Внеклассное занятие по естественно-научной грамотности 8-9 класс
«Физика и жизнь»
Оргмомент:
Сегодняшнее занятие я назвала «Физика и жизнь». Как вы думаете почему?
Потому что в школе вы изучаете разные предметы для того, чтобы впоследствии можно было воспользоваться этими знаниями.
На уроках химии, физики, биологии и географии вы повышаете свою естественно-научную грамотность. Естественные науки
-
позволяют людям понимать, как функционируют природные процессы и явления, такие как погода, климат, экология и здоровье
-
помогают принимать обоснованные решения в повседневной жизни, например, в вопросах питания, здравоохранения, экологии и потребления энергии
-
способствуют лучшему пониманию культурных и исторических контекстов, связанных с наукой и технологией
-
важны для подготовки к профессиям, связанным с наукой, техникой, медициной и экологией
-
развивают навыки анализа информации, проверки фактов и оценки достоверности научных данных
-
помогают избегать рисков, связанных с неправильным использованием технологий и вредных воздействий окружающей среды
-
способствуют обсуждению этических вопросов, возникающих в результате научных открытий и технологического прогресса.
-
стимулируют творческий подход и новаторство, основанные на научных знаниях и исследованиях.
-
улучшают качество жизни путем повышения уровня здоровья, экологической устойчивости и социального благополучия.
Я думаю, что убедила вас в том, что эти науки очень важны в вашей жизни
Сегодня вы попробуете применить свои знания, полученные на уроках физики.
Предлагаю вам разбиться на две команды: «Энергия» и «Эрудиты». Я буду давать задания каждой команде, после выполнения задания, каждая команда отвечает на поставленный вопрос, мы проверяем ответы и за правильные получаем баллы.
Разминка: (за правильный ответ 1 балл)
В качестве разминки я предлагаю вам ответить на вопрос: О каких природных явлениях идёт речь в пословицах и поговорках:
-
Солнце встанет, так и утро настанет. (смена дня и ночи за счёт вращения Земли)
-
Хорош цветок в зеркале, да не возьмёшь. (отражение света)
-
Каждая травинка имеет свою росинку. (конденсация воды)
-
Трава боится инея, а иней — солнца. (кристаллизация, плавление)
-
Когда снег идёт — не холодно; холодно, когда он тает. (тепло поглощается при плавлении, при кристаллизации выделяется)
-
Как ни гремит гром, а всё замолчит. (распространение звуковых волн)
-
Вода с гор потекла, весну принесла. (плавление льда)
-
Первый снег, что лебяжий пух. (у снега плохая теплопроводность, как у пуха)
-
Солнечные лучи, как острые мечи, дорогу себе везде пробивают. (прямолинейное распространение света)
-
Как с гуся вода. (несмачивание тел)
Ну вот размялись, а теперь перейдём к более серьезным вещам
Задание 1(оценка 1 балл)
На физике вам часто приходится пользоваться измерительными приборами. Мы знакомились с вами с такими понятиями как предел измерений, цена деления. Предлагаю вам такое задание:
Задание 1.
Д
ля того чтобы избежать в аэропорту доплаты за лишний вес багажа, Валя решила взвесить свой чемодан заранее. Вещи какой минимальной суммарной массы нужно переложить Вале в ручную кладь, если разрешённая масса багажа 24 кг? Ответ запишите в килограммах.
Ответ: 5 кг
Следующее задание посложнее
Задание 2 (2 балла)
У семиклассника Коли есть кот Васька. Однажды Коля решил прокатить Ваську на радиоуправляемом катере из пункта А в пункт Б, туда и обратно. Расстояние между пунктами составило 30 м. Собственная скорость катера равна 2 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с.
-
Найдите скорость катера по течению и против течения реки
-
Какой путь проделал кот Васька на катере?
Задание 3. (4 балла)
Перейдём к ещё более сложным вещам.
В этом тексте идёт речь о таких физических величинах как работа, энергия и количество теплоты. Эти понятия рассматриваются в курсе физики 7 и 8 классов. Попробуйте ответить на вопрос задачи.
Прочитайте текст и выполните задание после него:
За сутки сердце человека делает около 100 000 ударов. При одном ударе совершается работа, как при поднятии груза массой 50 г на высоту 2 м. Сколько килограммов яблок нужно съесть, чтобы восполнить энергию, затраченную сердцем за сутки?
Справочная информация:
Работа силы тяжести вычисляется по формуле A=mgh
Ускорение свободного падения g принять за 10 м/с2
Энергетическая ценность 100 г яблок – 52 калории
1 калория=4,2 Дж
(Сделайте расчёт и округлите до целого числа)
Ответ:
Энергия, затраченная на поднятие груза – 1 Дж
Работа, совершаемая сердцем за сутки – 100 000 Дж
При «сгорании»1 кг яблок выделяется 2184 Дж теплоты
Чтобы восполнить энергию, затраченную сердцем за сутки, нужно съесть 45,8 (46) кг яблок
Как вам такая информация? Какое у нас неутомимое сердце, оно трудится день и ночь без остановки. Так же неустанно работают и другие внутренние органы, поэтому мы каждый день должны восполнять запас энергии за счёт приёма пищи и 20% всей полученной энергии тратится на работу мозга, хотя он занимает всего лишь около 2% от общей массы тела.
Давайте посмотрим следующее задание.
Задание 4. (5 баллов)
Вам предлагается таблица и следующий текст:
В организме человека непрерывно происходит окисление питательных веществ. Человек потребляет в пищу бели, жиры и углеводы. Известно, что в организме при окислении 1 г углеводов или белков выделяется 4 килокалории, а 1 г жиров – 9,3 килокалории энергии. Рассчитайте калорийность (в килокалориях и Джоулях) суточного рациона школьника 15 лет. Сколько кг воды можно нагреть этой энергией на 50 ºС (ответ округлите до целых)
Справочная информация:
1ккал (килокалория) = 4200 Дж
Формула для вычисления количества теплоты, необходимой для нагревания
Q = c m Δt
с = 4200 Дж/(кг·°С)
Ответ:
Суточная потребность школьника 92 г белков, 100 г жиров и 425 г углеводов.
При сжигании суточной потребности белков выделяется 368 ккал энергии, жиров - 930 ккал, углеводов 1700 ккал. Энергетическая ценность суточного рациона составляет 2998 ккал или 12 591 600 Дж. Для вычисления массы воды, которую можно нагреть этой энергией необходимо
= 58 (57,96) кг
Предлагаю жюри подвести итоги.
Ну что, я убедила вас в том, что естественные науки нам необходимы?
Как вы относитесь к полученной сегодня информации? Вам было интересно?
Подведение итогов. Награждение.
Если останется время
Перейдём к глобальным задачам. Как уже было сказано, развитие физики способствовало развитию техники, в частности транспорта. Предлагаю вам поработать со следующим текстом и выполнить задания к нему
Задание 5. (3 балла)
Интенсивное использование тепловых машин на транспорте и в энергетике (тепловые электростанции) ощутимо влияет на биосферу Земли. Растёт количество выбросов в окружающую среду. Сгорание топлива невозможно без расхода кислорода, концентрация которого в атмосфере Земли постоянно уменьшается. Продукты сгорания вступают в реакцию и образуют соединения, приносящие вред всему живому на планете.
Повышается концентрация углекислого газа (продукт сгорания в нагревателях тепловых машин) в атмосфере. Углекислый газ пропускает видимое и ультрафиолетовое излучение Солнца, но поглощает инфракрасное излучение, идущее в космос от Земли. Это приводит к повышению температуры нижних слоёв атмосферы, усилению ураганных ветров и глобальному таянию льдов.
Подведение итогов, подсчет баллов, награждение победителей
Материал взят с медиатеки https://multibook.lecta.ru/book/216-0265-01?pid=4ef6ac44-4db4-4b9e-9047-283a2e765e16
Карточки с заданиями
Задание 2
У семиклассника Коли есть кот Васька. Однажды Коля решил прокатить Ваську на радиоуправляемом катере из пункта А в пункт Б, туда и обратно. Расстояние между пунктами составило 30 м. Собственная скорость катера равна 2 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с.
-
Найдите скорость катера по течению и против течения реки
Ответ: ______________________________________________
-
Какой путь проделал кот Васька на катере?
Ответ: _______________________________________________
Задание 3
Прочитайте текст и выполните задание после него:
За сутки сердце человека делает около 100 000 ударов. При одном ударе совершается работа, как при поднятии груза массой 50 г на высоту 2 м. Сколько граммов яблок нужно съесть, чтобы восполнить энергию, затраченную сердцем за сутки?
Справочная информация:
Работа силы тяжести вычисляется по формуле A=mgh
Ускорение свободного падения g принять за 10 м/с2
Энергетическая ценность 100 г яблок – 52 калории
1 калория=4,2 Дж
(Сделайте расчёт и округлите до целого числа)
Ответ:
Энергия, затраченная на поднятие груза – ________ Дж
Работа, совершаемая сердцем за сутки – _____________Дж
При «сгорании»1 кг яблок выделяется ____________ Дж теплоты
Чтобы восполнить энергию, затраченную сердцем за сутки, нужно съесть ______ кг яблок
Задание 4
Задание 4. Вам предлагается такая таблица и следующий текст:
В организме человека непрерывно происходит окисление питательных веществ. Человек потребляет в пищу бели, жиры и углеводы. Известно, что в организме при окислении 1 г углеводов или белков выделяется 4 килокалории, а 1 г жиров – 9,3 килокалории энергии. Рассчитайте калорийность (в килокалориях и Джоулях) суточного рациона школьника 15 лет. Сколько кг воды можно нагреть этой энергией на 50 ºС (ответ округлите до целых)
Справочная информация:
1ккал (килокалория) = 4200 Дж
Формула для вычисления количества теплоты, необходимой для нагревания
Q = c m Δt
с = 4200 Дж/(кг·°С)
Решение:
Суточная потребность школьника _____г белков, ____ г жиров и ____ г углеводов.
При сжигании суточной потребности белков выделяется ______ ккал энергии, жиров - __________ ккал, углеводов ______ ккал. Энергетическая ценность суточного рациона составляет ___________ ккал или _____________ Дж. Для вычисления массы воды, которую можно нагреть этой энергией необходимо
= _____________________________ кг
Ответ: ___________ кг воды
Задание 1
Для того чтобы избежать в аэропорту доплаты за лишний вес багажа, Валя решила взвесить свой чемодан заранее. Вещи какой минимальной суммарной массы нужно переложить Вале в ручную кладь, если разрешённая масса багажа 24 кг? Ответ запишите в килограммах.
Ответ: ______________________________
Задание 5. Прочитайте текст и выполните задания после него
Интенсивное использование тепловых машин на транспорте и в энергетике (тепловые электростанции) ощутимо влияет на биосферу Земли. Растёт количество выбросов в окружающую среду. Сгорание топлива невозможно без расхода кислорода, концентрация которого в атмосфере Земли постоянно уменьшается. Продукты сгорания вступают в реакцию и образуют соединения, приносящие вред всему живому на планете.
Повышается концентрация углекислого газа (продукт сгорания в нагревателях тепловых машин) в атмосфере. Углекислый газ пропускает видимое и ультрафиолетовое излучение Солнца, но поглощает инфракрасное излучение, идущее в космос от Земли. Это приводит к повышению температуры нижних слоёв атмосферы, усилению ураганных ветров и глобальному таянию льдов.
Слайд для оформления