СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика в литературе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может помочь привести примеры физических явлений и процессов, происходящих в природе, тем самым заинтересовать учащихся. Можно рассмотреть и физические ошибки, допущенные в рассказах и стихах. Разобрать их вместе и повторить при этом материал.

Просмотр содержимого документа
«Физика в литературе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 15 для обучающихся с ОВЗ»  город Березники ФИЗИКА В ЛИТЕРАТУРЕ автор: Зайцева Юлия Андреевна учитель физики первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 15 для обучающихся с ОВЗ» город Березники

ФИЗИКА В ЛИТЕРАТУРЕ

автор:

Зайцева Юлия Андреевна

учитель физики

первой квалификационной категории

Цель исследования.  Найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях и проверить их на соответствие положениям физики.     Задачи исследования.  - изучить источники информации по теме работы  - найти литературные произведения, в которых описываются явления природы  - сравнить литературные произведения по признаку правильности описания  в их текстах положений и законов физики

Цель исследования. Найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях и проверить их на соответствие положениям физики.   Задачи исследования. - изучить источники информации по теме работы - найти литературные произведения, в которых описываются явления природы - сравнить литературные произведения по признаку правильности описания  в их текстах положений и законов физики

Гипотеза:  существует много произведений различного жанра, в которых говорится о величинах, связанных с каким - либо физическим явлением.  Методика проведения исследования.  Сбор, анализ и сравнение информации.       Объекты исследования.  Литературные произведения различных жанров.

Гипотеза:  существует много произведений различного жанра, в которых говорится о величинах, связанных с каким - либо физическим явлением. Методика проведения исследования. Сбор, анализ и сравнение информации. Объекты исследования. Литературные произведения различных жанров.

Наука и искусство так тесно связаны между собой, как легкие и сердце.   Л.Н. Толстой Теоретическая часть: Физика – это наука о природе. Она изучает вещество и энергию, а также взаимодействия природы и многообразие физических явлений.

Наука и искусство так тесно связаны между собой, как легкие и сердце. Л.Н. Толстой

Теоретическая часть:

Физика – это наука о природе. Она изучает вещество и энергию, а также взаимодействия природы и многообразие физических явлений.

«Как я люблю твои отзывы, глухие звуки, бездны глас,  и тишину в вечерний час,  и своенравные порывы». «Свечей побольше, фонарей!» «Я его оставил в покое, взял свечу и вошел в хату»

«Как я люблю твои отзывы, глухие звуки, бездны глас,

и тишину в вечерний час,

и своенравные порывы».

«Свечей побольше, фонарей!»

«Я его оставил в покое, взял свечу и вошел в хату»

«Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела» «Тогда Игорь взглянул на свет, солнце и увидел, что прикрыло оно всё его войско тьмою».

«Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела»

«Тогда Игорь взглянул на свет, солнце и увидел, что прикрыло оно всё его войско тьмою».

 «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело то было зимой. Уж сидел он целую ночь, хвост его и приморозило» «Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе»

«Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело то было зимой. Уж сидел он целую ночь, хвост его и приморозило»

«Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе»

Практическая часть  В поэзии в основном описываются явления природы, связанные с землей,  небом, солнцем,  звёздами. Так же в них говорится о грозе и молнии, о планетах и затмениях. Очень часто упоминаются явления, связанные со звуками.   А. С. Пушкин «Эхо» Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. И. А. Бунин «Бушует талая вода…»   Дымятся черные бугры И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Наполнены теплом и светом

Практическая часть В поэзии в основном описываются явления природы, связанные с землей,  небом, солнцем,  звёздами. Так же в них говорится о грозе и молнии, о планетах и затмениях. Очень часто упоминаются явления, связанные со звуками.

А. С. Пушкин

«Эхо»

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом —

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

И. А. Бунин

«Бушует талая вода…»

Дымятся черные бугры

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Наполнены теплом и светом

А.П. Чехов. «Степь»  «Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла наверх»   Вопрос: О какой силе идет речь в этом отрывке?

А.П. Чехов. «Степь» «Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла наверх»

Вопрос: О какой силе идет речь в этом отрывке?

М.М. Пришвин «Весна света»  «В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей»    Вопрос: Какие тепловые явления описаны в этих строчках?

М.М. Пришвин «Весна света» «В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей» 

Вопрос: Какие тепловые явления описаны в этих строчках?

«Лиса и заяц»   - русская народная сказка.   Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.   Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому.    Вопрос: О каких явлениях природы идет речь?

«Лиса и заяц»   - русская народная сказка. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.  Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Вопрос: О каких явлениях природы идет речь?

«Царевна лягушка»   - русская народная сказка.   Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок.  Вопрос: Почему именно в сказках берут круглый клубочек?

«Царевна лягушка»   - русская народная сказка. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок. Вопрос: Почему именно в сказках берут круглый клубочек?

Отрывок из сказки “Серебряное блюдечко и наливное яблочко”  Стала Машенька катать яблочко по блюдечку да приговаривать: “Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне и леса, и моря» Вопрос: А какое современное устройство можно увидеть в этом отрывке?

Отрывок из сказки “Серебряное блюдечко и наливное яблочко” Стала Машенька катать яблочко по блюдечку да приговаривать: “Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне и леса, и моря»

Вопрос: А какое современное устройство можно увидеть в этом отрывке?

Примеры  физических   ошибок  в художественной литературе   Она жила и по стеклу текла,   Но вдруг её морозом оковало,   И неподвижной льдинкой капля стала,   А в мире поубавилось тепла. Физическая ошибка: при кристаллизации теплота выделяется, а не затрачивается.

Примеры  физических   ошибок  в художественной литературе

Она жила и по стеклу текла,

  Но вдруг её морозом оковало,

  И неподвижной льдинкой капля стала,

  А в мире поубавилось тепла.

Физическая ошибка: при кристаллизации теплота выделяется, а не затрачивается.

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу».  Л.Н. Толстой Физическая ошибка:  Чем выше поднимаешься над землей, тем воздух становится более разреженным и дышать становится труднее.

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу». Л.Н. Толстой

Физическая ошибка:

Чем выше поднимаешься над землей, тем воздух становится более разреженным и дышать становится труднее.

 Вывод: Мы увидели много физических явлений и процессов , которые происходят в окружающей нас природе и описаны в художественной литературе, поэтому моя гипотеза подтвердилась. Я доказал, что физика присутствует везде. Заключение: При исследовании я узнал еще одну сторону литературных произведений. Раньше я даже не задумывался, что физика и литература могут быть как - то связаны. Оказывается даже литературу можно связать с таким, казалось бы, совсем не похожим на нее предметом, как физика. Теперь я, читая любое другое произведение смогу найти там какое-либо физическое явление. А оно там обязательно будет.  

Вывод: Мы увидели много физических явлений и процессов , которые происходят в окружающей нас природе и описаны в художественной литературе, поэтому моя гипотеза подтвердилась. Я доказал, что физика присутствует везде.

Заключение:

При исследовании я узнал еще одну сторону литературных произведений. Раньше я даже не задумывался, что физика и литература могут быть как - то связаны. Оказывается даже литературу можно связать с таким, казалось бы, совсем не похожим на нее предметом, как физика. Теперь я, читая любое другое произведение смогу найти там какое-либо физическое явление. А оно там обязательно будет.

 

 «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце» Л.Н. Толстой.  

«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце»

Л.Н. Толстой.

 

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!