех групп задач (оздоровительные, воспитательные, образовательные) позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.

Первая группа – оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление здоровья;

  • закаливание;

  • развитие движений.

Средства реализации:

  • гигиенические,

  • социально-бытовые факторы,

  • полноценное питание, оздоровительные силы природы,

  • рациональный режим дня,

  • физические упражнения.

Вторая группа -  воспитательные задачи:

  • развитие качеств личности и потребности в физическом        совершенстве.

Эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении так же формируются личностные качества ребенка.

Средства реализации этой группы задач:

  • деятельность детей,

  • игры,

  • художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа проходит в разных формах:

  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке),

  • самостоятельная двигательная деятельность детей,

  • активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).

Методы - упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества, взаимопомощи.

Исследователи (Т.И. Осокина, Е. Н. Вавилова, Э. Г. Степаненкова и др.) установили, что физическое развитие благоприятно сказывается на всестороннем воспитании ребенка. Для формирования личностных качеств используются подвижные игры и упражнения, специальное обучение на занятиях физической культурой.

 

Третья группа -   задачи, связанные с формированием у ребенка      осознанного отношения к своему здоровью.

Здесь ведущими становятся такие средства:

  • образец взрослого,

  • собственная деятельность детей,

  • художественные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Среди основных методов следует выделить

  • экспериментирование,

  • упражнения,

  • беседу,

  • рассматривание картин и иллюстраций.

Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.

Очень важно, чтобы воспитатель вдумчиво проводил работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетал ее с решением задач нравственного воспитания (А.Козлова, Л.Г.Нисканен, С.Е.Шукшина, О.А.Князева).

Решение этих задач невозможно представить без использования подвижных игр.