СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор в музыке русских композиторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фольклор в музыке русских композиторов»

Фольклор в музыке русских композиторов Симфоническая картина А.К.Лядова «Кикимора» Автор: Логинова Ирина Владиславовна, Муз.руководитель МА ДОУ №29 Краснотурьинск

Фольклор в музыке русских композиторов

Симфоническая картина А.К.Лядова «Кикимора»

Автор: Логинова Ирина Владиславовна,

Муз.руководитель МА ДОУ №29

Краснотурьинск

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности . От английского слова -   folklore  — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. 

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности .

От английского слова -   folklore  — «народная мудрость».

Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа:

сказкам, былинам, преданиям. 

ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914), русский композитор, дирижер. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры Делал обработки русских народных песен. Профессор Санкт-Петербургской консерватории.

ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914), русский композитор, дирижер.

  • Мастер симфонической и фортепианной миниатюры
  • Делал обработки русских народных песен.
  • Профессор Санкт-Петербургской консерватории.
 Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона,  русалку,  лешего, дайте чего  нет,  только  тогда  я счастлив».

Волшебный мир сказки вдохновлял  его.

Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона,

русалку,

лешего,

дайте чего

нет,

только  тогда

я счастлив».

  КИКИМОРА –  Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора – вредное, злое существо.

КИКИМОРА – Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора – вредное, злое существо.

 Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах.

От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора.

 Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

 ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.

А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебнок озеро» и в 1909 году — «Кикимора». Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок.

Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы.

Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебнок озеро» и в 1909 году — «Кикимора».

Ее первое исполнение состоялось

12 декабря 1909 года

под управлением А. Зилоти.

 Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы.

Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

ЧЕЛЕСТА - клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

ЧЕЛЕСТА - клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

 АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК – родственник гобоя

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК – родственник гобоя

Флейта – деревянный духовой инструмент

Флейта – деревянный духовой инструмент

Фагот –  деревянный духовой инструмент

Фагот – деревянный духовой инструмент

Проверочный тест Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.  Колыбельная  – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. Кикимора  – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности. Кто автор произведения «Кикимора» - народное сказание Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия

Проверочный тест

  • Программная музыка злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах. Колыбельная инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
  • Кикимора устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.
  • Кто автор произведения «Кикимора» - народное сказание
  • Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов
  • Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия