СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Фольклор и его воспитательное значение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Фольклор и его воспитательное значение"»

 


ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»

















Тема: «Фольклор и его воспитательное значение»















Преподаватель высшей квалификационной

категории отделения Сольное и хоровое

народное пение

Егорова Светлана Викторовна



Суджа 2023



Содержание

  1. Введение

  2. Что означает слово « фольклор»

  3. Специфические черты фольклора

  4. Виды произведений в фольклоре

  5. Песенный обряд

  6. Функции и воспитательный потенциал фольклора

  7. Заключение

  8. Список литературы

































Введение


Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Таким образом, фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Что означает слово « фольклор


   Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

      Процесс познания и усвоения духовного богатства своего народа должен начинаться как можно раньше,  с самого рождения.  Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.




  Что означает слово « фольклор»? Приведем несколько примеров определения слова         « фольклор».

  1. Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем  и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

  2. Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. Характерной особенностью некоторых из видов фольклора является отсутствие автора как такового. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества.

  3. Фольклор – это  совокупность текстов различных жанров: сказка, былина, заговор, плач и причитания, обрядовые и необрядовые песни, исторические песни, городской романс, частушки, анекдоты.

Фольклор – это все то, что создано народом. При этом народ является коллективным творцом фольклорных произведений. Это значит, что у фольклорных произведений нет конкретного автора. Они создавались и оформлялись в течение долгого времени коллективно. В результате вырабатывалась фольклорная традиция.

  1. Фольклор - это устное народное творчество, которое складывается их обрядов и обычаев любого народа.  В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.

Специфические черты фольклора


Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.). Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей. С коллективностью народного творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал только в устной передаче. Устная форма существования народной поэзии ведет к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения – это еще одна специфическая черта фольклора – вариативность. Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают народному творчеству специфический колорит. Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения и своей эпохи, проявляется через индивидуальные качества героя, через индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.

Виды произведений в фольклоре


Существует три основных вида фольклора.

  1. Лирические произведения. К ним относят частушки и различные песни (например, любовные и семейные песни).

  2. Драматические произведения. Под данным видом фольклора подразумевают такие произведения, которые есть в литературе. К ним относят сказки и разного рода легенды.

  3. Эпические произведения. Для такого вида жанра характерно наличие повествования от лица автора. Они могут быть самыми разными по объёму. Например, существуют как крупные эпические произведения (сказы, былины и т.д.), так и небольшие (пословицы и поговорки).

   Поэтому можно выделить основные жанры фольклора – пословицы, поговорки, песни, загадки, потешки, танец, былина, сказки

      Сказка. Они могут передаваться из поколения как устно, так и письменно. В сказке встречаются вымышленные персонажи, а сам сюжет не претендует на достоверность. Примером таких сказок выступают «Волк и Лиса», где в качестве главных героев выступают животные, сказка «Царевна Лягушка», «Гуси Лебеди» и др.

       Предание. В отличие от сказок сюжет из преданий является достоверным и рассказывает определенную историю.

      Пословица. Для такого вида фольклора характерно наличие определенного ритма и порой рифмы. Оно имеет небольшой объём и скрытый смысл, который доносится читателю. Например, «Крепкую дружбу и водой не разольёшь», «Настоящий друг познаётся в беде», « Нет друга, так ищи, а нашёл — береги».

       Традиции – это (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

    Знание и следование национальным обычаям дают русскому человеку ощущение причастности к своим корням, что очень ценится в традиционной русской культуре. Особо чтимые русские фольклорные традиции ярче всего проявляются в праздничные дни: Масленицу, Пасху, Рождество, Святки, день Ивана Купалы - это особо чтимые праздники, которые относятся к календарным праздникам. Крещение, свадьба и похороны относятся к бытовым обрядовым традициям. 
                                                               Крещение

   Это обязательный в православии обряд, по которому принято крестить, то есть принять в лоно церкви всех новорожденных детей. При обряде крещения должны кроме родителей присутствовать крестные мать и отец, в обязанность которых входило духовное наставление ребенка по мере его взросления. Мать ребенка загодя приготавливала крестильную рубашку и нательный крестик, а крестная мать дарила ребенку иконку с изображением святого покровителя. По православному обычаю ребенка при крещении нарекали именем святого, которое было в Святцах в день крещения ребенка.

                                                        Подарки на крестины

      Приглашенные на крестины гости дарили ребенку памятные подарки, а родители готовили стол с богатым угощением. Мать ребенка хранила крестильную рубашку,  потому что  в этой крестильной рубашке крестили всех последующих в семье детей. Когда ребенку исполнялся год,  крестная мать дарит ему серебряную или золотую ложечку «на зубок», которая хранилась в семье как семейная реликвия. 


                                           Традиции русской свадьбы

    Свадебные гулянья обычно происходили между постами, в основном осенью после окончания страды в полях или зимой в так называемый «свадебник» - время от Рождества до Масленицы. После того, как уже определилась пара из будущего жениха и невесты, по традиции проводился Сговор, на котором родители жениха и невесты оговаривали все условия для заключения брачного союза. Родители сговаривались, что они дадут молодым для обзаведения собственного хозяйства, где молодые будут жить. Обряд бракосочетания происходил только через венчание в церкви. Венчаться могли только крещеные и только одного вероисповедания. Если кто-то из будущих супругов исповедовал другую веру, то непременным условием был переход и крещение его в православие. 

    Гуляние. Для приглашенных гостей готовится щедрое угощение, а гостей перед тем, как усадить за стол вели показывать приданное невесты, что являлось гордостью и символом богатой невесты. Чем больше белья, посуды в приданном, тем богаче считается невеста и тем благосклоннее принимается невестка в семью мужа. Гуляние на русских свадьбах может продолжаться от трех дней до недели. 

  Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке

      Наиболее заметным фольклорным обрядом является праздник Ивана Купала. Этот обряд имеет языческие корни. В ночь на Ивана Купала разжигались высокие костры, и каждый из присутствующих должен был перепрыгнуть через огонь. Не всегда это удавалось, существовала опасность упасть и обжечься. Ночью на Ивана Купала принято было совершать ритуальные бесчинства, красть домашний скот у соседей, разорять ульи, топтать огороды и накрепко подпирать двери в избах палками, чтобы жильцы не могли выйти. До сих пор неясны мотивы всех этих поступков. На следующий день бесчинствующие односельчане вновь становились уравновешенными гражданами

    Рождественские колядки.  Что такое обрядовый фольклор с точки зрения религии? Праздник Рождества Христова считается на Руси одним из самых традиционных. Он следует сразу за Новым годом. Принято считать, что как этот праздник проведешь, таким и весь год будет. Рождество иные считают за начало нового года. Это главное русское религиозное событие. 6 января, в канун Рождества, начиналось колядование. Это праздничные обходы домов и квартир с песнями и мешочками, полными зерна. Колядовать идут обычно дети. Каждому хочется получить от хозяев дома пирожок или горсть конфет в ответ на поздравления с праздником.

   Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.                                                   Люди проводят различные ритуалы: Ритуал на крепкое здоровье, излечение от мужских болезней и женских недугов в домашних условиях, на привлечение богатства:

    Загово́р (нагово́р, пригово́р, закля́тие, слова́, шепта́ние) — «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах.

   Здесь можно выделить самые популярные: Заговор на удачу, на привлечение денег, на укрепление здоровья.

    Примета — устойчивая связь двух явлений объективной действительности, одно из которых понимается как знак, а второе — как его толкование, обычно в виде прогноза на будущее; языковая (в виде афоризма, паремии) репрезентация этой связи

                                           Приметы и народные поверья

Популярные крещенские приметы и поверья:

  1. Сны, которые снятся в крещенскую ночь, практически всегда сбываются.

  2. Нельзя лить слезы в день Богоявления (18 января), поскольку человек будет весь год несчастен.

  3. Ругать кого-то, хвастаться или хвалить также запрещается.

  4. Нельзя в канун Крещения давать взаймы или выносить хлеб (другие продукты питания), чтобы не испытывать нужды и бедности в течение года.

  5. Нельзя оставлять свою обувь за дверью квартиры или дома, иначе человек будет сильно болеть.

  6. Если девушку сватают на праздник Крещения Господня, жить она будет в достатке и в любви.

  7. Крещенская пурга сулит богатый урожай.

  8.  По народным поверьям считается, что водой, освященной в Крещение, можно снять порчу любой силы и сглаз. Для этого нужно облиться святой водой, произнося при этом такие слова: "Бог родился, в праздник Крещения крестился, прославился именем Христа Спасителя. Как эта холодная вода сейчас стекает с моего тела, так и сильная порча, сглаз недобрый уйдут с меня. Во имя Отца, сына, Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь." Нельзя ничего выносить из дому в ближайшие дни и нельзя никому ничего давать.

  9. Тот человек, который первым наберет воду из реки или колодца на Крещение, ни в чем не будет нуждаться, его будут переполнять жизненные силы.

  10. Если в семье разлады и постоянные ссоры, нужно протереть обувь всех домочадцев святой водой, тогда невзгоды покинут дом.

  11. По народным поверьям считается, что хозяйка, которая нарисует в крещенский сочельник крестики мелом над всеми окнами и дверьми, убережет свое жилище и всех домочадцев от нечистой силы и злых духов.

  12. Если кто-то сглазил одного из домочадцев или навел сильную порчу на человека, на крещенской воде появится осадок.

  13. В крещенский вечер хозяйка должна пересчитать все скатерти, которые есть в ее доме, чтобы всегда в жилище было много гостей.

    Гада́ния — приёмы и даже обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты. 

  Гадать в крещенскую ночь можно на исполнение желания, будущее, любовь.

       Так что же такое  обрядовый фольклор? Прежде всего, это народное творчество, коллективное или индивидуальное, устное, реже письменное. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал.

    Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании . Это произведения искусства малой формы, связанные с традициями, обычаями, религиозными и этнографическими жанрами. Следует отметить, что во всех случаях обряды носят признаки народного характера. Современность при этом как бы размывается. Старинные традиции с обычаями лучше всего укладываются в прошедшее время. Спектр фольклорных обрядов достаточно широк. Это деревенская хореография, хоровое пение на природе, во время полевых работ, сенокоса или выпаса скота. Поскольку традиционные обычаи присутствовали в жизни простых людей постоянно, обрядовый фольклор русского народа был и остается неотъемлемой частью их существования. Появление обычаев всегда связано с долговременными обстоятельствами. Непрекращающаяся засуха, угрожающая урожаю, может стать поводом для обращения людей к богу с просьбой о помощи. Любые природные явления, опасные для человека, также заставляют его искать выход из создавшейся ситуации. И чаще всего это молитвы и просьбы, свечи и записочки в церквях.

                                                     Песенный обряд

   

 Значительное место в русском обрядовом фольклоре занимает поэзия, которую условно можно разделить на песенную (заклинания, корильные, величальные песни) и магическую (привороты, приговоры, причитания). Песни-заклинания обращали к природе, просили благополучия в хозяйстве и семейных делах. Величальные пели в праздничные дни, на Масленице, коляде и других торжествах. Корильные песнопения носили насмешливый характер. Обряды и календарь Наряду с прочими, на Руси существовал обрядовый фольклор календарного типа, который имел прямое отношение к сельхозяйственным работам в самом широком смысле. Календарно-обрядовые песни - это древнейшее народное творчество, исторически сложившееся за долгие годы крестьянского труда в поле и на сенокосе. Сельскохозяйственный календарь, распорядок полевых работ по временам года - это своеобразная программа песенного жанра. Мелодии все народные, рождавшиеся за плугом, бороной и на прополке. Слова простые, но в этой песенной поэзии заключалась вся гамма людских переживаний, надежда на удачу, тревожные ожидания, неуверенность, сменяющаяся ликованием. Ничто так не объединяет людей, как единая для всех цель, будь то уборка урожая или хоровое пение. Общественные ценности неизбежно принимают какую-либо форму. В данном случае это фольклор и с ним русские обряды, традиции и обычаи.

     Весенняя закличка.  Что это вид закликательных песен языческого происхождения, уже понятно. И, естественно, как любое фольклорное понятие, закличка имеет свою классификацию. Самыми известными считаются обращение с просьбами к весне. Они также представляют собой обрядовые песни, которые сопровождали восточнославянский обряд гуканья (кликания). Кроме сетования на затянувшуюся зиму, исполнители зовут весну, обращаясь не только к разнообразным явлениям природы, но и к животным и птицам – вестникам весны. Их еще называют веснянками, огулками и т.д. Их слова означали не только последовательность в смене времен года, но и выражали представления о причинах и следствии происходящих изменений в природе. Для того чтобы спровоцировать прилет птиц, а с ним, соответственно, и начало весны, этот процесс следовало имитировать, изобразить. Главным средством весеннего закликанья была выпечка куликов или жаворонков. Выпечку раздавали детям или размещали на возвышенных участках, реже привязывали нитями и подбрасывали в воздух. При этом исполнялись обрядовые песенки - веснянки, которые должны были приблизить, призвать весну.

   Что такое потешки? Имеет ли какую-то смысловую нагрузку это слово для современных детей и их родителей? В чём смысл использования потешек, и чем они могут быть полезны для подрастающего поколения?

    Русские народные потешки – это особенный жанр устного народного творчества. Зарифмованные короткие истории, стишки и песенки сочетаются с простыми движениями. В этом и состоит вся прелесть потешек: их можно рассказывать деткам с самого раннего возраста. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребёнок тренирует память и мелкую моторику, запоминает названия частей тела, животных и многое другое. В большинстве случаев родители даже не задумываются, что такое потешки и чем они могут быть полезны для их ребёнка. Однако образовательные учреждения давно взяли на вооружение фольклорные произведения. Многие короткие потешки до сих пор используются в детских садах для проведения физминуток, популяризации гигиенических процедур, а также как звуковое сопровождение массажа.

       Когда появились потешки? Точную дату, когда появились русские потешки, не может назвать ни один историк. Известно лишь то, что использовались они ещё во времена княжения Владимира, именно тогда появились первые письменные упоминания о них. К сожалению, многие тексты не дошли до нашего времени или были видоизменены вследствие того, что слова и выражения устарели и вышли из обихода. Пожалуй, единственные потешки, которые мало поддались влиянию времени – это те, которые содержат описания животных и птиц. Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными.

    К сожалению, многие памятники словесности не дошли до наших дней. Однако и сегодня остались короткие стишки, которые можно использовать в процессе воспитания малышей. Буквально каждый шаг от пробуждения утром и до вечернего засыпания можно сочетать с потешками, которые не только настроят малыша на позитивную волну, но и помогут ему освоить множество необходимых знаний. Потешки для развития речи и мелкой моторики.  Все без исключения народные потешки во время произнесения сопровождаются движениями. Это играет большую роль в развитии у детей младшего возраста мелкой моторики. Известная всем «Сорока» относится именно к таким стишкам. Сорока-белобока, кашу варила, деток кормила (совершаются круговые движения пальчиком по ладошке).

 Первому дала, второму дала, третьему дала, четвёртому дала, а пятому – не дала (мама по очереди прикасается к каждому пальчику, загибая его к ладошке).

Ты дрова не рубил, ты печку не топил, ты воду не носил.

Тебе нет ничего (большой пальчик слегка покачивается с помощью свободной руки).

При произнесении каждой строки ребёнок, сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно, выполняет движения пальчиками: водит ими по ладошке другой руки, пересчитывает пальчики, загибает их, удерживает в согнутом положении.

   Эта потешка, благодаря мелким, точно выверенным движениям, инициирует развитие обоих полушарий головного мозга малыша. Кроме того, «Сорока» помогает ребёнку освоить определённые социальные установки в семье – каждый должен помогать по хозяйству. Словарный запас, который требуется от ребёнка во время проговаривания этой потешки, небольшой, но все словосочетания и звуки построены таким образом, что ему легко их произносить и заучивать.

        Потешки для лёгкого пробуждения.  Пробуждение у многих детей проходит не очень легко. В этом случае могут помочь русские потешки, которые сочетаются с гимнастикой и лёгким массажем. Потягушки-потягушки (родители совершают поглаживающие движения по всему телу ребёнка).

Вот они – бока-толстушки (поглаживаются бока и животик ребёнка).

Вот и ножки-ходунюшки (поглаживаются ножки, легко сгибаются в коленях и выпрямляются).

Вот и ручки-хватунюшки (ручки поглаживаются, сгибаются и разгибаются в локтях, разводятся в стороны).

Вот и ушки-слышунюшки (слегка растираются ушки).

 Вот и носик-дышунюшка (трогаем за носик).

 Вот и глазоньки-смотрелки (ребёнок открывает глазки, моргает).

Вот и ротик-говорок (ребёнок показывает язык).

Вот и разум-разумок. (поглаживаем ребёнка по голове).

Помимо массажа подобные потешки помогают ребёнку запомнить название частей тела. Достигается это не в процессе целенаправленного обучения, а в игровой непринуждённой форме

          Потешки, формирующие навыки самообслуживания.  Каждому родителю хочется приучить своего ребёнка к водным процедурам, ведь очень часто малыши капризничают, не хотят мыть руки, а тем более лицо. На помощь могут прийти народные потешки, произнося которые во время умывания, можно отвлечь ребёнка и превратить водные процедуры в забавную игру. Вот одна из них: Вода, вода, водичка, умой наше личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки розовели, засмеялся чтоб роток, закусался чтоб зубок.

      Потешки иногда можно несколько видоизменить, вставив в текст имя ребёнка или его любимой игрушки. Это будет способствовать тому, что малыш почувствует свою непосредственную причастность к происходящему

    Огромной любовью пользуется у детей СКАЗКА. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.

    В фантастике сказок отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.

    Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.

   Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках.

                       Функции и воспитательный потенциал фольклора

   

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

    Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

    В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

    В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

    Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

     Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

   Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы



Заключение

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Оно была достоинством и умом народа. Оно становило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.



Список литературы

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С. 7–8.

2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 240 с. 3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

4. Володько, В.Ф. Воспитание / В.Ф. Володько; БНТУ – Минск: Право и экономика, 207 – 230 с.

5. Чернявская Ю.В. Белорус: штрихи к автопортрету. Этнический самообраз белорусов в сказках / Чернявская Ю.В. – Мн.: «Четыре четверти», 2006. – 244 с.  

6. Гуськова А.А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи // «Логопед». 2008. №5. С.128

7. Абушева О.А. Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мордовского фольклора [Электронный ресурс]: Международный образовательный журнал Педагог.

8. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей // Дошкольное воспитание. 1994. №9. С. 97-103.

9. История русского фольклора [Электронный ресурс]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!