СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«физическая культура педагога в общеобразовательной школе»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог в общеобразовательной школе должен владеть необходимыми знаниями и умениями в области физического воспитания и спорта, а также иметь определённую физическую и технико-тактическую подготовку. Именно эти качества определяют уровень физической культуры педагога.

Просмотр содержимого документа
««физическая культура педагога в общеобразовательной школе»»

ДОКЛАД




НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ НА ТЕМУ:








«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»













ПОДГОТОВИЛ

РЯЗАНОВ С.Ю.



Физическая культура педагога в общеобразовательной школе


Педагог в общеобразовательной школе должен владеть необходимыми знаниями и умениями в области физического воспитания и спорта, а также иметь определённую физическую и технико-тактическую подготовку. Именно эти качества определяют уровень физической культуры педагога.

Возрастные особенности развития детей школьного возраста

Оздоровительно- педагогическое воздействие на занятиях физического воспитания будет оказано на учащихся, если учитель будет знать возрастные особенности развития детей школьного возраста. Физическое воспитание школьников ведётся на протяжении всего времени обучения (10-11 лет). За это время сменяется три возрастных периода: 1-3 классы- младший школьный возраст (детский); 4-8 классы – средний школьный возраст (подростковый); 9-11 классы – старший школьный возраст (юношеский). В каждой возрастной группе укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышение общей физической работоспособности привитие гигиенических навыков решается с учётом особенностей развития организма.

В младшем школьном возрасте ещё продолжается формирование скелета, в частности, происходит становление изгибов позвоночника, начинают срастаться кости таза. Мышцы и связки позвоночника у детей развиты слабо, хрящевые прослойки между позвонками толще, чем взрослых. В этом возрасте выражены все изгибы позвоночника, но фиксация их наступает лишь к 14-15 годам. Позвоночник отличается большой гибкостью, что при неблагоприятных условиях создаёт опасность его деформации. Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми веществами. В 7-8 лет мышечная ткань составляет только 27% общего веса тела. Эти особенности заставляют педагога сконцентрировать внимание на воспитание осанки учащихся.

В младшем школьном возрасте уже надо обращать внимание на всестороннее воспитание физических качеств, однако акценты делаются на координационных способностях (точность движений, равновесие, способность мышц к расслаблению), а также быстроты движений (двигательная реакция – простая и сложная, темп движений). С помощью незначительных силовых нагрузок можно тренировать силовую выносливость динамического характера (но не статического), а также активную гибкость.

В среднем школьном возрасте скелет ещё не сформирован и поэтому проблема формирования осанки всё ещё актуальна. Школьников приучают сохранять правильную осанку более продолжительное время в самых разнообразных условиях двигательной деятельности, в том числе в статических положениях.

В среднем школьном возрасте по-прежнему большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех её формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. Целесообразно также начинать работу по совершенствованию выносливости аэробного характера (циклическая работа умеренной интенсивности средней продолжительности).

В старшем школьном возрасте рост тела замедляется, увеличивается мышечная масса. Это даёт возможность в процессе физкультурной практики закрепить привычку сохранять правильную осанку. В юношеском возрасте необходимо большее внимание посвящать воспитанию скоростно-силовых и собственно-силовых качеств, а также общей и аэробной выносливости. Старшие школьники могут выдерживать значительные физические нагрузки, приближающиеся к возможностям взрослого человека. Однако упражнений силового характера с натуживанием надо по возможности избегать, т.к. это связано с фактором так называемого «юношеского сердца», которое в своём развитии отстаёт от роста мышечной силы.

Основные отклонения в состоянии здоровья школьников

Педагог в общеобразовательной школе обязан знать особенности занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья у учащихся, таких как нарушение осанки, плоскостопие, и ожирение.

Нарушение осанки. Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжёлые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и др.) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и т.д.

При правильной осанке позвоночник имеет S образную форму – физиологические изгибы в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб кпереди) и кифоза (изгиб кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы видны при осмотре сбоку. При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметные искривления следует расценивать как отклонение от нормы.

Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжёлой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и т.д.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность упражнения 1-3 мин.

Плоскостопие оказывает большое влияние на формирование дефектов осанки. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие у школьников встречается чрезвычайно часто. Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

  1. не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или

плоской подошве. Оптимальная высота каблука - не более 3-4 см;

  1. для уменьшения деформации свода стопы пользоваться

супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения,

укрепляющие мышцы стопы и голени;

  1. выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления свода стопы) и дополнительно – специальные упражнения (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).


Ожирение – это следствие нарушения обмена веществ с образованием избыточной массы тела за счёт накопления жира. Ожирение является основной причиной многих патологических заболеваний: сердечно – сосудистых, тяжёлых форм нарушения обмена веществ, сахарного диабета, гипертонии, ожирения печени. Кроме возможных болезней при значительном избытке массы тела в организме происходит перегрузка и изнашивание суставов, возникает склонность к варикозному расширению вен, тромбозам, эмболии, затруднённому дыханию, образованию грыж. При ожирении у школьника нарушена тонкая координация движений, не развиты ловкость, гибкость, пластичность, слабые и дряблые мышцы , непрочные связки, что является одним из факторов риска получения травм.

Оценить степень ожирения можно по индексу массы тела (ИМТ):

ИМТ= масса тела (кг)/ рост (м)2. Значение больше 25 кг/м2 свидетельствует об избыточной массе тела; больше 30 кг/м2 – об ожирении; в зависимости на сколько % больше выделяют четыре степени ожирения. При I степени ожирения избыток массы тела превышает норму на 15-20%, при II степени – на 26-50% , при III степени на 51-100% и при IV - не более чем на 100%.

Действенные средства профилактики ожирения – достаточная двигательная активность и рациональное питание.

Двигательный режим школьника

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, овладевают умениями и навыками в труде. Движений должно быть необходимо для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавать двигательный режим.

Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня. Школьника может быть рекомендован следующий распорядок дня:

- подъём – 7.00 ч;

- уборка постели, утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) с последующей водной процедурой – 7.00 – 7.30 ч;

- завтрак – 7.30 – 7.50 ч;

- дорога в школу (прогулка) – 7.50 – 8.15 ч;

- подготовка к урокам, в том числе гимнастика до уроков – 8.15 – 8.30 ч;

- учебные занятия в школе – 8.30 – 12.30 ч, во время учебных занятий на уроках проводятся физкультурные минутки, каждую перемену учащиеся должны выходить из классов в рекреации, на одной из перемен организуются и проводятся коллективные игры;

- дорога из школы домой (прогулка) – 12.30 – 13.00 ч;

- обед 13.00 – 13.30 ч;

- дневной отдых (прогулка, игры на открытом воздухе), выполнение поручений родителей по хозяйственным делам – 13.00 – 16.00 (для детей 7 лет, сон с 13.30 – 14.30);

- приготовление уроков – 16.00 – 17.30, во время приготовления уроков через каждые 30 мин следует устраивать короткие перерывы (5-10 мин) для выполнения гимнастических упражнений;

- прогулка, игры, физические упражнения – 17.30 – 19.00;

- ужин, свободное время, спокойные занятия – 19.00 – 20.00;

- приготовление ко сну – 20.00 – 20.30;

- сон – 20.30 – 7.00

Комплексы утренней гимнастики и упражнения физкультурных пауз во время приготовления уроков должны быть рекомендованы учителем.

Нормирование нагрузок

Учитель физической культуры в общеобразовательной школе должен обязательно знать способы регулирования нагрузки. В классе обязательно есть ученики с высокой физической подготовкой, также есть и более слабые. Учитель в рамках учебного занятия должен распределить нагрузку, адекватно индивидуальным физическим возможностям учащихся.

Регулирование нагрузки на уроке ФК достигается следующими методическими приёмами:

- количество повторений упражнения (более слабые выполняют упражнение меньшее количество раз);

- изменение скорости выполнения упражнения и длины дистанции (интенсивность и объём нагрузки);

- варьирование величинами внешних отягощений (увеличение или уменьшение веса гантелей, набивного мяча; утяжелителей и т.д.);

- изменение амплитуды движения;

- изменение исходных и конечных после движения положений, а также позы в процессе движения;

- варьирование динамическими характеристиками движения (усилия, темп, ускорения);

- изменение внешних условий (передвижения по песку, воде, в гору и др.);

- проведение занятий на обычной, уменьшенной или увеличенной площадке (в спортивных играх);

- варьирование применяемых методов (соревновательный, игровой, равномерный и др.);

- применение разных интервалов отдыха между упражнениями.

Внешние признаки утомления в режиме напряжения или сокращения мышц

Учитель физической культуры, проводя уроки, обязан исключить появление чрезмерного утомления у школьников. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений. Переутомление может служить причиной травм у учащихся.

Для предупреждения переутомления школьников необходимо нормализовать их режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности учащихся по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) учителю физической культуры поможет таблица 1.

Таблица 1


Внешние признаки утомления




Признаки


Небольшое

физическое

утомление

Значительное

утомление

(острое переутомление I степени)

Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

1

2

3

4

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже



Дыхание

Учащённое (до 36)

Учащённое (38-46 в 1 мин), поверхностное

Очень учащённое (более 50-60 в 1 мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием


Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, лёгкое покачивание при ходьбе

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения




Общий вид, ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему.

Измождённое выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадёт). Апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации). Учащённое сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота.

Мимика

Спокойная

Напряжённая

Искажённая


Внимание

Чёткое, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды

Пульс, уд/мин

110-150

160-180

180-200 и более



Классификация интенсивности нагрузок

Учитель физической культуры должен уметь определять интенсивность физических нагрузок. Интенсивность нагрузок (табл. 2) определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС) пальпационным путём, интенсивность которых более 3 мин. В силу инерции ЧСС выходит на уровень нагрузки только на 3 минуте (период врабатывания).

Таблица 2


Зоны интенсивности

Интенсивность нагрузки

ЧСС, уд/мин

Юноши

Девушки

I

Низкая

До 130

До 135

II

Средняя

131-155

136-160

III

Большая

156-175

161-180

IV

Высокая

176 и выше

181 и выше

V

Максимальная

Надкритическая мощность


По этой классификации нельзя характеризовать интенсивность силовых (штанга, гимнастика, акробатика), скоростно-силовых (метания, прыжки), скоростных (спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках, гребле на байдарках) нагрузок. Затруднительна также классификация нагрузок с переменной интенсивностью (игры, борьба, бокс и т.п.).

Частичную информацию об интенсивности переменных нагрузок может дать определение средней ЧСС.

Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников (по А.Г. Сухареву)

Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15-30 тыс. шагов. Возрастные и половые нормы приведены в таблице 3.

Для того чтобы определить ежедневный объём специальной активирующей нагрузки, необходимо учесть общее время выполнения всех физических нагрузок с интенсивностью по ЧСС выше 90-100 уд/мин. Затем надо сопоставить результат с возрастной и половой нормами двигательной активности и установить разницу (в часах), которая и показывает соответствующую величину дополнительной нагрузки.

Таблица 3


Возрастные группы

Локомоции тыс. шагов

Величина энергозатрат, ккал/сут

Продолжительность двигательной активности, ч


Младшая (мальчики и девочки)

15-20

2500-3000

3,0-3,6

Средняя (мальчики и девочки)

20-25

3000-4000

3,6-4,8

Старшая

Юноши

25-30

3500-4300

4,8-5,8

Девушки

25-30

3000-4000

3,6-4,8


Норма обучающих нагрузок зависит от индивидуальных способностей занимающихся. В процессе обучения используются развивающие, подготовительные, подготовительно-стимулирующие и активирующие нагрузки. Обучающая нагрузка, выполняемая на уроках физкультуры или в домашних условиях, определяется по критерию эффективности обучения и овладения школьником соответствующими умениями и навыками.

Страховка и помощь на уроке.

При проведении уроков и соревнований многих травм можно избежать при систематической профилактической работе, если педагог по физическому воспитанию знает основные причины их порождающие:

  1. Несоблюдение принципов обучения и тренировки, в частности, повышение нагрузки, могут вызвать переутомление, а ослабленные мышцы, органы, системы легко подвержены различным травмам. Поэтому неправильная дозировка нагрузки – это одна из самых серьёзных причин не только телесных, но и функциональных отклонений.

  2. Несистематические занятия, недоступный для занимающихся материал, непрочное его усвоение очень часто вызывают травмы и функциональные нарушения в работе организма.

  3. Плохая организация уроков, неправильное размещение занимающихся, некачественный, нестандартный инвентарь и оборудование.

  4. Отсутствие или недостаточная страховка и помощь занимающимся при выполнении ими физических упражнений.

Каждый преподаватель для профилактики различного рода

травматизма обязан своевременно принимать соответствующие меры. Причём, если они направлены для устранения причины травматизма, то вероятность его появления значительно уменьшается.

В рамках предупреждения травматизма, кроме конкретного устранения отмеченных выше причин, провоцирующих его возникновение, педагог обязан постоянно держать в поле своего внимания следующее:

1) Воспитывать самостоятельность занимающихся. Важно добиваться того, чтобы они самостоятельно концентрировали своё внимание на обеспечение личной безопасности. Необходимо развивать чувство личной ответственности за безопасность не только свою собственную, но и своих товарищей. В этом плане важно постоянно разъяснять и поощрять соответствующую деятельность занимающихся, ставить их в такие условия, чтобы они сами психологически и деятельно настроены на предупреждение травматизма.

2) Выполнение функций контроля. Нередко в процессе занятий физическими упражнениями причина травм появляется в результате невыполнений указаний преподавателя. Это происходит, если отсутствует строгий и систематический контроль с его стороны. Контролируется прежде всего выполнение поручений по взаимопомощи, страховка, а также все распоряжения, связанные с обеспечением обязанности занимающихся.

3) Распознавание источников возможных опасностей. Во многих видах физических упражнений существуют специфические источники опасности (на воде – одни, в горах – другие, в метаниях – третьи и т.д.). Преподаватель обязан знать эти источники, а основательной подготовкой занятий и разъяснением их опасности – предупреждать возможный травматизм.

4) Тесное сотрудничество с врачом, периодические обследования занимающихся. Нельзя допускать к занятиям и соревнованиям лиц с отклонением в состоянии здоровья, несмотря на всевозможные давления со стороны или желания самих учащихся, если врач не разрешает это делать.

Можно подвести итог, что качество урока зависит в большей мере от деловой квалификации и личности преподавателя, т.е. его физической культуры. Составляющие физической культуры педагога в общеобразовательной школе таковы:

- владение организационными умениями и навыками проведения занятий;

- общая теоретико-методическая подготовленность педагога (умение пользоваться словом, в том числе командами, хорошим чётким показом, различными методическими приёмами и методами воспитания и обучения, культура речи, знание терминологии и т.д.);

- умение добиваться выполнения учащимися своих заданий и распоряжений, управлять их вниманием, а также устанавливать с ними рабочий контакт и взаимопонимание;

- умение держать в поле зрения всех занимающихся и осуществлять контроль за качеством выполнения заданий;

- требовательность, настойчивость, выдержка, воля, самообладание в различных ситуациях;

- правильный выбор места при проведении разных фрагментов урока;

- соблюдение педагогического такта и тона в обращении со школьниками (чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию по отношению к учащимся);

- творчество и инициатива при проведении занятия, а также отношение к критическим замечаниям в свой адрес;

- внешний вид (одежда, выправка, опрятность и т.п.)