Физкультминутки на уроках географии
В курсе географии учащиеся должны выучить большое количество географических названий.
Хочу поделиться опытом географической физкультминутки в курсе «География. Начальный курс» 6 класс.
На первом уроке по разделу раздаю каждому ученику карточку с 8 – 10 предложениями с географической номенклатурой. Карточка вклеивается в рабочую тетрадь ученика. После команды «Физкультминутка у карты» все ученики с карточками выходят к доске, ищут на картах те географические объекты, которые указаны на карточке. Через 2 – 3 минуты каждый показывает один объект, повторяя (зачитывая из карточки или в произвольной форме) утверждение о нём. После этого ученик возвращается на место.
Обязательное условие: не повторять предыдущего одноклассника. Начинаю со слабых учеников, а сильным остаются объекты, вызывающие затруднения у класса, бывают случаи, когда какие-то названия не называют, значит нужно обратить на них особое внимание.
Такой прием уместен в классе до 15 учеников и в кабинете обязательно должны быть разнообразные карты : «Карта полушарий (физическая)», «Физическая карта Украины», «Физическая карта мира» и др., чтобы у одной карты собирались не более 3- 4 человек.
Преимущества такой физкультминутки:
Меняется вид деятельности, задействованы различные виды мышц , увеличивается двигательная активность.
В классе создается деловая дружеская атмосфера, повышается настроение учащихся, т.к. можно расслабиться, походить по кабинету, пообщаться с одноклассниками.
Сильные ученики охотно помогают слабым, а у тех вырастает самооценка, когда они переходят к соседней карте и помогают другим.
Ученики коллективно, ненавязчиво учатся находить номенклатуру на картах разного масштаба и проекций.
Ученики не боятся выходить к доске, к карте.
Выступление перед классом, перед аудиторией начинается с одной фразы.
Любой ученик может сесть на место и не выступать, но обычно этого не бывает.
На итоговом уроке по теме 2 – 3 ученика по желанию выходят к карте, класс называет им номенклатуру, нужно правильно показать и повторить фразу об особенностях этого объекта (можно в произвольной форме).
Такие пятиминутки проходят организованно, приносят пользу, помогают усвоить географические названия в игровой форме.
Начиная новую тему, снова выдаю карточки.
Примеры карточек:
Рельеф:
Анды – самая длинная горная цепь, находится в Южной Америке.
Уральские горы протянулись с севера на юг на 2 тысячи километров.
Гималаи – самые высокие горы нашей планеты.
Высота горы Джомолунгма (Эверест) 8848 метров.
Карпа́ты — горная система в Центральной Европе, на территории Словакии, Венгрии, Польши, Украины, Румынии, Сербии и частично Австрии.
Кавказские горы расположены между Черным и Каспийским морями.
Самая высокая гора Кавказа - Эльбрус.
Амазонская низменность - самая большая низменность на Земле. Расположена в Южной Америке.
Кордильеры протянулись вдоль западного побережья Северной Америки.
Западно-Сибирская равнина расположена восточнее Уральских гор.
Восточно-Европейская равнина — одна из крупнейших равнин земного шара, вторая по величине после Амазонской низменности, расположенная в большей, восточной части Европы.