СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Физические и химические свойства альдегидов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Физические и химические свойства альдегидов" поможет заинтересовать учащихся .

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Физические и химические свойства альдегидов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  № 24 г.Новочеркасска   Конспект урока по химии в 10 классе   «Альдегиды: получение, применение, физические и химические свойства»   Подготовила учитель химии  Смольнякова Ольга Викторовна  2016 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г.Новочеркасска Конспект урока по химии в 10 классе «Альдегиды: получение, применение, физические и химические свойства»

Подготовила учитель химии Смольнякова Ольга Викторовна

2016 год

Парфюмерная продукция

Парфюмерная продукция

Верхние ноты: бергамота, нероли, лимона Средние ноты: ландыша, ириса, жасмина Базовые ноты: мускуса, ванили, сандалового дерева

Верхние ноты: бергамота, нероли, лимона

Средние ноты: ландыша, ириса, жасмина

Базовые ноты: мускуса, ванили, сандалового дерева

Альдегиды - это органические соединения, молекулы которых содержат альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом.  Общая формула:   Метаналь H-C =O  |  H Этаналь H 3 C - C =O  |  H Пропаналь H 3 C -CH 2 - C =O  |  H Нональ H 3 C–(CH 2 ) 7 -C =O  |  H Деканаль H 3 C–(CH 2 ) 8 -C =O  |  H Проблема: какие из предложенных альдегидов используются в парфюмерии, и является ли их применение безопасным для здоровья человека? Как определить наличие альдегидов в парфюмерной продукции?

Альдегиды - это органические соединения, молекулы которых содержат альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом. Общая формула:

Метаналь

H-C =O

|

H

Этаналь

H 3 C - C =O

|

H

Пропаналь

H 3 C -CH 2 - C =O

|

H

Нональ

H 3 C–(CH 2 ) 7 -C =O

|

H

Деканаль

H 3 C–(CH 2 ) 8 -C =O

|

H

  • Проблема: какие из предложенных альдегидов используются в парфюмерии, и является ли их применение безопасным для здоровья человека? Как определить наличие альдегидов в парфюмерной продукции?
Работа в группах Прочитайте теоретическое положение (проблему). Выполните задания по карточке. Проведите опыт (группа № 3,6,7). Заполните бланк-проект и слайд. Определите 1 ученика, который будет рассказывать классу о проблеме, которая решала группа, путях ее решения, объяснять составленные химические уравнения реакций, демонстрировать результаты опыта, формулировать вывод.

Работа в группах

  • Прочитайте теоретическое положение (проблему).
  • Выполните задания по карточке.
  • Проведите опыт (группа № 3,6,7).
  • Заполните бланк-проект и слайд.
  • Определите 1 ученика, который будет рассказывать классу о проблеме, которая решала группа, путях ее решения, объяснять составленные химические уравнения реакций, демонстрировать результаты опыта, формулировать вывод.
  Как надо вести себя во время работы с веществами, чтобы не причинить вред себе и здоровью окружающих?

Как надо вести себя во время работы с веществами, чтобы не причинить вред себе и здоровью окружающих?

Правила техники безопасности Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями  Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ  Жидкость из сосуда берите пипеткой, которую затем промойте в специальной емкости. Перемешивайте растворы в пробирке постукиванием по стенке. Нельзя встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем. Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно

Правила техники безопасности

Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями

Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ

Жидкость из сосуда берите пипеткой, которую затем промойте в специальной емкости. Перемешивайте растворы в пробирке постукиванием по стенке. Нельзя встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем.

Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно

Работать надо аккуратно, не проливая и не разбрызгивая растворы, так как это может быть опасным. При наливании жидкости склянку надо держать этикеткой вверх. Последнюю каплю необходимо снять о край пробирки.

Работать надо аккуратно, не проливая и не разбрызгивая растворы, так как это может быть опасным.

При наливании жидкости склянку надо держать этикеткой вверх.

Последнюю каплю необходимо снять о край пробирки.

Используйте только чистую лабораторную посуду и тщательно промывайте ее после выполнения эксперимента  Не принимайте пищу во время химических экспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки

Используйте только чистую лабораторную посуду и тщательно промывайте ее после выполнения эксперимента

Не принимайте пищу во время химических экспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки

Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою  сторону Не склоняйтесь над сосудом с кипящей жидкостью

Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами

Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону

Не склоняйтесь над сосудом с кипящей жидкостью

Строение альдегидов Проблема:  какое строение имеют молекулы альдегидов? ? ? ? ?

Строение альдегидов

  • Проблема:

какое строение имеют молекулы альдегидов?

?

?

?

?

Применение альдегидов Проблема: где применяют альдегиды?  Альдегиды

Применение альдегидов

  • Проблема: где применяют альдегиды?
  • Альдегиды
Применение метаналя и этаналя Проблема: д ля производства, каких веществ используют метаналь и этаналь?  Метаналь Этаналь Формалин

Применение метаналя и этаналя

  • Проблема: д ля производства, каких веществ используют метаналь и этаналь?
  • Метаналь
  • Этаналь

Формалин

C 15 - " width="640"

Физические свойства альдегидов.

  • Проблема:

какие альдегиды и почему используют в парфюмерии?

  • → метаналь (С) -
  • Формалин-
  • → этаналь (С2)-
  • → С 3 – С7 -
  • → С8-С15-
  • → C 15 -
_________+____ → НCOH + Ag2O - _________+____ " width="640"

Химические свойства альдегидов

Проблема: как распознать наличие альдегидов, в том числе и в парфюмерной продукции?

  • 1)Реакции окисления альдегидов. Альдегиды окисляются до ___________________________. Реакции окисления – это ___________ реакции на альдегиды.
  • А) Реакция «серебряного зеркала»- это окисление альдегидов аммиачным раствором ______ _______.
  • → Химическая реакция «серебряного зеркала»

в общем виде:

  • → CH3-COH + Ag2O - _________+____
  • → НCOH + Ag2O - _________+____
→ CH3-COH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____ → HCOH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____ " width="640"

Химические свойства альдегидов

Проблема: как распознать наличие альдегидов, в том числе и в парфюмерной продукции?

  • 1)Реакции окисления альдегидов. Альдегиды окисляются до ___________________________. Реакции окисления – это ___________ реакции на альдегиды.
  • Б) Реакция окисления альдегидов гидроксидом меди ( II ) ( Cu ( OH )2)
  • Химическая реакция в общем виде:
  • → С uSO4+NaOH-
  • → CH3-COH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____
  • → HCOH + 2Cu(OH)2 - ____+_____+____
_____________ " width="640"

Химические свойства альдегидов

Проблема: в результате реакции окисления спиртов образуются альдегиды. А можно ли получить спирты из альдегидов ?

  • 2)Реакция восстановления альдегидов. Альдегиды восстанавливаются до _____________.
  • Химическая реакция в общем виде:
  • СН3-СОН + Н2 - _____________
Проблема: некоторые из альдегидов были сначала найдены в составе эфирных масел растений, а позже искусственно синтезированы. Как сейчас в промышленности и в лаборатории получают альдегиды?  Верхние ноты: бергамота, нероли, лимона Средние ноты: ландыша, ириса, жасмина Базовые ноты: мускуса, ванили, сандалового дерева

Проблема: некоторые из альдегидов были сначала найдены в составе эфирных масел растений, а позже искусственно синтезированы. Как сейчас в промышленности и в лаборатории получают альдегиды?

Верхние ноты: бергамота, нероли, лимона

Средние ноты: ландыша, ириса, жасмина

Базовые ноты: мускуса, ванили, сандалового дерева

Получение альдегидов. 1) В промышленности этаналь получают реакцией _________ из _______. Эта реакция названа в честь русского химика – органика _________________, осуществившего ее. _____ + _____ → ______ 2) В лаборатории общим способом получения альдегидов является окисление первичных _______ на ______ катализаторе.  С u,t R-CH2-OH +[O] → ______ +___ 3) В лаборатории альдегиды получают взаимодействием первичных _______с черным порошком ______  t СН3- СН2-ОН + С uO → ______ +_____+ ______

Получение альдегидов.

  • 1) В промышленности этаналь получают реакцией _________ из _______. Эта реакция названа в честь русского химика – органика _________________, осуществившего ее.

_____ + _____ → ______

  • 2) В лаборатории общим способом получения альдегидов является окисление первичных _______ на ______ катализаторе.

С u,t

R-CH2-OH +[O] → ______ +___

  • 3) В лаборатории альдегиды получают взаимодействием первичных _______с черным порошком ______

t

СН3- СН2-ОН + С uO → ______ +_____+ ______

    Проблема: какие из предложенных альдегидов используются в парфюмерии и является ли их применение безопасным для здоровья человека?   Метаналь H-C =O  |  H Этаналь H 3 C - C =O  |  H Пропаналь H 3 C -CH 2 - C =O  |  H Нональ H 3 C–(CH 2 ) 7 -C =O  |  H Деканаль H 3 C–(CH 2 ) 8 -C =O  |  H Как определить наличие альдегидов в парфюмерной продукции?

Проблема: какие из предложенных альдегидов используются в парфюмерии и является ли их применение безопасным для здоровья человека?

Метаналь

H-C =O

|

H

Этаналь

H 3 C - C =O

|

H

Пропаналь

H 3 C -CH 2 - C =O

|

H

Нональ

H 3 C–(CH 2 ) 7 -C =O

|

H

Деканаль

H 3 C–(CH 2 ) 8 -C =O

|

H

  • Как определить наличие альдегидов в парфюмерной продукции?
Бланк для самостоятельной работы Самостоятельная работа по теме «Химические и физические свойства альдегидов. Получение альдегидов и их применение» Ф.И. ученика:  ___ вариант Ответы: А 1- ; А 2- ; А 3- В1- С Сумма баллов: Оценка ученика, который проверял: Оценка учителя:  Мое отношение к уроку:

Бланк для самостоятельной работы

Самостоятельная работа по теме «Химические и физические свойства альдегидов.

Получение альдегидов и их применение»

Ф.И. ученика:

___ вариант

Ответы:

А 1- ; А 2- ; А 3-

В1-

С

Сумма баллов:

Оценка ученика, который проверял:

Оценка учителя:

Мое отношение к уроку:

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

Задание на оценку «3».

А1 При нормальных условиях газообразным веществом является

1)этанол;2) этаналь;3) метаналь;4) пропаналь.

А2. При гидрировании альдегидов образуются

1) спирты; 2) фенолы; 3) карбоновые кислоты;

4) кетоны.

А3. Способ получения этаналя в промышленности

1) взаимодействие ацетилена с водой;

2)гидратация этена;

3) окисление метилового спирта;

4) гидрирование этина.

Задание на оценку «3».

А1. При нормальных условиях бесцветной летучей жидкостью является

1) этин;2) этаналь;3) метаналь;4) деканаль.

А2. При окислении альдегидов образуются

1) спирты; 2) фенолы; 3) карбоновые кислоты;

4) кетоны.

А3.При окислении этанола оксидом меди ( II ) образуется

1) метаналь;2) этаналь; 3)пропаналь;

4) этановая кислота

Задание на оценку «4».

В1. Пропаналь взаимодействует с веществами

1) бензол

2) водород

3) азот

4) аммиачный раствор оксида серебра ( I )

5) пропан

6) гидроксид меди ( II )

Задание на оценку «4».

В1. Формальдегид взаимодействует с веществами

1) бромоводородом

2) аммиачный раствор оксида серебра

3) калием

4) водород

5) метан

6) гидроксид меди ( II )

Задание на оценку «3».

С1 Напишите уравнения реакций для схемы, назовите вещества.

С2Н2→СН3СОН→ СН3СН2ОН

Задание на оценку «3».

С1 Напишите уравнения реакций для схемы, назовите вещества. С2Н5ОН→СН3СОН→ СН3СООН

Ответы I вариант II вариант А1-3 (1 балл) А2-1 (1 балл) А3-1 (1 балл) В1-2,4,6 (2 балла) С1  Hg 2+ ,t 1) НС = СН+Н 2 О → Н3С-С=О (1 балл)  этин |  Н  этаналь  Ni,t 2) Н3С-С=О + Н 2 → СН3 - Н2С - ОН (1 балл)  | этанол  Н  этаналь А1-2 (1 балл) А2-3 (1 балл) А3-4 (1 балл) В1-2,4,6 (2 балла) С1    t 1) СН3- СН2-ОН + С uO → Н3С-С=О+С u+H 2 O  ( 1 балл)  этанол |  Н  этаналь  t 2) Н3С-С=О + 2Cu(OH) 2 → СН3 - С=О+С u2O↓+2H2O  ( 1 балл)  |  |  Н O Н  этаналь  этановая кислота   или   t , аммиач. р-р  Н3С-С=О + Ag2O → СН3 - С=О + 2Ag↓    |   |  Н   O Н  этаналь    этановая кислота

Ответы

I вариант

II вариант

А1-3 (1 балл)

А2-1 (1 балл)

А3-1 (1 балл)

В1-2,4,6 (2 балла)

С1

Hg 2+ ,t

1) НС = СН+Н 2 О → Н3С-С=О (1 балл)

этин |

Н

этаналь

Ni,t

2) Н3С-С=О + Н 2 → СН3 - Н2С - ОН (1 балл)

| этанол

Н

этаналь

А1-2 (1 балл)

А2-3 (1 балл)

А3-4 (1 балл)

В1-2,4,6 (2 балла)

С1 t

1) СН3- СН2-ОН + С uO → Н3С-С=О+С u+H 2 O ( 1 балл)

этанол |

Н

этаналь

t

2) Н3С-С=О + 2Cu(OH) 2 → СН3 - С=О+С u2O↓+2H2O ( 1 балл)

| |

Н O Н

этаналь этановая кислота

или

t , аммиач. р-р

Н3С-С=О + Ag2O → СН3 - С=О + 2Ag↓

| |

Н O Н

этаналь этановая кислота

Критерии выставления оценок Оценка «5» - 7 баллов. Оценка «4»- 5-6 баллов.  Оценка «3» - 3-4 балла.  Оценка «2» -

Критерии выставления оценок

  • Оценка «5» - 7 баллов.
  • Оценка «4»- 5-6 баллов.
  • Оценка «3» - 3-4 балла.
  • Оценка «2» -
Рефлексия 1) Что ты понял и чему научился на уроке? Что нового узнали? 2) Заполните таблицу «Самоанализ». 3) Что у вас сегодня лучше всего получилось? 4) Что было трудно? Почему? 5) В чем еще остались затруднения?  6) Оцените свою собственную работу: кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?  7) Оцените свою работу в группах: у кого работа получилась? Почему? У кого не получилась? Почему? 8) Что им посоветуем? 9) Выразите свое отношение к уроку. Что у меня сегодня лучше всего получилось? Что для меня было трудным?

Рефлексия

1) Что ты понял и чему научился на уроке? Что нового узнали?

2) Заполните таблицу «Самоанализ».

3) Что у вас сегодня лучше всего получилось?

4) Что было трудно? Почему?

5) В чем еще остались затруднения?

6) Оцените свою собственную работу: кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

7) Оцените свою работу в группах: у кого работа получилась? Почему? У кого не получилась? Почему?

8) Что им посоветуем?

9) Выразите свое отношение к уроку.

Что у меня сегодня лучше всего получилось?

Что для меня было трудным?

Домашнее задание § 11, учить химические реакции. Задания на оценку «3». § 11 № 3,4 Задание на оценку «4». § 11№ 6 Задание на оценку «5». Написать рекомендации для покупателей парфюмерной продукции.

Домашнее задание

§ 11, учить химические реакции.

Задания на оценку «3».

§ 11 № 3,4

Задание на оценку «4».

§ 11№ 6

Задание на оценку «5».

Написать рекомендации для покупателей парфюмерной продукции.