Физкультминутки на уроках математики
5 – 11 классы
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Перед каждым педагогом стоит важная задача – организация учебной деятельности с учетом здоровьесбережения.
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на организм ребенка, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и повышения работоспособности учеников.
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
активизацию внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала,
эмоциональную разгрузку детей, возможность «сбросить» накопивший груз отрицательных эмоций и переживаний.
Предлагаемые упражнения для физкультминутки непосредственно вплетаются в темы уроков математики.
Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Их можно соотнести с темами, изучаемыми на уроках математики. Выделим следующие упражнения:
4) 5-11 классы. Упражнения для глаз
“Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой геометрические фигуры. Необходимо мысленно раскрасить их поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Движения глаз вверх-вниз, вправо-влево – «Координатная плоскость», «Формулы приведения»;
вращение глазами по часовой стрелке и против – «Окружность»,
«Поворот точки вокруг начала координат»; на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении;
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты, проводятся с целью расширения зрительной активности, снятия утомления на уроке. На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете. Во время физкультминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
Упражнения: «знак бесконечности», «геометрическая зарядка» также проводятся с целью снятия зрительного напряжения.
Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.
Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета. Например:
15 6 16 9 14 1 8 20 24 2 18 22 10 21 12 17 11 23 5 25 7 4 13 19
5-6 классы.Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики, познакомившись с определениями и закрепив первично материал, для проверки усвоения могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение:
Интересны для ребят старшего школьного возраста и упражнения на релаксацию.
упражнение “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение можно повторить несколько раз.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Этому помогают упражнения для формирования правильной осанки («Вверх рука и вниз рука», «Верно-неверно» ). Для этого упражнения можно взять задания из блока «Анализ геометрических высказываний» подготовки к итоговой аттестации в 9-м классе. Упражнение. Укажите верные утверждения:
1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
2) Вертикальные углы равны.
3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой. При выполнении такого упражнения в случае верного ответа на вдохе поднимается правая рука, в случае неверного – левая. Можно поднимать сначала одну руку вверх, потом ее опускать, потом выполнять упражнения для другой руки.
6-7 классы. Для развития воображения учеников предлагаем упражнение “Буратино”. Например, после введения нового понятия параллельных прямых, проговаривания этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос такой же длинный, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
5-6 классы. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики, познакомившись с определениями и закрепив первично материал, для проверки усвоения могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.