СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физики в годы войны

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие, посвященно 70-летию Победа в ВОВ. Все материалы и презентацию выполняли учащиеся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Физики в годы войны»

Внеклассное мероприятие: «ФИЗИКИ- ФРОНТУ»

( слайд1) Быстро уходит время от опаленной военными пожарами весны 1945

Года.Впереди-50-летие Победы. Победы, которая обеспечила нашему жизнь на земле.

И сегодня мы отдаём дань глубокого уважения всем, кто защитил Родину от врага, кто в самые тяжёлые дни испытаний ни на минуту не терял веры в Победу.

Исход войны решался ,бесспорно, на полях сражений, и мы по праву славим мужество и отвагу солдат Великой Отечественной.

Но успех в этой беспримерной битве был достигнут не только силой оружия ,поэтому наш сегодняшний разговор посвящён инженерам, учёным, конструкторам, тем, кто своей работой в тылу, как солдаты на фронте, приближал радостный день Победы, жил горячим стремлением, выразившимся в словах: ”Всё для фронта! Всё для победы!”. И сегодня мы перелистаем страницы устного журнала «Физики – фронту».

Грозный 1941 г…

На экране в затемнённом зале сменяют друг друга кадры с пейзажами нашей Родины, кадры, запечатлевшие мирную жизнь советских людей. Звучат первые куплеты «Широка страна моя родная».

( слайд2) Июнь 1941г. Начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъехались на летние каникулы, а выпускники готовились к прощальному выпускному балу; учёные трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах…На рассвете воскресного дня 22 июня на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешёл границу и напал на нашу Родину. Началась война.

( слайд3) Заполыхали пожары, с рёвом неслись снаряды, падали бомбы, разрушались, как игрушечные здания, горел на полях хлеб, стонали искалеченные, и …

Падали, падали мёртвыми люди – солдаты и женщины, малые дети и старики. Сурово, как приказ, прозвучал призыв, обращенный ко всем гражданам:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой…

Звучит песня «Священная война», на экране кадры хроники, показывающие формирование ополчения, отправку на фронт.

И народ встал. Движимый огромной любовью к Родине, чувством долга, он взял в руки оружие, чтобы защитить свободу и честь своей страны.

( слайд 4) Лозунг – “Всё для фронта, всё для победы!” стал ведущим для всей научно-исследовательской работы. С первых дней войны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в более удалённые места. Наука была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было, во что бы то ни стало сохранить учёных и научную базу страны. Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений Академии наук СССР, переместила на новые места более 400 сотрудников. А ведь в суровых условиях войны, дальних дорог и бомбёжек нужно было обеспечить не только доставку в полной сохранности сложнейших и ценнейших научных приборов и установок, не только их быстрый и точный монтаж на новом месте, но и эффективный ввод в строй и согласованную работу всех подразделений. И учёные с честью справились с этой сложнейшей и чрезвычайно ответственной задачей. Научные центры начали работать в новых условиях уже через 2-3 месяца после объявления войны. И уже это равносильно подвигу

( слайд 5) Для решений научно-технических проблем, возникших в связи с войной и требовавших комплексного подхода, были созданы различные научно-комплексные комиссии. Их деятельность способствовала созданию на Востоке новых филиалов Академии наук СССР, академий наук союзных республик. Вся их деятельность была теперь подчинена трём целям: 1) поиску и конструированию новых средств обороны и наступления; научной помощи промышленности, производящей оружие и боеприпасы; 2) поиску новых сырьевых и энергетических ресурсов, 3) замена дефицитных материалов более простыми, “подручными”. За годы войны была проведена колоссальная работа. В годы войны учёным и научно-исследовательским коллективам было присуждено около 950 Государственных премий.

( слайд 6) Вот строки из обращения к учёным всех стран, подписанного действительными членами Академии наук СССР: “В дни, когда по вине фашистских правителей земля заливается всё новыми потоками человеческой крови, может ли кто-нибудь из нас – работников науки – спокойно смотреть на то, что фашистский сапог угрожает задавить во всём мире яркий свет человечества – свободу человеческой мысли, право народов самостоятельно развивать свою культуру?... В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты мировой наука и спасения культуры, служащей всему человечеству”. Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков.

Ведущий: Рассказать о всех героический делах, совершенных нашими учеными в годы войны, почти невозможно – так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

( слайд 7) «На голубых морских просторах»

Ведущая: Создание фронта, тем более военного – дело сложное, требующее больших средств и времени, сильно развитой промышленной базы. Оно практически не возможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и поэтому один из жесточайших ударов обрушили именно на Военно-Морской флот.

(Звучит 1 куплет песни «Вечер на рейде»)

Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую запереть на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года гитлеровцы приступили к установке минных заграждений в бухтах Севастополя, на Дестровско-Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, на подходах к Таллинну и Кронштадту, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. И тем самым создали угрозу уничтожения нашего фронта. Однако удалось обнаружить, что мины магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля корабля. Вот один из эпизодов, который помог установить это: Карта Советского Союза В.О.В.

( слайд 8) « Ранним июньским утром 1941 года из Севастополя на боевое задание вышел … эсминец «Быстрый». Не успел он отойти от порта, как мощный взрыв потряс его. Эсминец подорвался, но, как вскоре выяснилось, до него по тому же фарватеру прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины реагируют не на каждый корабль… Вскоре нашли не взорвавшуюся мину. С большими предосторожностями вытащили ее на берег. Разборка в любое время могла закончиться взрывом. Профессиональная смекалка и тщательный расчет помогли избежать взрыва и полностью разобрали механизм. Оказалось, что в нем три взрывателя. Один инерционный, срабатывает при ударе о какую-либо твердую поверхность, например, землю. Этот взрыватель уничтожал мину, тем самым не давал ей попасть в руки противника. Специальная мембрана второго взрывателя зорко следила, чтобы мину не могли поднять на поверхность моря: при подъеме она прогибалась и взрыватель срабатывал. Третий – электрический взрыватель управлял прибором «улавливающий» магнитное поле проходящих кораблей. Кардинально могла помочь флоту только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. ( (слайд 10) Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А. П. Александрова группой ученых, в которую входил Б. А. Гаев, П. Р. Степанов, В. Р. и А. Р. Рейгели Ю. С. Лазукин, были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами.

В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем (проекция на экране). С помощью проложенной на палубу из подвешенной с наружной стороны бортов большой петли.

  1. Из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле.

  2. Противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля.

  3. В итоге результирующие магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Перед самой войной были созданы лишь первые образцы размагничивающих устройств и начата их установка на кораблях. Война требовала быстрого осуществления начатых мер.

27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В их состав входили офицеры, ученые ленинградского физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А. П. Александров. В одну из бригад добровольно вошел физик-профессор И. В. Курчатов.

Бригады размагничивания приступили к исполнению обязанностей. «Работа велась почти повсеместно круглосуточно, в труднейших условиях… при нехватке специалистов, кабеля, оборудования, зачастую под бомбежками и обстрелами, по жестко ограниченному графику.» - вспоминают ее участники В. В. Рейгель и Б. А. Ткаченко. Но самоотверженно преодолевая трудности, специалисты уже к августу 1914 года защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства!

( слайд 11) Был создан безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой И. В. Климова и группой И. В. Курчатова. Заключается он в следующем. К станции размагничивания (проекция на экране) подходит корабль 2 и принимал с нее кабель-виток, через который пропускался затем постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи 4 станции. Борты корабля «натирались» этим витком и намагничивались, но против собственного поля корабля. Последний в результате становился магнитно-нейтральным, причем стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки. ( слайд 12,13) Это была еще одна победа ученых. Страна оценила это: ведь для родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческой жизни. В апреле 1942г. Группе сотрудников ЛФТИ – Александрову, Курчатову, Регелю, Гаеву, Степанову, Тучкевичу, военным морякам Годзевичу и Климову – была присуждена государственная премия 1 степени.

(слайд 14) В честь подвига советских ученых в 1941 году в Севастополе открыт памятник.

(слайд 15) « Нам разум дал стальные руки - крылья»

( Песня «Марш авиаторов» 1 куплет)

С начала войны начался величайший в истории поединок воздушных армий. Утром 22 июня 1941 года, приступив к выполнению приказа о налетах на военные объекты мирные города Советского Союза, фашистские летчики не подозревалось как ошиблось немецкое командование в оценке советской авиации, столь страшная участь ожидает их непобедимый воздушный флот. Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают самолетами всех назначений.

В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась, причем небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь лучшие, чем он, самолеты. Требовалось увеличить высоту полета, скорости подъема и движения, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.

(слайд 16) Авиаконструкторы опирались на исследования, выполненные несколько раньше нашими учеными. Член – корреспондент АН СССР Хричтианович дал теорию обтекания тел потоком воздуха больших скоростей, которая определяла выбор крыла, обеспечивающей наименьшее лобовое сопротивление. Благодаря трудам профессоров Дородницына и Лойцянского была создана методика расчета сил трения, учитывающая сжимаемость воздуха при больших скоростях движения. М. В. Келдыш выяснил причину и дал теорию очень опасного и сложного явления – самовозбуждения колебаний с большой амплитудой у крыльев и хвостового оперения самолета ( флаттер), которые вели к разрушению машины. Эти исследования помогли справиться с вредным явлением.

(слайд 17) Группа ученых профессоров Макаревский, Шишкин, Мартынов и др. – предложили методы расчета самолета на прочность при использовании смешанных конструкций металлического каркаса и тонкостенной фанерой обшивки, что позволило создать надежные и легкие самолеты. В декабре 1942 г. ЦАГИ вошла в строй аэродинамическая труба – уникальное инженерное сооружение для проведения важнейших экспериментов.

В ней проверялись узлы и модели будущих высокоскоростных самолетов в условиях, аналогичных полету. Все это вместе взятое обеспечило создание первоклассных новых боевых машин.

Назовем лишь некоторые из них:

  1. (слайд 18) Истребитель высокого класса Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина – обладал скороподъемность, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета.

  2. (слайд 19) Самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны ЯК-3, сконструированный в 1943г., в КБ АС Яковлева.

  3. (слайд 20) Штурмовик Ил-2, созданный С.В. Ильюшиным во второй половине 1942 года, развивал скорость до 430 км/ч, имел крупнокалиберный пулемёт, а хвостовая часть была защищена стрелковой установкой. Фашисты прозвали его “чёрной смертью”.

  4. (слайд 21) Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в КБ Туполева, серийное производство началось осенью 1943г.

(слайд 22) « Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним… Я знаю, чтобы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опят… чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнуться в военном небе, наш оказался победителем.»

Эти слова принадлежат знаменитому конструктору С. А. Лавочкину. Но так думал каждый создатель боевой техники.

( слайд 23) Успехи отечественного самолетостроения были бы невозможны без множества достижений специалистов разных профилей: за четыре года войны только новых мощных двигателей было создано 23 типа, получена для авиации высокопрочная боевая сталь АБ-2, содержащая значительно меньше дефицитных компонентов, чем обычная: никеля - в 2 раза, молибдена – в 3 раза.

Творческая, многоплановая и целенаправленная деятельность ученых и конструкторов дала свои результаты. Приводим лишь два факта, свидетельствующих об этом. За время войны скорость советским истребителей возросла на 25%, дальность полета на 300%, скороподъемность на 200%.

За четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов.

На завершающим этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным: в небе уничтожался любой самолет врага. И в этом героическая заслуга советских конструкторов, ученых, инженеров. ( 3 куплет песни «Марш авиаторов).

( слайд 24) Броня крепка и танки наши быстры.


Танки являются главной ударной силой и маневренной силой сухопутных войск. Советские танковые войска – одно из мощных средств обороны нашей страны. До Великой Октябрьской социалистической революции в русской армии танков не было.

В 1917 году в ней насчитывалось всего 13 автобронедивизионов, кроме того, было несколько самокатных батальонов и рот и семь бронепоездов.

Красная Армия в боях с интервентами, начиная с 1919 года, захватывала в числе трофеев и танки, главным образом английского и французского производства. Их ремонтировали и по мере обучения экипажей использовали в боях против белогвардейцев и интервентов. На заводах Советской России с ноября 1918 года по март 1921 года изготовили 75 бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей.

( слайд 25) Отечественное танкостроение началось развиваться в годы Гражданской войны. По заданию Владимира Ильича Ленина сормовские рабочие и инженерно-технические работники в неимоверно трудный для страны период изготовили партию лёгких танков ( 15 машин ) по типу трофейного французского танка "Рено". Первый советский танк вышедший из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года, был назван "Борец за свободу тов. Ленин". За время гражданской войны были сформированы свыше 80 автобронеотрядов и 11 автотанковых отрядов.

Из танков советского производства был сформирован седьмой автотанковый отряд, который, в частности, участвовал 23 февраля 1922 года в параде на Красной площади. Начальная стадия советского танкостроения характеризовалось в значительной степени копированием конструкции иностранных танков.

( слайд 26) Но уже в то время проявился критический подход к заимствованию зарубежных идей. Не случайно первый советский танк нёс в себе все основные черты "классического" танка, сохранившегося до настоящего времени. К ним следует отнести размещение пушечного вооружения во вращающейся башне, расположение боевого отделения в средней части танка, а моторно-трансмиссионного – в задней, сравнительно низкий гусеничный обвод с задним расположением ведущего колеса и с упругими элементами подвески в ходовой части танка ИСУ-152 образца 1943 года

Тяжёлая противотанковая самоходная установка ИСУ-152, созданная на базе танки ИС, в первую очередь была предназначена для разрушения фортификационных сооружений и укреплённых позиций противника.

Однако как и СУ-152 (снятая с производства в связи с завершением производства базового танка КВ-1С), ИСУ-152 зарекомендовала себя как отличный истребитель танков. В войсках эту установку прозвали "Зверобоем" - попадание даже осколочного снаряда 152-мм пушки срывало башню тяжёлого танка "Тигр».

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

( слайд 27) В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

( слайд 28) В основу танка Т-34 была положена новая теория гармоничного сочетания предельно возможных показателей мощи огня, защиты и подвижности. А высокая технологичность танка в производстве, простота и надежность конструкции обеспечили ему репутацию классического, лучшего танка своего времени. За разработку конструкции нового среднего танка в апреле 1942 года А.А. Морозов, М.И. Кошкин (посмертно) и Н.А. Кучеренко были удостоены Сталинской премии. Накануне вероломного нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 1861 танк KB и Т-34, в том числе в западных военных округах было 1475 машин (508 KB и 967 Т-34). Танков Т-37А, Т-38, Т-26, БТ-5, БТ-7, Т-28 и других было в несколько раз больше. Удельный вес танков новых типов составлял лишь 18,2%. Средняя укомплектованность войск всеми типами боевых машин достигала всего 53%. Из находящихся на вооружении танков значительное количество нуждалось в капитальном и среднем ремонте. Однако в середине 1941 года объем выпуска танков новых типов (KB и Т-34) составлял уже 89%. 

Фактор внезапности нападения на нашу страну сыграл существенную роль в характере боевых действий на начальном этапе войны. В результате вероломного нападения на СССР немецко-фашистским войскам, снабженным большим количеством транспортных средств повышенной проходимости и бронетранспортеров, четырьмя тысячами танков, сконцентрированных в четыре танковые группы, на ряде узких направлений советско-германского фронта удалось добиться значительных успехов. Однако на ряде направлений советские танкисты, проявляя стойкость и массовый героизм, сумели остановить продвижение фашистских танковых войск и даже нанести сильные контрудары. Хорошо организованными действиями отдельных танковых частей и механизированных соединений, имевших на вооружении новые советские танки, удавалось не только задерживать противника, но и отбросить его назад. 

( слайд 29) Немецкие генералы потом признавались, что во встречных боях немецкие танковые войска почувствовали сокрушительную мощь новых советских танков, перед которыми немецкое танковое вооружение и противотанковая артиллерия были бессильны. Советские танки KB и Т-34 поражали немецкие танки на расстоянии свыше полутора тысяч метров, в то время как немецкие могли поражать советские танки с расстояния не более 500 м, да и то при стрельбе в борт или корму. К сожалению, новые тяжелые и средние танки KB и Т-34 еще не везде были должным образом освоены. Призванный из запаса личный состав не имел возможности хорошо подготовиться к особенностям боевого применения новой материальной части.

Самым массовым танком периода Великой Отечественной войны была знаменитая "тридцатьчетверка". Их было выпущено более 50 тыс. Кроме того, на базе Т-34 было создано около 6 тыс. самоходных артиллерийских установок. 

За большой вклад танкостроителей в победу над фашистской Германией в 1945 году были награждены заводы: орденом Ленина моторный завод на Алтае, орденом Красного Знамени завод Уралмаш, орденами Отечественной войны 1 степени заводы - Уральский танковый, "Красное Сормово", Горьковский автомобильный, Сталинградский тракторный и некоторые другие. 

Достижения танкостроителей в годы войны были приравнены к выигранным сражениям на фронте. Многие руководители отрасли были удостоены высоких воинских званий и полководческих орденов Суворова и Кутузова. Звание Героя Социалистического Труда в 1945 году было присвоено первому заместителю наркома А.А. Горегляду и главному конструктору Н.Л. Духову. 

Достойны доброго упоминания имена многих новаторов производства, ударников военных лет, конструкторов и технологов, сборщиков и испытателей, станочников и литейщиков, рабочих и специалистов многих других профессий. Их трудовой вклад достойно вошел в героическую летопись Отечественной войны. Труд более 9 тыс. танкостроителей во время войны был отмечен высокими правительственными наградами. 

Конструкторами танковых заводов за годы войны было разработано и изготовлено более 80 опытных образцов новых боевых машин. 

Танковая промышленность за годы войны изготовила около 100 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок. Ведя отсчет выпуска танков со второго полугодия 1941 года и до конца первого полугодия 1945 года, советская танковая промышленность изготовила и передала на вооружение Красной Армии около 97, 7 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок. 

В ознаменование выдающейся роли бронетанковых и механизированных войск Красной Армии в годы минувшей войны, огромного вклада танковой промышленности в дело обеспечения советских войск первоклассной техникой, с честью выполнивших свой долг перед Родиной, в 1946 году был установлен всенародный праздник День танкиста. 

( слайд 30) «За рекою грянула «Катюша» по врагу лавиной огневой».

А вот славная страница из истории советской артиллерии минувшей войны.

Ученые вложили свои знания и труд в создание новых артиллерийских установок - реактивных, которые обеспечивали мощный маневренный огонь, массированные залпы и были любовно названы в народе «катюшами». Реактивные снаряды имели рад преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле и поэтому не требовались долгие орудийные стволы из высококачественной стали. По сравнению с тяжелыми орудиями эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях.

( слайд 31) Созданию реактивного оружия предшествовала длительная работа ученых и конструкторов: Тихомирова Н. И., Артемьева В. А. Петропавловского В. С, Лангемака Г. Э. и многих других. К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные порохи; созданы пусковые установки конструкции И. И. Гвая, В. Н. Галковского, А. П. Павленко, А. С. Попова ( проекция на экране).

( слайд 32) Установка БМ-13 образца 1943г. представляла собой ферму из 16 направляющих, 8 блок на котором располагались 132 реактивных снаряда массой 42,5 кг. Она монтировалась на трехосновном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 снарядов.

( слайд 33) Новое оружие было впервые было применено в бою 14 июля 1941г.; батарея капитана Флерова произвела залп из 7 спусковых установок по ж/д станции Орша. (проекция на экране памятника в г. Рудне). Генерал-лейтенант Плесков вспоминал: « Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-черного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И все это в какое-то мгновение. Я прильнул к стереотрубе. Уму не постижимо, что творилось в километрах четырех от нас. Не то, что там танки и машины – горела вся земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия. Перепуганные гитлеровцы назвали оружие «адской мясорубкой» (кинофрагмент «Первые месяцы войны»).

( слайд 34) Враг не знал устройства этого орудия и любой ценой хотел раскрыть тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку. Советские воины свято хранили секрет. Когда батарея катюш под командованием Флерова попала под Смоленском в окружении и не могли выйти из него, воины по приказу командира взорвали установки, при этом погибли они сами.

( слайд 35) Для улучшения этого оружия, еще не очень совершенного из-за своей новизны, было создано КБ во главе с В. П. Барминым – крупным ученым в области механики и машиностроения. К работе, проводившейся в очень энергичном темпе, примкнул рад научно исследовательских институтов. Она велась в двух направлениях: модернизация ракеты (снаряда) и конструирование новых пусковых устройств.

Большое значение имели исследования ракетного топлива, т.к. четкого представления о механизме его горения в реактивном снаряде не было. Для увеличения дальности полета реактивного снаряда ученые предложили удлинить снаряд, использовать более калорийные топлива.

Во всех военных операциях с лета 1944г. реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом – творческих подвиг создателей этого оружия.

( слайд36) Подвиг учёных Ленинграда

В начале июля 1941 года группа ленинградских учёных обратилась с призывом: “Мы призываем вас, учёные Ленинграда, разрабатывать сейчас только те темы, которые необходимы делу обороны страны, которые принесут быструю, реальную пользу фронту, разрабатывать их дённо и нощно, не щадя сил и времени, с тем истинным энтузиазмом, на который способны советские учёные”. В ответ на этот призыв те, кто не ушёл на фронт, включились в работу над темами оборонного значения.

( слайд36) А потом наступила блокада. Возник вопрос об эвакуации учёных, но вывезти всех было невозможно. Было принято решение вывезти из блокадного Ленинграда 1100 научных сотрудников. Оставшиеся ни на минуту не уходили со своих постов. Круг проблем, разрабатываемых учёными, был широк. Учёные занимались составлением таблиц стрельбы из артиллерийских орудий, было налажено производство выпрямителей для военных целей, крупнейший специалист по теоретической механике и баллистике Б.Н. Окунев разработал капитальный труд “Основы баллистики”, 2 декабря 1941 года даже состоялся Учёный совет университета, на котором было заслушано два научных доклада, это заседание произвело на всех огромное, ободряющее впечатление. А в это время скудный суточный паёк хлеба был сокращён до 250 грамм рабочим и 125 грамм служащим. Ударили морозы, в январе 1942 года они доходили до -35° С, полностью замёрз водопровод, вышла из строя канализация, не работало центральное отопление, свет подавался на очень короткое время за сутки, остановился городской транспорт. Город подвергался жестоким бомбардировкам, но - жил, трудился! Вот как вспоминает то время один из учёных, переживших блокаду, профессор О.Л. Вайнштейн: “Надев на себя всё самое тёплое, что имеется под руками, вы отправляетесь на работу через кажущуюся бесконечной даль заснеженных пространств и площадей. Придя к цели, вы иногда застаёте самую неуютную картину. За ночь все стёкла выбиты воздушной волной от упавшей вблизи бомбы, по всему помещению свободно гуляет ветер. Вы читаете или слушаете лекцию в калошах и шубе с поднятым воротником. Писать вы можете только в рукавицах и карандашом, потому что чернила замёрзли. Часто вас ждёт ещё срочная работа в насквозь промёрзшей лаборатории или библиотеке, лекция в госпитале или другие обязанности, которые нужно выполнять во что бы то ни стало, не поддаваясь ни холоду, ни ощущению физической слабости, ни страху перед артиллерийским налётом.”

Подвиг ленинградцев в грозную пору Великой отечественной войны бессмертен. Девятисотдневная защита осаждённого города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая навсегда останется в памяти поколений.

Но в истории обороны Ленинграда и работе ленинградских учёных есть один эпизод, который связан с “Дорогой жизни”, как называли тоненькую нить, связывавшую Ленинград с “Большой землёй”. Этот эпизод – одно из самых выдающихся мест в её летописи.

( слайд 38) “Дорога жизни” была проложена по льду замёрзшего Ладожского озера. Это была автотрасса, от которой зависела жизнь осаждённого Ленинграда, она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых и хоть как-то завозить продовольствие, материалы, оружие. Но вскоре выяснилось обстоятельство, на первый взгляд, совершенно необъяснимое: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лёд выдерживал, а на обратном пути с больными и истощёнными людьми, то есть, со значительно меньшим грузом, машины часто проваливались под лёд.

Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института Павел Петрович Кобеко попросил поручить ему изучение этого вопроса. Он разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях и создал аппаратуру, которая позволяла регистрировать всё, что происходило со льдом под влиянием нагрузок, причём, делать это быстро и автоматически, ведь немцы передышек не давали.

Для изготовления установки были мобилизованы все работники Физтеха, кто ещё был в состоянии что-то делать. Но откуда взять материалы? Чтобы сделать станину установки, выкопали из-под снега подставку для ограды газонов. Четверо голодных, измождённых физтеховцев с огромным трудом приволокли её в институт. В ход пошли детали старых телеграфных аппаратов, для того, чтобы получить на это разрешение, Павел Петрович сам ездил на велосипеде за 10 км по зимнему Ленинграду на главпочтамт. Какие-то детали были изготовлены на институтских станках. Наконец, первая партия приборов была изготовлена и установлена вдоль всей дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, на ветру, в тридцатиградусную стужу, под обстрелом. А надо было изучить пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъёмность, изменение амплитуды ветровых колебаний, суточные колебания ледяной толщи и многое другое.

Но исследования помогли установить закономерность: степень деформации льда зависела от скорости движения транспорта – это был самый главный вывод. Самой опасной оказалась скорость, близкая к 35 км/ч. Большое значение имели сотрясения, которые возникали при встрече двух машин или при обгоне. Особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шёл со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны: в этом случае даже одна машина могла вызвать сильное раскачивание льда – гибельный резонанс.

( слайд 39) На основе полученных данных учёные разработали правила безопасного движения по ледовой дороге, рассчитали допустимые скорости при движении с любым грузом. Таблицы и инструкции были размножены и неукоснительно использовались на всём фронте, ледовые аварии прекратились.

А в сентябре 1942 года инженеры Ленэнерго прорвали энергетическую блокаду Ленинграда, проложив линию электропередачи по дну Ладожского озера.

Эти и другие работы ленинградских учёных сыграла огромную роль в прорыве блокады и помогли выстоять Ленинграду.

( слад 40) В партизанских лесах

Партизанская война – какой огромный вклад внесли партизаны в общее дело Победы! Находясь на оккупированных гитлеровцами территориях, порой, не имея даже элементарных условий для существования, партизаны наносили сокрушительные удары по врагу. А откуда брать оружие? Кругом фашисты! И тут помогали самодельные средства, которые легко было изготовить из того, что было под рукой. Как много значили научно-технические знания и творческая смекалка в условиях суровых партизанских будней! Вот когда люди поняли, что такое знания, которые всегда с тобой! Вот когда оценили подлинную ценность умения технически мыслить и изобретать! И таких людей среди партизан было немало.

( слайд 41) К линии фронта мчались воинские эшелоны, набитые техникой и фашистскими солдатами. Партизаны вели “рельсовую войну”, пуская под откос составы. срывая графики движения поездов. Но где брать взрывчатку, когда её запасы закончились? Партизаны стали действовать, вручную, ломами, гаечными ключами, различными рычагами разворачивая железнодорожное полотно. Но это требовало много времени и было связано с огромным риском попасться в плен или подставить под удар весь отряд. ( слайд 42) И тогда молодой путеец Тенгиз Шевгулидзе изобрёл рельсовый клин для установки на путях. При ударе о него мчавшийся поезд слетал с рельсов, а следом летели под откос вагоны и платформы. Изготавливать такие клинья стали на бывшей машинотракторной станции.

( слайд 43) А командование уже поставило перед изобретателем новую задачу: нужны гранаты. Ночи напролёт, при тусклом свете коптилки, Шевгулидзе чертил варианты схемы гранаты, а с рассветом резать и сверлить куски водопроводной трубы для её корпуса. И не очень изящная на вид, но очень надёжная, граната была изготовлена, испытания превзошли все ожидания. Заработал подпольный завод. Всего было изготовлено более 7000 таких гранат, их хватило не только для своего, но и соседних отрядов и даже воинских соединений!

( слайд 44, 45) Очень помог бойцам невидимого фронта “партизанский котелок” созданный в разгар войны академиком Абрамом Фёдоровичем Иоффе. В этот котелок был вмонтирован простейший термогенератор, состоявший из нескольких десятков термопар из сурьмянистого цинка и константана. Одни спаи термопар находились с внешней стороны котелка, другие – внутри. В котелок наливали воду и помещали над костром. Внешние спаи нагревались, а внутренние имели температуру налитой воды. Разность температур была невелика, порядка 250-300? С, но её хватало для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков и радиоприёмников. Таким образом “котелки” обеспечивали партизанам радиосвязь.

Заключение

Война, бушевавшая над планетой 6 лет, в ходе которой были убиты и ранены десятки миллионов человек, и раны от которой человечество ощущает на себе до сих пор, закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Советский народ спас мир от ужасов фашизма, спас народы от порабощения и уничтожения. Мы, внуки и потомки, должны помнить, какой ценой победа была завоёвана.

Память о всех замученных в концентрационных лагерях, погибших в сражениях, не выдержавших нечеловеческих условий в тылу призывает всех нас беречь мир как самую большую ценность на Земле.

А мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, потому что сама история доказала, что Знания – сила!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!