МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Оренбургский государственный университет»
УтверждАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________/Т.В. Атяскина__
подпись расшифровка подписи
«____»____________20__ г.
Фонд
оценочных средств
по дисциплине ОП.01 «
Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»
Оренбург, 2016
Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний обучающихся специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) по дисциплине «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»
Составитель ________________ Н. Г. Костенко
«___»______________20___ г.
Фонд оценочных средств обсужден на заседании предметно-цикловой комиссии информационных технологий «___» __________ 20__ г. протокол № ____
Председатель
предметно-цикловой комиссии ИТ________________________М. Г. Таспаева
Фонд оценочных средств является приложением к рабочей программе по дисциплине Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем, утвержденной «___» _______ 20___г.
Раздел 1 - Паспорт
фонда оценочных средств
по дисциплине Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем
(наименование учебной дисциплины (профессионального модуля))
Основные сведения о дисциплине – Общая трудоемкость дисциплины составляет 120 часов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 120 часов.
Вид работы | Трудоемкость, ч |
3 семестр | Всего |
Общая трудоёмкость | 120 | 120 |
Аудиторная работа | 80 | 80 |
Лекции(Л) Практические работы (ПР) | 40 40 | 40 40 |
Самостоятельная работа | 39 | 39 |
Консультация | 1 | 1 |
Форма контроля | контрольная работа |
Вид итогового контроля | экзамен |
2
Требования к результатам обучения по дисциплине, формы их контроля и виды оценочных средств
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих результатов обучения
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций | Типы контроля | Виды оценочных средств по уровню сложности/шифр раздела в данном документе |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Знать: | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / Блок В1 |
Владеть: | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Знать: технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации. | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: применять различные технологии и методы сбора, хранения передачи, обработки информации. | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: приемами настройки отдельных компонент системных блоков, компьютерных систем | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Знать: | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: приемами подключения дополнительного оборудования и настройки связи между элементами компьютерной системы | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Знать: понятие информации, виды и свойства информации; способы измерения количества информации; | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: | Выполнение индивидуального задания. Конференция. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Знать: | Тестирование по лекционному материалу. Конференция. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: осуществлять анализ структур ВМ, оценивать целесообразность их применения для решения конкретных задач | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Знать: | Тестирование по лекционному материалу. Семинар. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Знать: | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: применять свои знания к решению практических задач, пользоваться соответствующей литературой для самостоятельного изучения вопросов, возникающих на практике | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: навыками самостоятельного решения поставленных задач с использованием возможностей современной вычислительной техники | Выполнение индивидуального задания. Реферат. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Знать: | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: применять свои знания к решению практических задач, пользоваться соответствующей литературой для самостоятельного изучения вопросов, возникающих на практике | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: навыками самостоятельного решения поставленных задач с использованием возможностей современной вычислительной техники | Выполнение индивидуального задания. Реферат. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Знать: основы Интернет-технологий и алгоритмы обработки информации в сети Internet; классификацию вычислительных платформ и архитектур | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: навыками использования сервисов, предоставляемых сетью Internet | Выполнение индивидуального задания. Реферат. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы | Знать: принципы работы основных логических блоков систем; основные конструктивные элементы средств вычислительной техники, функционирование, программно-аппаратную совместимость | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: с помощью программных средств организовывать управление ресурсами вычислительных систем; производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности | Знать: параллелизм и конвейеризацию вычислений; общие принципы оценивания правильности взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: аргументировать выбор средств, методов и технологий применения объектов профессиональной деятельности; | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: приемами выбора средств, методов и технологий применения объектов профессиональной деятельности | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией | Знать: построение цифровых вычислительных систем и их архитектурные особенности; базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем | Тестирование по лекционному материалу. | Тесты / Блок А1 Вопросы для контроля на защите практических работ / Блок А2 |
Уметь: определять особенности цифровых систем; осуществлять поддержку функционирования информационных систем | Практические работы. | Задания для выполнения практических работ / Блок В0 Задания для проверочной работы / блок В1 |
Владеть: | Выполнение индивидуального задания. | Творческие задания / Блок С0 Реферат / Блок С1 Контрольная работа / Блок D0 Вопросы к экзамену / Блок D1 |
Приложение В
Соответствие разделов (тем) дисциплины и контрольно-измерительных материалов и их количества
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) учебной дисциплины | Контрольно-измерительные материалы, количество заданий или вариантов |
Тестовые задания | Задания для практических работ | Вопросы для контроля на защите практических работ | Реферат (количество тем) | Контрольная работа | Творческие задания | Задания для проверочной работы | Вопросы к экзамену |
| Раздел 1 Представление информации в вычислительных системах | 18 | 8 | 8 | 5 | 2 | 3 | | 20 |
| Раздел 2 Архитектура и принципы работы основных логических блоков вычислительных систем (ВС) | 42 | 42 | 30 | 2 | 45 | 5 | 10 | 20 |
| Раздел 3 Вычислительные системы | 6 | - | | 7 | 3 | - | | 20 |
| Итого | 66 | 50 | | 14 | 50 | 8 | 10 | 60 |
Оценочные средства
Блок А
А1 Тесты по дисциплине Компьютерное моделирование являются составной частью учебно-методического обеспечения и приведены в фонде тестовых заданий.
Тесты выполнены по темам:
Арифметические основы ЭВМ.
Представление информации в ЭВМ.
Логические основы ЭВМ, элементы и узлы.
Основы построения ЭВМ.
Внутренняя организация процессора.
Организация работы памяти компьютера.
Интерфейсы.
Режимы работы процессора, современные процессоры.
Организация вычислений в вычислительных системах.
А.2 Вопросы для контроля на защите практических работ
Практическая работа 1. Системы счисления, правила недесятичной арифметики
Что называется системой счисления?
В чём заключается отличие позиционных систем счисления от непозиционных?
Какие формы представления двоичных чисел применяются в вычислительных машинах?
Какой вид имеют числа с плавающей запятой?
Практическая работа 2. Прямой, обратный и дополнительный коды чисел
Как получить прямой код положительного и отрицательного чисел?
Как получить обратный код положительного и отрицательного чисел?
Как получить дополнительный код положительного и отрицательного чисел?
Что такое модифицированный код числа?
Практическая работа 3. Микропроцессоры с архитектурой CISC
Что такое система команд процессора?
Назовите шаги цикла работы процессора.
Как определяют технологический процесс производства микропроцессоров?
Какие основные типы разъемов используются в настоящее время?
Что показывает PR-рейтинг процессора?
Практическая работа 4. Микросхемы и модули памяти
Какие типы модулей вы изучили?
Какие существуют типы памяти?
Из чего изготавливаются модули памяти?
Как расшифровать аббревиатуру DDR?
Перечислите основные характеристики микросхем памяти.
Практическая работа 5. Принцип работы кэш-памяти
Какую роль в работе процессора играет кэш-память?
Какой тип памяти используется в кэш-памяти?
Назовите достоинства и недостатки кэш-памяти.
Практическая работа 6. Динамическая память. Статическая память
Назовите достоинства и недостатки динамической памяти.
Назовите достоинства и недостатки статической памяти.
Какой тип памяти используется в модулях оперативной памяти?
Какие тайминги влияют на производительность памяти?
Что такое регенерация памяти?
Практическая работа 7. Интерфейсы системной платы
Назовите внутренние интерфейсы передачи данных.
Назовите внешние интерфейсы последовательной передачи данных.
Назовите внешние интерфейсы параллельной передачи данных.
Практическая работа 8. Параллельные и последовательные порты
Сколько существует видов последовательной связи?
Опишите формат асинхронного байта.
Что такое UART?
Чем параллельная передача данных отличается от последовательной?
Практическая работа 9. Базовая система ввода/вывода (BIOS): назначение, функции, модификации
Что такое BIOS?
Для чего предназначена программа Setup BIOS?
Назовите производителей BIOS.
Какие настройки наиболее сильно влияют на производительность ПК?
Опишите назначение настроек BIOS.
Блок B
В.0 Задания для практических работ описаны в методических указаниях, представленных в учебно-методическом комплексе дисциплины: Костенко, Н. Г. Методические указания по организации практических занятий по дисциплине Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем /Н. Г. Костенко – Оренбург: Университетский колледж ОГУ, 2016. – 46 с.
В.1 Задания для проверочной работы
1 вариант
Соотнесите классификации:
А. По принципу действия | | 1 МиниЭВМ |
2 Специализированне |
Б. По назначению | 3 Цифровые |
4 Гибридные |
В. По размерам и функциональности | 5 МикроЭВМ |
6 Универсальные |
Перечислите характеристики больших ЭВМ.
Укажите 1 и 2 принцип Дж.Неймана о построении ЭВМ.
Как определяется надёжность ЭВМ:
это способность ЭВМ при определенных условиях выполнять требуемые функции в течение заданного периода времени;
это способность ЭВМ при любых условиях выполнять требуемые функции в течение заданного периода времени;
это способность ЭВМ при любых условиях выполнять любые функции в течение заданного периода времени;
это способность ЭВМ при определенных условиях выполнять требуемые функции в течение неограниченного периода времени.
Одним из наиболее важных параметров производительности ЭВМ является … .
2 вариант
Соотнесите классификации:
А По принципу действия | | 1 Аналоговые |
2 Проблемно-ориентированные |
Б По назначению | 3 Сверхбольшие ЭВМ |
4 Гибридные |
В По размерам и функциональности | 5 Цифровые |
6 Большие ЭВМ |
Перечислите характеристики Микро-ЭВМ.
Укажите 3 и 4 принцип Дж.Неймана о построении ЭВМ.
Как определяется показатель эффективности ЭВМ:
отношением стоимости к производительности ЭВМ;
отношением производительности к стоимости изготовления и эксплуатации ЭВМ;
отношением производительности к стоимости запчастей эксплуатации ЭВМ;
нет верного ответа.
ФЛОПС - единица измерения быстродействия ЭВМ, выражает … .
Ответы 1 вариант:
А3,4
Б2,6
В1,5
К мэйнфреймам относят, как правило, компьютеры, имеющие следующие характеристики:
· производительность не менее 10 MIPS;
· основную память емкостью до 1 ТрБт
· внешнюю память не менее 1 ТрБт
· многопользовательский режим работы
• двоичного кодирования • программного управления
а
Быстродействие
Ответы 2 вариант:
А1,4,5
Б2
В3,6
Мини - ЭВМ (и наиболее мощные из них супермини-ЭВМ) обладают следующими характеристиками:
· производительность - до 100 МIPS;
· емкость основной памяти - 4-512 Мбайт;
· емкость дисковой памяти - 2-100 Гбайт;
· число поддерживаемых пользователей-16-512.
• однородности памяти • адресности
б
количество арифметических операций в секунду
Блок С
С.0 Формулировки заданий творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, приводятся ниже в данном документе.
Задание №1 «Разобрать и собрать системный блок с учетом времени»
Цель: научиться уверенно разбирать системный блок с целью выполнения апгрейда, замены неисправных элементов.
Задание №2 «Собрать системный блок с учетом заданных критериев»
Цель: закрепить умение уверенно собирать системный блок с учетом заданных критериев.
Задание №3 «Заполните пропуски в предложении»
Цель: закрепить умение переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую.
Первый портативный электронный калькулятор был выпущен американским филиалом японской фирмы __________________ в ______году. Он весил около килограмма и «знал» только четыре действия арифметики.
Для решения задачи выполните следующее:
Переведите числа в восьмеричную систему счисления: |
1710 | 3710 | 1910 | 3610 |
Переведите числа в десятичную систему счисления: |
1012 | 10102 | 1108 | 738 |
Зачеркните в таблицах те столбики, где не стоят числа, которые вы получили, выполняя задание, и прочитайте текст.
Ш | Т | А | Р | О | К | М | П |
218 | 228 | 458 | 238 | 278 | 328 | 548 | 448 |
1 | 8 | 9 | 9 | 6 | 7 | 4 | 9 |
510 | 6410 | 5710 | 1010 | 7210 | 7410 | 6310 | 5910 |
Задание №4 Когда был впервые выпущен гибкий магнитный диск, вы узнаете, решив следующие цепочки:
Цель: закрепить умение переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую, развивать логические навыки.
X8=______
5510
X2=____
-1002
X10 =_____
+ 3600
8
Ответ: в _________году.
Задание №5 Перевод из двоичной системы в восьмеричную
Цель: закрепить умение переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую, развивать логические навыки.
Двоичная запись числа (dndn-1…d1d0)2 разбивается справа - налево на триады (каждая по три разряда). Если в самой левой триаде меньше трех цифр – слева добавляются нули. Трехразрядное двоичное число каждой триады заменяется на число, равное ему в восьмеричной системе.
Таблица 1 – Соответствие цифр восмеричной системы счисления числам двоичной
10 | 2 | 8 |
0 | 000 | 0 |
1 | 001 | 1 |
2 | 010 | 2 |
3 | 011 | 3 |
4 | 100 | 4 |
5 | 101 | 5 |
6 | 110 | 6 |
7 | 111 | 7 |
Н
апример: Переведите 1010010102 х8
101001010
ß
(101 ) (001) (010 )
ß
(5) (1) (2)
ß
512
Ответ:1010010102=5128
Правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную
Таблица 2 – Соответствие цифр 16-ричной системы счисления числам двоичной
10-ая | 2-ая | 16-ая | 10-ая | 2-ая | 16-ая |
0 | 0000 | 0 | 8 | 1000 | 8 |
1 | 0001 | 1 | 9 | 1001 | 9 |
2 | 0010 | 2 | 10 | 1010 | A |
3 | 0011 | 3 | 11 | 1011 | B |
4 | 0100 | 4 | 12 | 1100 | C |
5 | 0101 | 5 | 13 | 1101 | D |
6 | 0110 | 6 | 14 | 1110 | E |
7 | 0111 | 7 | 15 | 1111 | F |
Разбить двоичное число на классы справа налево по четыре цифры в каждом (тетрады). Каждая тетрада двоичного числа заменяется на цифру шестнадцатеричного числа (Таблица 2)
Если старшие разряды полученного числа равны 0, то они отбрасываются
Н
апример: 1010010102 х16
101001010
ß
(0001 ) (0100) (1010 )
ß
(1) (4) (A)
ß
14A
Ответ: 1010010102 = 14А16
Задание №6 Запишите названия разъёмов ПК.
Цель: закрепить умение определять тип интерфейса по внешнему виду.
Задание №7 Впишите в пустые ячейки таблицы тип процессора, которому соответствует данная характеристика.
Цель: закрепить знания о классах процессоров
Характеристика | Тип процессора (CISC или RISC) |
На выполнение команд требуется значительное число тактов | |
Большинство команд выполняются за один такт процессора | |
Преобладание трёхадресного формата команд; | |
Преобладание двухадресного формата команд; | |
Большое количество методов адресации; | |
Уменьшено число способов адресации памяти (не используется косвенная адресация) | |
Наличие команд обработки типа регистр-память | |
Применяется высокоскоростная память, используются команды типа регистр-регистр | |
Небольшое (8 – 16) число регистров | |
Отсутствуют макрокоманды, усложняющие структуру процессора и уменьшающие скорость его работы | |
Большое число регистров | |
Задание №8 Определите тип шинного интерфейса и впишите в пустые ячейки таблицы букву, которой соответствует данная схема: А – односвязный; Б – многосвязный.
Схема интерфейса | Тип шинного интерфейса |
| |
| |
С.1 Реферат
Реферат как форма промежуточной аттестации стимулирует раскрытие исследовательского потенциала обучающегося, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.
Список примерных тем рефератов
Передача, преобразование, хранение и использование информации в технике.
Подходы к оценке количества информации.
Язык как способ представления информации.
Проблемы хранения информации в технике.
Особенности и преимущества двоичной формы представления информации.
Принципы представления данных и команд в компьютере.
Принцип автоматического исполнения программ в ЭВМ.
Проблемы современных компьютерных технологий.
Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Построение и использование компьютерных моделей.
Информация в общении людей.
Мультимедиа-технологии.
Геоинформационные технологии и их использование.
Миниатюризация мобильных устройств.
Блок D
D0 Контрольная работа по дисциплине «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»
1 вариант
I. Ответьте на вопросы:
В чем особенность архитектуры фон-Неймана?
Какой принцип был положен изначально в основу архитектуры IBM PC?
Какие проблемы считаются ключевыми при организации последовательного обмена?
Опишите принцип передачи данных при асинхронном способе.
Какие устройства называются винчестерами?
Перечислите основные характеристики винчестеров.
Приведите примеры различных накопителей информации.
Опишите принцип работы магнитной головки.
II. Закончите предложение:
Первое отличие современных архитектур от машин фон-Неймана – ______________________________________________________________
В накопителе на жестких магнитных дисках пластины вращаются с помощью ______________________________________________________________
III. Определи истинность утверждений (истина – 1, ложь – 0)
Строб – дополнительный сигнал является подтверждением действительности других сигналов.
В рамках последовательного обмена не производится преобразование форматов передаваемых слов.
Объем адресного пространства МПС не зависит от разрядности шины адреса.
В каждый момент времени процессору доступен только один банк памяти.
В накопителях на жестких магнитных дисках магнитная головка скользит по гладкой поверхности диска.
В накопителях на жестких магнитных дисках отсутствует воздух.
В накопителях на оптических дисках имеется только одна дорожка для хранения информации.
Накопители на гибких магнитных дисках относятся к устройствам оперативной памяти, так как обеспечивают временное хранение данных.
Запиши получившийся двоичный код ______________
IV. Ответь на вопросы теста:
Каков размер сегмента памяти в реальном режиме работы процессора?
16 байт;
16 Кбайт;
64 байт;
64 Кбайт.
Какие регистры могут делиться пополам и использовать каждую половину независимо друг от друга?
AX, BX, CX, DX;
BP, SI, DI, SP;
CS, DS, SS, ES.
К какому классу относятся ВС конвейерного типа?
SISD (ОКОД);
SIMD (ОКМД);
MISD (МКОД);
MIMD (МКМД).
Запись информации на CD-RW осуществляется с помощью:
Магнитной головки;
Луча лазера;
Термоэлемента;
Сенсорного датчика.
При выключении компьютера вся информация стирается:
С гибкого диска;
С диска CD-ROM;
С жесткого диска;
В оперативной памяти.
Какое устройство обладает наименьшей скоростью обмена информацией?
Дисковод для гибких дисков;
Жесткий диск;
CD-ROM дисковод.
Технология постоянной линейной скорости обозначается:
CLV;
CAV;
P-CAV.
2 вариант
I. Ответьте на вопросы:
В чем особенность Гарвардской архитектуры?
На чем основывается принцип открытости, принятой на вооружение в IBM PC?
Для чего используется шина адреса микропроцессором?
Опишите принцип передачи данных при синхронном способе.
Что может привести к выходу из строя накопитель на жестких магнитных дисках?
Перечислите основные характеристики оптических накопителей.
Назовите основные недостатки накопителей на гибких магнитных дисках.
Опишите принцип работы оптической головки.
II. Закончите предложение:
Второе отличие современных архитектур от машин фон-Неймана –______________________________________________________________
В накопителе на жестких магнитных дисках пластины вращаются со скоростью ______________________________________________________________
III. Определи истинность утверждений (истина – 1, ложь – 0)
Шина данных одноправлена.
Основной шиной, связывающей компьютер в единое целое, является S-шина, или системная шина.
Подсистема ввода/вывода обеспечивает связь МП с кэш-памятью.
Стробирование может осуществляться по фронту или по уровню.
В накопителях на оптических дисках имеется три двигателя.
При выключении головка жесткого магнитного диска отводится в зону парковки.
Емкость гибких магнитных дисков в десятки раз превосходит емкость жестких магнитных дисков.
Запись информации в оптических дисках может производиться только на одной стороне диска.
Запиши получившийся двоичный код ______________
IV. Ответь на вопросы теста:
В какой архитектуре ВС каждый процессор имеет собственную оперативную память?
Симметричная мультипроцессорная архитектура (SMP);
Асимметричная мультипроцессорная архитектура (АSMP);
Массивно-параллельная мультипроцессорная архитектура (MPP);
Гибридная мультипроцессорная архитектура (NUMA);
Кластерная мультипроцессорная архитектура.
Сигналы запросов на прерывания выполняются:
по шине данных;
по шине управления;
по шине адреса;
по всем шинам одновременно.
К какому классу относятся ВС, используемые в крупных вычислительных центрах?
SISD (ОКОД);
SIMD (ОКМД);
MISD (МКОД);
MIMD (МКМД).
Шпиндельный двигатель в дисководах служит для:
Вращения диска;
Перемещения головки чтения;
Загрузки компакт-диска;
Охлаждения системы привода.
Накопители на магнитной ленте называются:
плоттер;
джойстик;
стример.
Параметром, позволяющим адекватно оценивать производительность накопителя, является:
пиковая скорость передачи данных;
средняя скорость передачи данных;
минимальная скорость передачи данных;
максимальная скорость передачи данных.
Какой интерфейс не используется для накопителей на жестких и оптических дисках?
SATA;
IDE;
SCSI;
FDD.
D1 Вопросы к экзамену
Построение ЭВМ по принципу фон Неймана.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Общий вид числа.
Форматы чисел с фиксированной запятой.
Форматы чисел с плавающей запятой.
Арифметические операции над числами с фиксированной точкой.
Арифметические операции над числами с плавающей точкой.
Микропроцессоры с архитектурой CISC.
Взаимодействие внутренних компонентов ЭВМ. Конфликты устройств.
Система команд процессора.
Виды микропроцессоров. Основные характеристики микропроцессоров.
Базовая система ввода/вывода BIOS.
Основные виды регистров ЭВМ.
Основные команды процессора (цикл работы процессора).
Внешние запоминающие устройства ЭВМ.
Иерархическая структура памяти ЭВМ.
Блок питания ПК.
Внутримашинный системный интерфейс ЭВМ.
Постоянная память ЭВМ. Типы микросхем постоянной памяти.
Гарвардская архитектура построения ЭВМ.
Правила перевода чисел в различные недесятичные системы счисления.
Естественная и нормализованная формы представления чисел.
Принцип параллельной передачи информации.
Классификация вычислительных систем по М.Флинну. Класс вычислительных систем MIMD.
Принцип последовательной передачи информации.
Классификация вычислительных систем по М.Флинну. Класс вычислительных систем MISD.
Проблемы электропитания ПК. Защита оборудования ПК.
Классификация вычислительных систем по М.Флинну. Класс вычислительных систем SISD.
Прямой, обратный и дополнительный коды числа.
Классификация вычислительных систем по М.Флинну. Класс вычислительных систем SIMD.
Режимы работы процессора. Виртуальный режим.
Коммуникационные порты ЭВМ. Последовательная асинхронная передача данных.
Режимы работы процессора. Защищённый режим.
Комплектация вычислительных машин.
Режимы работы процессора. Реальный режим.
Локальные шины. Основные показатели и характеристики шин.
Системные ресурсы ПК. Линии запроса прерываний IRQ.
Микропроцессор. Принцип работы восьмиразрядного процессора.
Системная шина ЭВМ, виды шин.
Системные ресурсы ПК. Порты ввода вывода.
Микропроцессоры с архитектурой RISC.
Тактовый генератор ЭВМ.
Микропроцессоры с архитектурой MISC и WLIV.
Многопроцессорные вычислительные системы.
Принцип работы магнитной головки в накопителях на жестких магнитных дисках.
Набор микросхем системной логики (чипсет).
Технологии работы оптических накопителей: CLV, CAV.
Недесятичная арифметика. Действия над двоичными числами.
Многоядерные процессоры.
Однопроцессорные вычислительные системы.
Статическая и динамическая ячейки оперативной памяти.
Организация оперативной памяти ЭВМ.
Технологии работы оптических накопителей: CAV, P-CAV.
Применение триад и тетрад в двоичных кодах при переводе чисел.
Универсальные вычислительные системы.
Правила перевода чисел из недесятичных систем счисления в десятичную.
Устройства ввода. Принцип работы клавиатуры.
Фон Неймановская (принстонская) архитектура построения ЭВМ.
Типы современных модулей оперативной памяти.
Системные ресурсы ПК. Прямой доступ к памяти.
Функции и характеристики микропроцессоров.
Раздел 3 - Организационно-методическое обеспечение контроля учебных достижений
Критерии оценивания
Оценочные средства | Критерий для оценки «5» | Критерий для оценки «4» | Критерий для оценки «3» | Критерий для оценки «2» |
А1. Тесты | Процент правильных ответов составляет 86% и более | Процент правильных ответов составляет от 71% до 85% | Процент правильных ответов составляет от 55% до 70% | Процент правильных ответов составляет менее 55% |
А2. Вопросы для контроля на защите практических работ | Ответы на все вопросы изложены грамотным языком в логической последовательности, точное использование терминологии и определений | Ответы на все вопросы изложены в логической последовательности, однако допущено неточное использование терминологии и определений | Обучающийся не смог найти ответы на все вопросы, допустил неточную терминологии, не смог дать некоторых определений | Обучающийся не смог ответить ни на один вопрос, не имеет точных представлений о терминологии, определениях, понятиях |
В0. Задания для практических работ | Практическая работа считается выполненной и оценивается в 5 баллов, если выполнены 95%-100% условий и требований, сформулированных в ней. | Практическая работа считается выполненной и оценивается в 4 балла, если выполнены 70%-94% условий и требований, сформулированных в ней. | Практическая работа считается выполненной и оценивается в 3 балла, если выполнены 40%-70% условий и требований, сформулированных в ней. | Практическая работа считается выполненной и оценивается в 1-2 балла, если выполнены менее 40% условий и требований, сформулированных в ней. |
В1. Задания для проверочных работ | Проверочная работа считается выполненной и оценивается в 5 баллов, если выполнены 95%-100% условий и требований, сформулированных в ней. | Проверочная работа считается выполненной и оценивается в 4 балла, если выполнены 70%-94% условий и требований, сформулированных в ней. | Проверочная работа считается выполненной и оценивается в 3 балла, если выполнены 40%-70% условий и требований, сформулированных в ней. | Проверочная работа считается выполненной и оценивается в 1-2 балла, если выполнены менее 40% условий и требований, сформулированных в ней. |
С0. Творческие задания | выполнены 95%-100% условий и требований, сформулированных в ней | выполнены 70%-94% условий и требований, сформулированных в ней | выполнены 40%-70% условий и требований, сформулированных в ней | выполнены менее 40% условий и требований, сформулированных в ней |
С1. Реферат | Обучающийся полно раскрыл содержание темы, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию, показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами | Обучающийся раскрыл содержание темы, однако в изложении допустил небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа, допустил один-два недочета при освещении основного содержания ответа | Обучающийся неполно или непоследовательно раскрыл содержание темы, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала | Содержание темы не раскрыто, обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части темы реферата, допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии |
D0. Контрольная работа | Безошибочно письменно ответил на все вопросы, правильно закончил предложение, определил истинность утверждений и записал двоичный код ответа, в тесте дал правильные ответы на все вопросы | Безошибочно письменно ответил на 6 вопросов, правильно закончил предложение, определил истинность утверждений и записал двоичный код ответа, в тесте дал правильные ответы на 6 вопросов | Письменно правильно ответил на 5 вопросов, закончил предложение, допустив негрубую ошибку, определил истинность утверждений и записал двоичный код ответа, в тесте дал правильные ответы на 5 вопросов | Письменно правильно ответил менее, чем на 5 вопросов, закончил предложение, допустив грубую ошибку, не определил истинность утверждений и не записал двоичный код ответа, в тесте дал правильные ответы менее, чем на 5 вопросов |
D1. Экзамен | Обучающийся знает базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем, типы вычислительных систем и их архитектурные особенности, организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем, основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам; умеет получать информацию о параметрах компьютерной системы, подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы | Обучающийся знает базовые понятия построения архитектур вычислительных систем, типы вычислительных систем и их особенности, принцип работы основных логических блоков компьютерных систем, принципы управления; умеет получать информацию о параметрах компьютерной системы, подключать дополнительное оборудование | Обучающийся знает базовые понятия построения архитектур вычислительных систем, типы вычислительных систем и их особенности определяет неуверенно, принцип работы основных логических блоков компьютерных систем, принципы управления; умеет получать информацию о параметрах компьютерной системы и подключать оборудование только по наводящим подсказкам преподавателя | Обучающийся не знает базовых понятий построения архитектур вычислительных систем, не определяет типы вычислительных систем и их особенности, не разбирается в принципах работы основных логических блоков компьютерных систем, не знает принципы управления; не умеет получать информацию о параметрах компьютерной системы и подключать оборудование |
План самостоятельной работы студента
Календарные сроки | Задание |
1 неделя | Изучить материал 1 и 2 лекций. Выполнить тест, практическую работу № 1, творческое задание блока С |
2 неделя | Изучить материал 3 и 4 лекций. Выполнить практическую работу №2, творческое задание блока С |
3 неделя | Выполнить практическую работу № 3. Выполнить творческое задание блока С. |
4 неделя | Изучить материал 5 лекции. Выполнить тест. Выполнить творческое задание блока С. |
5 неделя | Изучить материал 6 и 7 лекций. Выполнить творческое задание блока С. |
6 неделя | Изучить материал 8 лекции. Выполнить практическую работу № 4. |
7 неделя | Изучить материал 9 лекции, выполнить практическую работу № 5. Выполнить тест. Выполнить творческое задание блока С. |
8 неделя | Выполнить практическую работу № 6. Подготовить реферат. |
9 неделя | Изучить материал 10 и 11 лекций. Выполнить тест. |
10 неделя | Выполнить практическую работу № 7. |
11 неделя | Изучить материал 12 и 13 лекций. Выполнить творческое задание блока С. |
12 неделя | Изучить материал 14 лекции. Подготовить реферат к защите |
13 неделя | Изучить материал 15 и 16 лекций. Защита рефератов. Выполнить практическую работу № 8 |
14 неделя | Изучить материал 17 лекции. Выполнить практическую работу №9. |
15 неделя | Изучить материал 18 лекции. Защита рефератов |
16 неделя | Изучить материал 19 лекции. Выполнить отчеты по лабораторным работам. Выполнить контрольную работу |
Приложение Г
(рекомендуемое)
Рекомендации к компонентному составу оценочных материалов
Формы контроля | Виды контроля | Состав оценочных материалов |
Для обучающегося | Для экзаменатора |
Промежуточная аттестация – итоговый контроль по дисциплине | Экзамен, дифференцированный зачет, зачет | Экзаменационные вопросы (вопросы к зачету) | Критерии оценивания |
Текущий контроль- контроль самостоятельной работы студентов | Тестирование | Бланк с тестовыми заданиями (в случае бланковой формы тестирования) и инструкция по заполнению Доступ к тесту в системе компьютерного тестирования и инструкции по работе в системе. | Банк тестовых заданий Инструкция по обработке результатов |
Письменные работы: контрольные работы, эссе, РГЗ, доклад, сообщение, реферат | Комплект контрольных заданий по вариантам (РГЗ, РПР, КР и т.п.) Темы для эссе, докладов, рефератов, сообщений | Эталонные варианты выполнения РГЗ, РПР, КР; Эталонные варианты эссе, докладов, рефератов, сообщений Критерии оценок |
Отчет о выполнении лабораторных работ | Инструкции по заполнению отчета Если необходимо, рекомендации, графы отчета, которые фиксируют различные аспекты лабораторного исследования | Оценочный лист с позициями для фиксирования параметров деятельности, описанной в отчете |
Дневник (например, дневник практики; дневник наблюдений) | Инструкции по заполнению дневника Если необходимо, рекомендации, графы дневника, которые фиксируют такие аспекты, как задачи, даты, предпринятые действия, контакты | Оценочный лист с позициями для фиксирования параметров деятельности, описанной в дневнике |
Проект Курсовая работа, курсовой проект | Описание требований к продукту, который будет произведен в результате реализации проекта Требования к презентации продукта | Лист наблюдения преподавателя за процессом выполнения проекта или оценки качества произведенного продукта Лист наблюдения за презентацией |
Отчет о НИР Научная публикация Заявка на грант | Форма отчета о НИР Список изданий, подходящих для публикации. Требования к статье. Форма заявки на грант, требования | Критерии, предъявляемые к данному виду работы |
Устное собеседование (коллоквиум, опрос, собеседование, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты) | Вопросы для собеседования Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов | Оценочный лист с позициями для фиксирования наблюдаемых параметров (ответов) во время собеседования |
Составление анкеты | Инструкция по заполнению анкеты Вопросы анкеты | Критерии оценки анкеты |
Инновационные формы учебных занятий | Кейс-стади (ситуационное обучение) | Описание ситуации в форме текста, видеоматериала, иллюстрации и т.д. Задание по анализу ситуации Оценочный лист с позициями для фиксирования решения | Критерии оценки анализа ситуации Лист наблюдения за деятельностью, если необходим |
Ролевые (деловые) игры | Описание роли Задание в игре | Сценарий игры Лист наблюдения за деятельностью |
Тренинг | Тематики тренинга | Сценарий тренинга Требования к результатам освоения тренинга |
Компьютерные симуляции | Оборудование для проведения симуляции Инструкции по использованию оборудования | Критерии успешного прохождения симулятора |