Мастер-класс «Физкультурные минутки на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов : Дорошенко Светлана Григорьевна
Здоровье для человека – актуальная тема для разговора во все времена.
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25 % первоклассников.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нежно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести к своему организму пользу На уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки
Темой моего мастер класса является «Физминутки на уроках как элемент здоровье-сберегающих технологий.
Что такое физминутка?
Физминутка –это минутка физических упражнений направленная на снятие усталости.
Проводятся на начальном этапе утомления (на 12-20 минуте, в зависимости от возраста обучающихся, вида деятельности и сложности учебного материала).
Упражнения должны быть занимательны, разными по содержанию и форме, интересны обучающимся, просты в своем выполнении.
Задачами физминуток являются
Снятие утомления
Обеспечение активного отдыха
Повышение внимания и активности детей на последующем этапе урока, умственной работоспособности обучающихся
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Я провожу по 1-2 физкультминутки на каждом уроке ежедневно
Выделим некоторые комплексы упражнений физических минуток:
Речевые игры:
Задачи:
-развивать эмоциональную отзывчивость детей
- развивать у детей активный «образно-мыслящий» слух
-развивать у детей артикуляцию, дикцию, интонации голоса
-развивать у детей чувство ритма
-развивать у детей мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки
- развивать у детей мышечные и тактильные ощущения
СЕМЬЯ МОГУЧАЯ
Таким образом, речевые игры очень важны для обучения детей.
Ребёнок одновременно хорошо выполняет несколько дел: выполняет игровые движения пальцами и руками, проговаривает текст, слушает свою речь, координирует свои движения при этом развивает коммуникативные навыки.
Звучащие жесты.
Задачи:
-развивать у детей внимание и координацию движений
- учить детей озвучивать тексты звучащими жестами
- учить детей создавать ритмические модели из звучащих жестов
ЗВУЧАЩИЙ ТЕЛЕГРАФ
«Светофор»Играем
Если я показываю жёлтый цвет – хлопаем в ладоши;
красный цвет – хлопаем по коленям;
зелёный цвет – шагаем на месте.
В процессе игры со звучащими жестами происходит осознание того, что музыка может жить в каждом человеке. Игра с жестами позволяет утверждать, что жест является элементарным инструментом-посредником между человеком и окружающим пространством. Звучащие жесты помогают ребенку воспроизвести биологический ритм и ритм, подаренный природой: ритмичные удары сердца, дыхание, вдох-выдох, шаги.
Игры с палочками.
Задачи:
-учить детей манипулировать палочками, развивать координацию рук
- учить детей реагировать на смену движений по показу ведущего
- учить детей ритмично передавать метр и ритм стиха
- развивать у детей ритмический слух, память, реакцию, наблюдательность
- способствовать развитию творческой активности у детей в изобретении ритмов на элементарных деревянных инструментах
ПОМОЩНИКИ, НОЖКИ, ПЕЛЬМЕШКИ.
Таким образом игры с палочками стимулирует развитие речи, внимания, воображения, память, наблюдательность.
На уроке окружающего мира можно провести такую физминутку, называется
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять 10 минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться
И, хотя традиционно считается. Что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.
И в заключении ещё одна физкультминутка. Дети ее очень любят.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если нам физминутки нужны,
Если сними вы очень дружны,
Шар зелёный ты подними!
А красный шар –Я не дружу
Физминутку не хочу!
На уроке мне мешает,
И всё время отвлекает!
Раз,
два,
три,
четыре,
пять –
Начинаем поднимать!
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!