личностные: анализ своих действия и управление ими, сотрудничество со сверстниками и учителем; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;
предметные: рациональное использование учебной и дополнительной информации для применения полученных знаний на практике; освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания; приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
метапредметные: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; познавательные - умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат; умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностные |
Организационный этап | Прозвенел и смолк звонок, Вас ждет интересный, полезный урок, Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и свободно дается учение. Психологический настрой: - А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам. | Формулирование познавательной цели | Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. | Умение контролировать свои действия. | Нравственно-этического оценивания. |
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | В начале урока учителю предлагается разделить класс на 2-4 команды в зависимости от посадки уч-ся (кейс- метод) и вытащить команде карточку с ситуацией или с условием: - Вы оказались на тропический остров - Вы пошли в поход - Вы получили кусок земли с условием проживания на нем - ….. Что вам необходимо в первую очередь? (Обсуждение команд около3-5 минут.) В итоге обсуждения и защиты команд выписывается на доске или экране: Что общего выявилось в данных ситуациях? Дети пришли к умозаключению, что существуют базовые (основа жизни) потребности человека. (ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ЕДА) Как вы думаете, что важнее и о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? | Формулирование познавательной цели | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) | Целеполагание. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений. | Самоопределение |
Актуализация знаний | «Интересные сведения» « Биологическое значение пищи». - Кто как считает, важна ли пища для нашего организма? - Что вы знаете о пище? - Из каких полезных веществ состоит пища? «Состав пищи» - А что вы знаете о белках, жирах, углеводах и витаминах, входящих в состав пищи? | Построение логической цепи рассуждений, доказательство, поиск и выделение информации. | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Способность понимать учебную задачу, ориентироваться в учебном материале | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Первичное усвоение новых знаний | Питание определяет продолжительность и качество жизни человека. Как при избыточном, так и при недостаточном статусе питания происходит нарушение функций организма, что находит выражение в снижении работоспособности и ухудшении состояния здоровья, а в тяжелых случаях - в формировании соматической патологии. Что такое пища? Для чего она нужна? (ответы уч-ся) Пища - совокупность неорганических и органических веществ, получаемых человеком из окружающей среды и используемых им для построения и возобновления тканей, поддержания жизнедеятельности и восполнения расходуемой энергии. Пища нужна для роста организма --------- строительный материал для получения энергии ------ для поддержания процессов жизнедеятельности организма человека для получения информации -------нашли для себя что вкусно, что-нет Органолептический способ получения информации (познание мира через органы чувств) Вкус – язык Запах/ обоняние - нос Цвет, форма/ зрение - глаза На ощупь, прикосновение/ осязание – кожа Звук, слух (скрип, хруст, шипение на сковороде) – уши Человек, пропуская через себя потоки пищи, извлекает из них необходимую для себя информацию, энергию и вещество. Что способствовало изменению приготовления пищи в процессе развития человечества? Какая область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи? КУЛИНАРИЯ – искусство приготовления пищи или поварское искусство Кулинарное искусство формировалось веками и продолжает развиваться в наше время. Что универсального в процессе приготовления пищи? (от добычи продукта до приготовления и потребления его, процесс цикличен) ЦИКЛ (от греч. kyklos - круг) 1) совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (напр., годовой цикл). Цикл — это последовательность каких-либо действий, которая может повторяться многократно. Производственный цикл (совокупность процессов от самого начала до конца обработки) Цикл, который должен пройти продукт от источника нагрева до нашей тарелки, включает следующие стадии: предварительная обработка – тепловая обработка – доведение до вкуса. Технология приготовления пищи – техническая дисциплина, изучающая рациональное приготовление кулинарной продукции в современных условиях. Кулинарная обработка – воздействие на пищевые продукты с целью придания им свойств, благодаря которым они становятся пригодными для дальнейшей обработки и (или) употребления в пищу. Что же происходит с пищей внутри нас? Это изучает наука физиология пищеварения питания (о переваривании или видоизменении пищи в организме человека) Давайте рассмотрим, как это происходит. Дается на выбор учителю два рисунка и объясняется процесс пищеварения. К концу урока совместно составляем систему правильного питания, учащиеся анализируют текст и кратко записывают основные правила: «Правильное питание и соблюдение режима питания является залогом здоровья и прекрасного внешнего вида человека. Сбалансированный прием пищи обеспечивает постоянную деятельность пищеварительной системы, поэтому питаться лучше в небольших количествах от трех до пяти раз в день, исключая поздние ужины. Также вечером не рекомендуются употреблять тяжелую долго перевариваемую или содержащую много калорий пищу. В основе правильного питания лежит оптимальная пропорция белков, жиров и углеводов. Сколько их должно содержаться в еде для каждого человека, узнать не сложно. Все зависит от того, каким видом деятельности занимается человек. Люди умственного труда мало двигаются, но их мозг поглощает много энергии, поэтому в их рационе должно быть 100-110 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 300-350 грамм углеводов в день. У людей, занятых физическим трудом больше энергии затрачивают мышцы, поэтому им необходимо 115-120 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 400 грамм углеводов. Кроме этого каждый человек должен ежедневно получать витамины и клетчатку. Еще ученые заметили, что если человек питается в уютной и спокойной обстановке, например, тихом кафе или дома, то он меньше подвержен избыточному отложению жиров, нежели когда человек перекусывает на ходу или в шумной активной обстановке. | Построение логической цепи рассуждений. | Способность понимать учебную задачу, ориентироваться в учебном материале | | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со сверстниками. |
Первичная проверка понимания | Что нового вы узнали о продуктах питания? - Можно ли для пищи применять такие понятия, как полезная и вредная? - Давайте самостоятельно сформулируем правила здорового питания? Проверяем правильность выполненного задания – Проговариваем принципы рационального питания, самые важные моменты новых знаний о еде и пище. Самостоятельная работа выполнение групповой работы - «Составление меню». Учителем предложены карты пищевой ценности продуктов питания, с указанием содержания белков, жиров, углеводов. | Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации) Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Построение логической цепи рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Способность понимать учебную задачу, ориентироваться в учебном материале | Целостное восприятие окружающего мира. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со сверстниками. |
Первичное закрепление | Проверка учителем самостоятельной работы "Составление меню". Анализируем меню, с учётом предложенных критериев. -Что произойдёт, с учеником, если он будет питаться по предложенной схеме, сидящему по 6- 8 часов у компьютера и телевизора? - Поможет ли данное меню ученику – спортсмену, продолжать и дальше активный образ жизни? А взрослому человеку? | Анализ, синтез, обобщение. Построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. | | | Самоопределение Целостное восприятие окружающего мира. Нравственно-этического оценивания. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Дома постарайтесь составить меню на неделю, учитывая принципы полноценного и разнообразного питания. | | | | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания ? Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях? Оцените свою работу на уроке. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Планирование учебного сотрудничества. | | Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование здорового образа жизни в области питания. |