Сказка как средство формирования физических качеств у детей дошкольного возраста
Физкультурное занятие – один из источников охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребёнка.
Особое место в его творчестве занимает сказка. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. В своей практике использую проведение физкультурных занятий по единому сюжету. Беру за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется сюжетом. Использую упражнения для профилактики нарушение осанки и плоскостопия. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей учитывая уровень их компетентности.
Образовательный процесс строится в ДОУ на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями.
Работа ДОО по реализации физкультурно-оздоровительного направления
способствует укреплению здоровья, поднимает более высокий
профессионализм педагогов, обеспечивает условия для и укрепления детей.
Психолого-педагогические возможности инструктора по физической культуре значительно расширяются, когда основой физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста становится сказка. Под сказкой целесообразно понимать некую историю, содержащую невозможные или неправдоподобные с точки зрения слушателя события или явления. То есть, основу сказки должна составить некая нереальность происходящих в ней событий. Используя сказку, можно целенаправленно и систематично воздействовать на духовную, физическую и психическую сферы ребёнка, включая их коррекцию.
Таким образом, сказкотерапию можно использовать как метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Занимаясь физическим развитием детей дошкольного возраста, мы также используем на занятиях такую форму сказки, как физкультурная сказка. Именно в этом виде сказки и таится перспектива интегрированного воздействия на ребёнка с целью гармонизации его психофизического статуса.
Физкультурные сказки можно использовать для решения следующих педагогических задач:
Организация детей на занятии.
Создание позитивного эмоционального фона.
Повышение мотивации к двигательно-игровой деятельности.
Коррекция двигательных нарушений.
Коррекция нарушения психического развития.
Комплексное воздействие на развитие личности ребёнка.
Эффективная социализация детей в окружающем жизненном пространстве.
Можно также говорить о физкультурных сказках как комплексном решении коррекционных задач не только физического, но и психического развития.
В раннем детстве мыслительные и волевые функции у ребёнка ещё не дифференцированы и пребывают в бессознательном состоянии. В связи с этим построение физического тренинга на основе обращения к сознанию маленького ребёнка невозможно или усложнено, в то время как воздействие на бессознательное может быть достаточно эффективным.
Итак, процесс физического воспитания детей рекомендуется строить на основе следующей причинно-следственной цепочки:
игровой сюжет (драматизация) — мотив — волевой акт — энергетический стимул — моторный акт — позитивное эмоциональное состояние, закрепляющее достигнутый эффект, который стимулирует создание новых образов уже индивидуального бессознательного.
Как видим, театрализация физического воспитания детей (включая детей с ОВЗ) создает великолепные возможности для использования огромного потенциала бессознательного через высвобождение нервно-психической энергии посредством задействования соответствующих архетипических образов.
Инструктор по физической культуре:
Саприкова Е. А.
Ноябрь 2021г.