Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г.Новочеркасска Конспект урока по химии в 10 классе «Альдегиды: получение, применение, физические и химические свойства»
Подготовила учитель химии Смольнякова Ольга Викторовна
2016 год
Парфюмерная продукция
Верхние ноты: бергамота, нероли, лимона
Средние ноты: ландыша, ириса, жасмина
Базовые ноты: мускуса, ванили, сандалового дерева
Альдегиды - это органические соединения, молекулы которых содержат альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом. Общая формула:
Метаналь
H-C =O
|
H
Этаналь
H 3 C - C =O
|
H
Пропаналь
H 3 C -CH 2 - C =O
|
H
Нональ
H 3 C–(CH 2 ) 7 -C =O
|
H
Деканаль
H 3 C–(CH 2 ) 8 -C =O
|
H
- Проблема: какие из предложенных альдегидов используются в парфюмерии, и является ли их применение безопасным для здоровья человека? Как определить наличие альдегидов в парфюмерной продукции?
Работа в группах
- Прочитайте теоретическое положение (проблему).
- Выполните задания по карточке.
- Проведите опыт (группа № 3,6,7).
- Заполните бланк-проект и слайд.
- Определите 1 ученика, который будет рассказывать классу о проблеме, которая решала группа, путях ее решения, объяснять составленные химические уравнения реакций, демонстрировать результаты опыта, формулировать вывод.
Как надо вести себя во время работы с веществами, чтобы не причинить вред себе и здоровью окружающих?
Правила техники безопасности
Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями
Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ
Жидкость из сосуда берите пипеткой, которую затем промойте в специальной емкости. Перемешивайте растворы в пробирке постукиванием по стенке. Нельзя встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем.
Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно
Работать надо аккуратно, не проливая и не разбрызгивая растворы, так как это может быть опасным.
При наливании жидкости склянку надо держать этикеткой вверх.
Последнюю каплю необходимо снять о край пробирки.
Используйте только чистую лабораторную посуду и тщательно промывайте ее после выполнения эксперимента
Не принимайте пищу во время химических экспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки
Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами
Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону
Не склоняйтесь над сосудом с кипящей жидкостью
Строение альдегидов
какое строение имеют молекулы альдегидов?
?
?
?
?
Применение альдегидов
- Проблема: где применяют альдегиды?
Применение метаналя и этаналя
- Проблема: д ля производства, каких веществ используют метаналь и этаналь?
Формалин
C 15 - " width="640"
Физические свойства альдегидов.
какие альдегиды и почему используют в парфюмерии?
- → метаналь (С) -
- Формалин-
- → этаналь (С2)-
- → С 3 – С7 -
- → С8-С15-
- → C 15 -
_________+____ → НCOH + Ag2O - _________+____ " width="640"
Химические свойства альдегидов
Проблема: как распознать наличие альдегидов, в том числе и в парфюмерной продукции?
- 1)Реакции окисления альдегидов. Альдегиды окисляются до ___________________________. Реакции окисления – это ___________ реакции на альдегиды.
- А) Реакция «серебряного зеркала»- это окисление альдегидов аммиачным раствором ______ _______.
- → Химическая реакция «серебряного зеркала»
в общем виде:
- →
- → CH3-COH + Ag2O - _________+____
- → НCOH + Ag2O - _________+____
→ CH3-COH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____ → HCOH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____ " width="640"
Химические свойства альдегидов
Проблема: как распознать наличие альдегидов, в том числе и в парфюмерной продукции?
- 1)Реакции окисления альдегидов. Альдегиды окисляются до ___________________________. Реакции окисления – это ___________ реакции на альдегиды.
- Б) Реакция окисления альдегидов гидроксидом меди ( II ) ( Cu ( OH )2)
- Химическая реакция в общем виде:
- →
- → С uSO4+NaOH-
- → CH3-COH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____
- → HCOH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____
_____________ " width="640"
Химические свойства альдегидов
Проблема: в результате реакции окисления спиртов образуются альдегиды. А можно ли получить спирты из альдегидов ?
- 2)Реакция восстановления альдегидов. Альдегиды восстанавливаются до _____________.
- Химическая реакция в общем виде:
- →
- СН3-СОН + Н2 - _____________
Проблема: некоторые из альдегидов были сначала найдены в составе эфирных масел растений, а позже искусственно синтезированы. Как сейчас в промышленности и в лаборатории получают альдегиды?
Верхние ноты: бергамота, нероли, лимона
Средние ноты: ландыша, ириса, жасмина
Базовые ноты: мускуса, ванили, сандалового дерева
Получение альдегидов.
- 1) В промышленности этаналь получают реакцией _________ из _______. Эта реакция названа в честь русского химика – органика _________________, осуществившего ее.
_____ + _____ → ______
- 2) В лаборатории общим способом получения альдегидов является окисление первичных _______ на ______ катализаторе.
С u,t
R-CH2-OH +[O] → ______ +___
- 3) В лаборатории альдегиды получают взаимодействием первичных _______с черным порошком ______
t
СН3- СН2-ОН + С uO → ______ +_____+ ______
Проблема: какие из предложенных альдегидов используются в парфюмерии и является ли их применение безопасным для здоровья человека?
Метаналь
H-C =O
|
H
Этаналь
H 3 C - C =O
|
H
Пропаналь
H 3 C -CH 2 - C =O
|
H
Нональ
H 3 C–(CH 2 ) 7 -C =O
|
H
Деканаль
H 3 C–(CH 2 ) 8 -C =O
|
H
- Как определить наличие альдегидов в парфюмерной продукции?
Бланк для самостоятельной работы
Самостоятельная работа по теме «Химические и физические свойства альдегидов.
Получение альдегидов и их применение»
Ф.И. ученика:
___ вариант
Ответы:
А 1- ; А 2- ; А 3-
В1-
С
Сумма баллов:
Оценка ученика, который проверял:
Оценка учителя:
Мое отношение к уроку:
Самостоятельная работа.
I вариант
II вариант
Задание на оценку «3».
А1 При нормальных условиях газообразным веществом является
1)этанол;2) этаналь;3) метаналь;4) пропаналь.
А2. При гидрировании альдегидов образуются
1) спирты; 2) фенолы; 3) карбоновые кислоты;
4) кетоны.
А3. Способ получения этаналя в промышленности
1) взаимодействие ацетилена с водой;
2)гидратация этена;
3) окисление метилового спирта;
4) гидрирование этина.
Задание на оценку «3».
А1. При нормальных условиях бесцветной летучей жидкостью является
1) этин;2) этаналь;3) метаналь;4) деканаль.
А2. При окислении альдегидов образуются
1) спирты; 2) фенолы; 3) карбоновые кислоты;
4) кетоны.
А3.При окислении этанола оксидом меди ( II ) образуется
1) метаналь;2) этаналь; 3)пропаналь;
4) этановая кислота
Задание на оценку «4».
В1. Пропаналь взаимодействует с веществами
1) бензол
2) водород
3) азот
4) аммиачный раствор оксида серебра ( I )
5) пропан
6) гидроксид меди ( II )
Задание на оценку «4».
В1. Формальдегид взаимодействует с веществами
1) бромоводородом
2) аммиачный раствор оксида серебра
3) калием
4) водород
5) метан
6) гидроксид меди ( II )
Задание на оценку «3».
С1 Напишите уравнения реакций для схемы, назовите вещества.
С2Н2→СН3СОН→ СН3СН2ОН
Задание на оценку «3».
С1 Напишите уравнения реакций для схемы, назовите вещества. С2Н5ОН→СН3СОН→ СН3СООН
Ответы
I вариант
II вариант
А1-3 (1 балл)
А2-1 (1 балл)
А3-1 (1 балл)
В1-2,4,6 (2 балла)
С1
Hg 2+ ,t
1) НС = СН+Н 2 О → Н3С-С=О (1 балл)
этин |
Н
этаналь
Ni,t
2) Н3С-С=О + Н 2 → СН3 - Н2С - ОН (1 балл)
| этанол
Н
этаналь
А1-2 (1 балл)
А2-3 (1 балл)
А3-4 (1 балл)
В1-2,4,6 (2 балла)
С1 t
1) СН3- СН2-ОН + С uO → Н3С-С=О+С u+H 2 O ( 1 балл)
этанол |
Н
этаналь
t
2) Н3С-С=О + 2Cu(OH) 2 → СН3 - С=О+С u2O↓+2H2O ( 1 балл)
| |
Н O Н
этаналь этановая кислота
или
t , аммиач. р-р
Н3С-С=О + Ag2O → СН3 - С=О + 2Ag↓
| |
Н O Н
этаналь этановая кислота
Критерии выставления оценок
- Оценка «4»- 5-6 баллов.
- Оценка «3» - 3-4 балла.
- Оценка «2» -
Рефлексия
1) Что ты понял и чему научился на уроке? Что нового узнали?
2) Заполните таблицу «Самоанализ».
3) Что у вас сегодня лучше всего получилось?
4) Что было трудно? Почему?
5) В чем еще остались затруднения?
6) Оцените свою собственную работу: кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?
7) Оцените свою работу в группах: у кого работа получилась? Почему? У кого не получилась? Почему?
8) Что им посоветуем?
9) Выразите свое отношение к уроку.
Что у меня сегодня лучше всего получилось?
Что для меня было трудным?
Домашнее задание
§ 11, учить химические реакции.
Задания на оценку «3».
§ 11 № 3,4
Задание на оценку «4».
§ 11№ 6
Задание на оценку «5».
Написать рекомендации для покупателей парфюмерной продукции.