Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. А.К. Лядов «Кикимора»
Цель урока:
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: челеста, флейта, фагот, английский рожок.
Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора».
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Ход урока:
Организация учащихся на урок.
Музыкальное приветствие.
- Сегодня у нас будет сказочный урок.
- Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и хорошие впечатления, открытия.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?
Как ты объяснишь понятие «фольклор»? _______________
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
Запиши, какие сказочные образы из музыкальных произведений тебе известны _____________________________________________________________________________
III. Основной этап урока.
Беседа.
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
- А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.
В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого - имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.
Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.
«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».
- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?
Послушай произведение и представь свои образы-картинки. Обрати внимание на тембры инструментов.
https://www.youtube.com/watch?v=gFW3X03JLiM
2. Слушание и анализ музыкального произведения. Лядов Кикимора
- Понравилась ли вам эта сказочная картина?
-Что именно понравилось вам в музыке?
- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
- Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?
Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.
https://www.youtube.com/watch?v=tS0rngAj3Sk
- Что напоминает эта часть музыки?
Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная.
И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.
А вот и сама Кикимора.
-Какая она?
Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо.
- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора?
- Ребята, а интересно было бы жить, если бы не было сказок?
IV. Вокально-хоровая работа.
https://www.youtube.com/watch?v=pFIz77Jj1ns
Показ песни.
Определение характера, настроения, содержания песни.
Разучивание мелодии с текстом.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
- Что вам наиболее понравилось?
- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
- Кто такая Кикимора?
- Что такое программная музыка?
- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
- Какую песню вы сегодня разучили?
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
Спасибо всем за активную работу. Урок окончен. До свидания.