МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-КОЛЛЕГИУМ № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _______________________ Протокол №____ от_______________20___ г. Председатель МО _________/____________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «ЯСШК № 1» __________ _/_________/ ФИО ________________20__г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «ЯСШК № 1» ______________/Мажугина В.В./ Приказ от __________20__г. № _________ |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебному предмету
«История»
для 7 класса
разработчик:
Алфимов Вячеслав Эдуардович,
учитель истории и обществознания
2020 г
Паспорт фонда оценочных средств
по учебному предмету «История России. Всеобщая история»
№ п/п | Контролируемые разделы (темы)* | Наименование оценочного средства | Источник |
1 | Мир в Начале нового времени. ВГО. Возрождение. Реформация. | Тесты по темам: «Мир в Начале нового времени». «ВГО». «Возрождение». «Реформация». | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
2 | Первые революции Нового времени. Международные отношения. | Тест: «Первые революции Нового времени». «Международные отношения» | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
3 | Россия во времена Ивана IV Грозного | Практикум: «Россия во времена Ивана IV Грозного» | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
4 | Россия в XVI в. | Тест: «Россия в XVI в.» | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
5 | Россия при первых Романовых | Практикум: «Россия при первых Романовых» | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
6 | Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Тест: «Первые революции Нового времени». «Международные отношения в XVI-XVIII вв.» | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
7 | Смутное время. Россия при первых Романовых | Тест: «Смутное время». «Россия при первых Романовых» | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
8 | Итоговая контрольная работа. | Итоговый контрольная работа | История России. Контрольные работы. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. |
Контрольная работа оценивается
Критерии оценки знаний, учащихся по истории
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
• применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;
• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует общие представления об историческом процессе;
• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.
Тест по новой истории на тему: «Мир в начале нового времени»
Вариант -1
1.Какая страна была лидером по исследованию новых земель:
1).Англия, 2)Франция , 3) Португалия, 4) Италия
2.Кто из мореплавателей первым открыл морской путь в Индию:
1) Б. Диаш, 2) Ф. Магеллан, 3) Васко да Гама,4) А.Веспуччи
3.Какой город в Европе называли «воротами Европы»:
1) Лондон, 2) Париж, 3) Берлин , 4) Антверпен
4.Выбери из предложенного списка художников эпохи Возрождения:
1)Т.Мор,2)Ф.Рабле,3)Леонардо да Винчи,4)Сервантес, 5)А.Дюрер,6)Д.Веласкес
5.Какой из перечисленных ученых был знаменитым врачом:
1)Н.Коперник,2)Д.Брунно,3)Г.Галилей,4)У.Гарвей
6.В каком году началась Реформация в Европе:
1) 1517г., 2) 1520г.,3) 1525 г., 4) 1530 г.
7.Назовите год создания ордена иезуитов:
1)1530 г,,2)1540 г,3) 1550 г.,4) 1555 г.
8. С какой страной Англия боролась за морское первенство:
1) Францией,2) Испанией, 3) Голландией, 4)Данией
9.Какой французский король получил прозвище «славный и добрый»:
1)Карл Х, 2) Генрих II , 3) Генрих III , 4) Генрих IV
10.Ришелье был :
1) первым министром ,2) крупным адмиралом,3)банкиром,4) промышленником
11.Установите соответствие между деятелем культуры и областью в которой он творил
ДЕЯТЕЛЬ ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Э.РОТТЕРДАМСКИЙ А. ЖИВОПИСЬ
2.У. ШЕКСПИР Б. ЛИТЕРАТУРА
3. МИКЕЛАНДЖЕЛО В. ФИЛОСОФИЯ
4.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Г. СКУЛЬПТОРА
12.Какие четыре из перечисленных событий имели отношение к реформации:
1). 95 тезисов,2) Т.Мюнцер ,3) иезуитов,4)огораживание,5)гуманизм,6)индульгенция
13. Дайте определение понятиям :
Мануфактура
Аутодафе
Эдикт
14.Вставьте пропущенные слова в текст: « Дух (1)_________ преобразует и общество.
Увеличивается численность и богатство буржуазии. Значительная часть городского
населения работает по (2)______________ . Это наемные рабочие.
15. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о
зарождении капиталистического хозяйства?
Тест по новой истории на тему : « Мир в начале нового времени»
Вариант -2
1.Какая страна была лидером по исследованию новых стран :
1)1) Франция ,2) Англия), 3)Испания, 4) Италия
2.Кто из мореплавателей первым совершил кругосветное путешествие:
1). Х.Колумб, 2) Васко да Гама, 3) Ф.Магеллан , 4) Б.Диаш
3. Каждый купец в Европе почти ежедневно до полудня посещал :
1) церковь, 2) ратушу, 3) мануфактуру, 4) биржу
4.Выбери из предложенного списка лиц деятелей литературы эпохи Возрождения:
1) Т.Мор, 2) Ф.Рабле,3)А.Дюрер,4) Сервантес, 5)Д.Бруно,6)У.Шекспир
5.Какой из перечисленных ученых считал источником знаний разум человека:
1) Р.Декарт,2) Д.Локк, 3)Ф.Бэкон, 4)У.Гарвей
6. В каком году началась крестьянская война в Германии:
1) 1517 г., 2) 1520 г., 3) 1525 г, 4) 1535 г.
7. Назовите основателя ордена иезуитов :
1) Ж.Кальвин, 2) М.Лютер, 3) Т.Мюнцер, 4) И.Лойола
8. С какой страной Испания вела борьбу за морское владычество в ХVI веке:
1) Италия, 2) Франция, 3) Англия ,4) Германия
9. В каком году был во Франции был подписан Нантский эдикт :
1)1558 г., 2) 1568, 3) 1588 г, 4) 1598 г
10.Что из перечисленного имеет отношение к Ришелье :
1) был ярым противником реформ
2)поддержка гугенотов во Франции
3)поощрял развитие промышленности ,торговли ,судоходства
4) поощрял дуэли между дворянами
11.Установите соответствие именами ученых и их открытиями
УЧЕНЫЕ ОТКРЫТИЯ
1.И.Ньютон А.разработал учение о естественных правах человека
2.Г.Галилей Б. закон всемирного тяготения
3.У.Гарвей В.открыл спутники Юпитера
4. Д.Локк Г. представление о кровообращении
12.Какие три из перечисленных события имеют отношения к правлению английской
королевы Елизаветы I :
1) Англия добилась успехов в развитии торговли и мореплавании
2) провозгласила протестантскую церковь
3)обожала пиры и праздники
4)преследовала пуритан
5)была ласковой и доброй правительницей
6) не поддерживала корсаров (пиратов)
13. Дайте определения понятиям :
Биржа-
Гугенот-
Талья-
14.Вставьте пропущенные слова в тексте : «..Однако оставалось и старое(1)_______ ,
не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои (2)____________ и старый
хозяйственный уклад.
15.Почему именно в конце ХV -начале Х VI века стали возможны Великие
географические открытия?
Ключи к тестам
Вариант -1
1.3 2.3 3.4 4.3,5,6 5.4 6.1 7.2 8.2 9.4 10.1
11.ВБГА
12.1,2,3,6
13.:
Мануфактура-крупное предприятие, где существует разделение труда и ручной труд
Аутодафе-приведение в действие приговора инквизиции
Эдикт- особо важный указ короля
14. 1-предпринимательства
2-найму
15.Развитие внутренней торговли,создание международных торговых компаний,
бирж свидетельствуют о развитии рыночного хозяйства. Развитие мануфактур ,
использование наёмного труда.
Вариант -2
1.3 2.3 3.4 4.4,6 5.1 6.3 7.4 8.3 9.4 10.3
11.БВГА
12.1,2,4
13:
Биржа- место заключения сделок
Гугенот- сторонник протестантов
Талья –основной прямой налог во Франции
14. 1-дворянство
2-привилегии
15. К ХV веку население городов Европы сильно выросло. Быстро развиваются
ремесла, торговля, международная торговля. Изобретение новых типов кораблей-
каравеллы ,позволило совершать более далекие путешествия при минимуме
экипажа и большой вместимости корабля. Появление огнестрельного оружия
обезопасило эти путешествия. Больших успехов достигла картография ,карты стали
более точными ,а в навигации успешно применяются приборы: компасы и астролябия.
Торговля со странами Востока давала баснословные прибыли в 700-800 %.
Тест по теме: «Первые революции Нового времени». Международные отношения»
Вариант 1.
1. К причинам обострения международной ситуации в Европе в начале Нового времени не относится
1) раскол Европы по религиозному принципу
2) борьба за влияние в колониях
3) противостояние Англии и Франции в Индокитае
4) борьба за лидерство среди европейских стран
2. Первая общеевропейская война происходила в
1) 1494-1559 гг.
2) 1583-1634 гг.
3) 1618-1648 гг.
4) 1740-1748 гг.
3. Какое из перечисленных государств не участвовало в Тридцатилетней войне?
1) Франция
2) Германия
3) Италия
4) Османская империя
4. Какое событие из перечисленных не произошло в результате Тридцатилетней войны?
1) распалась Священная Римская империя
2) католики в Европе были уравнены в правах с гугенотами
3) сформирована единая Германия
4) основные торговые пути Германии оказались у шведов
5. Война за австрийское наследство происходила в
1) 1583-1634 гг.
2) 1740-1748 гг.
3) 1700-1721 гг.
4) 1768-1774 гг.
6. Обострение Восточного вопроса связано с
1) укреплением позиций Италии в Средиземноморье
2) падением могущества Османской империи
3) превращением Англии во владычицу морей
4) расширением территории Османской империи на Апеннинском полуострове
7. Установите соответствие между войнами и их датами.
Войны
А) Итальянская война
Б) Семилетняя война
В) Северная война
Г) Тридцатилетняя война
Даты
1) 1494-1559 гг.
2) 1756-1763 гг.
3) 1700-1721 гг.
4) 1618-1648 гг.
8. «Какая радость! Пиренеев больше нет, отныне мы едины» -эти слова были сказаны
1) в начале войны за испанское наследство
2) в начале войны за австрийское наследство
3) после разгрома «Священной лиги»
4) после Семилетней войны
Вариант 2.
1. К причинам Итальянской войны (1491-1559 гг.) НЕ относится
1) соперничество между Францией и Испанией за влияние на Италию
2) религиозный раскол Европы
3) усиление позиций Папы Римского в Европе
4) борьба за лидерство в Европе между Голландией и Англией
2. Война за испанское наследство в Европе происходила в
1) 1701-1714 гг.
2) 1740-1748 гг.
3) 1589-1634 гг.
4) 1768-1774 гг.
3. Вестфальский мир не предполагал
1) признание независимости Голландии от Испании
2) получение Францией Эльзаса
3) получение Швецией права контроля над Гибралтаром
4) признание прав германских князей на собственные армии и союзы
4. В войне за испанское наследство (1701-1714 гг.) не участвовала
1) Франция
2) Испания
3) Англия
4) Дания
5. В Семилетней войне (1756-1763 гг.) не участвовала
1) Россия
2) Швеция
3) Франция
4) Испания
6. Итогом битвы при Лепанто (1571 г.) был(а)
1) разгром турецких эскадр
2) полный разгром Османской империи
3) ликвидация Священной лиги
4) захват Кипра итальянцами
7. Установите соответствие между войной и датами ее проведения.
Войны
А) Тридцатилетняя война
Б) война за австрийское наследство
В) война за испанское наследство
Г) война между Венецией и Османской империей
Даты
1) 1618-1648 гг.
2) 1701-1714 гг.
3) 1740-1748 гг.
4) 1566-1673 гг.
8. «Вы нам отрезали бороду у Лепанто, мы вам — руку в Тунисе; борода отрастет, рука — никогда». Эти слова были сказаны по поводу
1) захвата турками Туниса
2) Вестфальского мира
3) Утрехтского мира
4) создания Священной лиги
Ключи к тексту:
Вариант 1.
1-3 2-3 3-4 4-3 5-2 6-2 7-1234 8-1
Вариант 2.
1-3 2-1 3-3 4-4 5-4 6-1 7-1324 8-1
Тест по теме: «Россия во времена Ивана IV Грозного»
Вариант 1
1.Какое государство до 13 века оказывало очень сильное влияние на культуру русских земель?
1) Польша 2) Османская империя 3) Византия
2.Кто из бывших сподвижников Грозного смог "избежать" гнева царя?
1) Курбский 2) Сильвестр 3) Адашев
3.Такие атрибуты носили представители корпуса личной гвардии Ивана IV.
1) Метла 2) Соболиная шуба 3) Черная одежда 4) Собачья голова 5) Лопата
4.По описаниям современников, библиотека этого русского царя была одной из лучших в Европе.
1) Иван Калита 2) Василий Темный 3) Иван Грозный 4) Иван Красный
5.Назовите имя человека, с которым связывают присоединение Сибири к России.
Запишите ответ______________
6.Возле какого населенного пункта была одержана решающая победа над крымскими татарами?
1) Полтава 2) Ржев 3) Молоди
7.Какие из перечисленных стран в разное время противостояли России в войне за выход к Балтике?
1) Швеция 2) ВКЛ 3) Англия 4) Польша 5) Франция
8.Определите итоги противостояния с татарами в ходе их второго Крымского похода на Россию.
1) Русское государство сохранило свою независимость 2) Русское государство утратило Казань и Астрахань 3) Была подорвана мощь Крымского ханства 4) Турция отказалась от планов вернуть Поволжье 5) Крымское ханство было включено в Россию
9.Восстановите хронологию событий.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Плюсское перемирие
__ Вступление в войну против России Польши
__ Взятие русскими войсками Полоцка
__ Ям-Запольское перемирие
10.Такое название носила первая русская печатная книга.
Запишите ответ:_____________________
Вариант 2
1.Такое название носила первая русская печатная книга.
Запишите ответ:________________
2.Согласно официальной доктрине самодержавия, от этого византийского императора русским князьями были получены царские регалии. Написать только имя.
Запишите ответ:___________________
3.Соотнесите событие и дату.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) 1563 2) 1571 3) 1553 4) 1572
__ Первый Крымский поход на русские земли
__ Серьезная болезнь Ивана Грозного
__ Второй Крымский поход на русские земли
__ Присвоение Афанасию титула митрополита
4.Какой московский храм был выстроен в честь победы над Казанским ханством?
1) Смоленский храм Новодевичьего монастыря 2) Храм Василия Блаженного 3) Успенский собор
5.На всю Россию известны были купцы Строгановы. Каким был их основной промысел?
1) Добыча соли 2) Выращивание хлеба 3) Рыбная ловля
6.Какое название носил новый вид храмов, распространившийся к 16 веку в русских землях?
1) Крестово-купольные 2) Барочные 3) Шатровые 4) "Византийские"
7.Укажите, в каком порядке происходили события.
__ Расправа с Владимиром Старицким
__ Отъезд Ивана Грозного в Александровскую слободу
__ Завершение "Новгородского погрома"
__ Серьезная болезнь Ивана Грозного после похода в Казань
8.Какие события повлияли на становление национальной русской культуры?
1) Аграрная революция 2) Централизация 3) Победа над врагами 4) Введение в обиход латинского алфавита 5) Возросший международный авторитет России
9.Какими были итоги побед России на Востоке?
1) Укрепилось международное положение страны 2) В состав России вошел Крым 3) В состав России вошло Поволжье 4) Русское государство оказалось ослабленным и вскоре все потеряло 5)Прекратились набеги на русские земли
10.Какими были основные направления внешней политики Ивана Грозного?
1) Западное 2) Срединное 3) Южное 4) Северное 5) Восточное
Тест по теме «Россия в 16 веке»
1. Найдите лишнее.
Из перечисленных реформ Елены Глинской были проведены следующие:
А) изъятие уголовных дел из ведения наместников Б) денежная реформа
В) создание полков нового строя
2. Регентство Елены Глинской начинается с:
А) 1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г.
3. Избранная рада – это:
А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ Б) сословно-представительный орган власти
В) орган местной власти Г) орган для подготовки конституции в России
4. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:
А) Б.Ф. Годунов Б) М.И. Воротынский В) А.Ф. Адашев
5. В каком году был принят «Стоглав»:
А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556
7. Продолжите логический ряд.
Посольский приказ, Разбойный приказ,_____________________________
8. Найдите лишнее:
«Уложение о службе» определяло порядок прохождения службы:
А) купечества Б) землевладельцев В) духовенства
9. Эта крепость была построена в 1551 году в ходе подготовки решающего похода
а) Дерпт б) Казань в) Свияжск г) Тобольск
10. Назовите первую столицу русской Сибири
А) Уфа б) Тюмень в) Чебоксары г) Тобольск
11. Он был зачинателем покорения Сибирского ханства
а) Кучум б) Эдигар в) Ермак г) Иван Пересветов
12. Ивану IV не удалось присоединить к России
а) Астраханское ханство б) Крымское ханство в) Казанское ханство
13. Кто утонул в Иртыше из-за царского подарка?
а) Хан Кучум б) Знатный князь Курбский в) Ермак Тимофеевич
13. Любимая потеха царя
а) Медвежья травля б) Соколиная охота в) Опричнина
14. Соотнесите термин с определением
1. Местничество 4. Кормление
2. Опричнина 5. Земский собор
3. Судебник 6. Зодчество
А. порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю.
Б. территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).
В. политика Ивана IV, которая имела целью установление неограниченной власти царя. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.
Г. сословно-представительный орган (собрание представителей разных слоёв населения).
Д. сборник законов (Кодекс).
Е. искусство строить и украшать здания.
15. Главной целью опричнины было
а) разделить страну на земщину и опричнину б) утвердить полновластие главы государства
в) положить конец боярским изменам и мятежам
г) террором и репрессиями укрепить Российское государство
16. Опричнина охватила период
а) с 1547 по 1582гг. б) с 1565 по 1572 гг в) с 1558 по 1583 гг. г) с 1564 по 1584 гг
17. В каком году были введены заповедные лета?
а) 1550г. б) 1581 г. в) 1582г. г) 1584г.
18. Первыми книгопечатниками на Руси были
а) Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец б) Феофан Грек и Дионисий
в) А.Адашев и А. Курбский г) Макарий и Ф.Колычев
19 Главная причина поражения России в Ливонской войне:
а) неподготовленность страны к большой войне
б) измена среди окружения Ивана IV
в) военные действия на юго-восточных границах Русского государства
г) непродуманность военной реформы
20.Вставьте вместо пропусков.
… должен был «грызть» царскихизменников и « выметать» из государства измену. В знак своего предназначения он прикреплял у седла лошади … и … .
21. По какому принципу образован ряд? А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр
22. какие новые налоги ввел Иван 4
23 кто взошел на престол после смерти Ивана 4? Особенности его правления
24. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии идет речь:
«В лето 1547 года. Когда же вошел князь великий Иван Васильевич всея Руси в Соборную церковь, митрополит со всем Священным собором начал молебен…после молитвы велел митрополит принести с налоя бармы, и знаменовал митрополит великого князя Ивана Васильевича крестом и возложил на него бармы и шапку. И сел царь на своем стуле, а митрополит на своем….И взошел на амвон архидьякон и проговорил внегласно многолетие царю Ивану Васильевичу Русскому .И по многолетии митрополит Макарий здравствовал великого князя……И поклонился царю митрополит»
26. Прочитайте отрывок из работы историка Зимина А.А. и назовите войну, о которой идет речь: «…война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины -как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести войну с сильным противником и на западе, и на востоке. И все же эта война была событием мирового значения»
Тест по теме: «Россия при первых Романовых»
1.Расположи по хронологической последовательности:
А) Федор Алексеевич Г) Иван Алексеевич
Б) Михаил Федорович Д) Петр Алексеевич
В) Алексей Михайлович
2. Кем был Патриарх Филарет Михаилу Федоровичу:
А) дедом
Б) отцом
В) братом
Г) личным Патриархом
3. При взятии Азова столкнулись интересы:
А) Турции
Б) Кавказа
В) Польши
Г) Украины
4. Кем был прозван Алексей Михайлович в истории:
А) Грозным
Б) Великим
В) Тишайшим
Г) Кровавым
5. Причина «Соляного бунта»
А) голод
Б) повышение цен на соль
В) неурожай
Г) религиозная причина
6. При правлении, какого царя было принято Соборное Уложение
А) Федор Алексеевич Г) Иван Алексеевич
Б) Михаил Федорович Д) Петр Алексеевич
В) Алексей Михайлович
7. Основу вооруженных сил России 17 века составляли:
А) дворяне
Б) бояре
В) крестьяне
Г) холопы
8. Восстание казаков под предводительством Богдана Хмельницкого началась на:
А) Белоруссии
Б) Украине
В) Польше
Г) Переяславле
9. Русская православная церковь в 17 веке раскололась на:
А) православных и не православных
Б) иосифлян и нестяжателей
В) старообрядцев и новообрядцев
10. «Медный бунт» произошел в:
А) 1648г.
Б) 1653г.
В) 1662г.
Г) 1682г.
11. В каком году был основан Якутский острог:
А) 1611г.
Б) 1632г.
В) 1642г.
Г) 1658г.
12. Что было написано в «Часослове»:
А) Путешествие
Б) Биография
В) История рода
Г) По часовая молитва
13. Что в 1687г. Было открыто братьями Лихудами:
А) 1 ВУЗ
Б) 1 школа
В) 1 вечерняя школа
Г) 1 гимназия
14. В виде чего было написано стихотворение С.Полоцкого:
А) Звезды
Б) Солнца
В) Луны
Г) Круга
15. первое представление при первом русском театре Алексея Михайловича это:
А) трагедия
Б) комедия
Б) Украине
В) Польше
Г) Переяславле
9. Русская православная церковь в 17 веке раскололась на:
А) православных и не православных
Б) иосифлян и нестяжателей
В) старообрядцев и новообрядцев
10. «Медный бунт» произошел в:
А) 1648г.
Б) 1653г.
В) 1662г.
Г) 1682г.
11. В каком году был основан Якутский острог:
А) 1611г.
Б) 1632г.
В) 1642г.
Г) 1658г.
12. Что было написано в «Часослове»:
А) Путешествие
Б) Биография
В) История рода
Г) Почасовая молитва
13. Что в 1687г. Было открыто братьями Лихудами:
А) 1 ВУЗ
Б) 1 школа
В) 1 вечерняя школа
Г) 1 гимназия
14. В виде чего было написано стихотворение С.Полоцкого:
А) Звезды
Б) Солнца
В) Луны
Г) Круга
15. первое представление при 1русском театре Алексея Михайловича это:
А) трагедия
Б) комедия
Ответы теста: Россия при первых Романовых
№ | Ответ: |
1 | Б, В, А, Г, Д |
2 | Б |
3 | А |
4 | В |
5 | Б |
6 | В |
7 | А |
8 | Б |
9 | В |
10 | В |
11 | Б |
12 | Г |
13 | А |
14 | А |
15 | Б |
Тест по теме: «Смутное время». «Россия при первых Романовых» Вариант1.
1. Отметьте годы правления Михаила Романова.
1) 1598-1605 гг.
2) 1605-1606 гг.
3) 1606-1610 гг.
4) 1613-1645 гг.
2. Отец Михаила Романова, фактически соправитель сына после своего возвращения из польского плена, был
1) патриархом
2) председателем Государственной думы
3) главой Земского собора
4) главой Посольского приказа
3. Какое прозвание было у царя Алексея Михайловича?
1) Благословенный
2) Смиренный
3) Великий
4) Тишайший
4. Постепенное прекращение созыва сословно-представительных органов власти, а именно _______________ означало усиление власти государя и укрепление самодержавия.
5. Установите соответствие между определениями и терминами.
Определения
А) органы отраслевого управления в XV-XVII вв.
Б) глава Русской православной церкви
В) совещательный орган власти при царе
Г) глава военного и гражданского управления в городе
Термины
1) Боярская дума
2) воевода
3) приказы
4) патриарх
6. Какой орган государственного управления занимался в XVII в. вопросами распределения дворян и бояр на царскую службу?
1) Челобитный приказ
2) Избранная рада
3) Разрядный приказ
4) министерство государственных имуществ
7. Как назывался орган государственного управления, созданный при Алексее Михайловиче для контроля за деятельностью всех государственных учреждений?
1) Правительствующий сенат
2) Государственный совет
3) Приказ тайных дел
4) Приказ особых совещаний
8. Новой военно-административной единицей, объединявшей несколько уездов в XVII в., стали
1) разряды
2) губернии
3) области
4) края
9. Новшеством в формировании армии XVII в. стало появление особых отрядов, которые называли
1) иностранными отрядами
2) иностранными полками
3) полками нового строя
4) личной кавалерией государя
10. В каком году было принято Соборное уложение, свод законов Российского государства?
1) 1631 г.
2) 1649 г.
3) 1667 г.
4) 1682 г.
11. Какое новшество вводило Соборное уложение в отношении помещичьих крестьян?
1) отмену урочных лет
2) определение срока розыска беглых крестьян
3) право крестьян жаловаться на хозяев в случае их произвола
4) определение размера барщины и оброка
12. Нарушение прав какой категории населения было зафиксировано в понятии «государственное преступление», введённом в Соборном уложении?
1) жителей города
2) государственных служащих
3) военных всех разрядов
4) государя и церковных служащих
2 вариант
1. Отметьте годы правления царя Алексея Михайловича.
1) 1610-1613 гг.
2) 1613-1645 гг.
3) 1645-1676 гг.
4) 1676-1682 гг.
2. Кто был фактическим соправителем первого представителя династии Романовых, Михаила Фёдоровича Романова?
1) патриарх Никон
2) патриарх Филарет
3) польский король Сигизмунд III
4) Василий Иванович Шуйский
3. Вторую жену Алексея Михайловича, мать будущего императора Петра Великого, звали
1) Анастасия Романовна
2) Мария Милославская
3) Наталья Нарышкина
4) Софья Романова
4. Как назывался сословно-представительный орган власти, впервые созванный в правление Ивана IV и ставший опорой власти первых Романовых?
5. Установите соответствие между определениями и терминами.
Определения
А) глава городского самоуправления
Б) совещательный орган власти при царе
В) отраслевые органы управления
Г) глава военного и гражданского управления в городе
Термины
1) Боярская дума
2) воевода
3) посадник
4) приказы
6. Какой орган государственной власти в XVII в. занимался вопросами внешней политики государства?
1) министерство иностранных дел
2) военное ведомство
3) Посольский приказ
4) Челобитная изба
7. Назовите государя, при котором был создан особый Приказ тайных дел, ведавший хозяйством царской семьи и контролировавший деятельность всех государственных учреждений страны.
1) Михаил Фёдорович
2) Алексей Михайлович
3) Фёдор Алексеевич
4) Пётр Алексеевич
8. Главными административными единицами в XVII в., численность которых была выше 250, были
1) губернии
2) уезды
3) края
4) округа
9. Какой новый вид вооружённых сил появился в российской армии в XVII в.?
1) рекруты
2) полки нового строя
3) полки иностранной кавалерии
4) личная гвардия Алексея Михайловича
10. Какой орган власти принял свод законов Российского государства, изданный в 1649 г., — Соборное уложение?
1) Боярская дума
2) канцелярия государя
3) Земский собор
4) Совет всея Земли
11. Какое новшество вводило Соборное уложение в отношении крепостных крестьян?
1) строго определённый размер оброка
2) количество дней, которые крестьянин должен был отработать на барщине
3) бессрочный розыск беглых крестьян
4) освобождение от всех повинностей в случае государственной награды
12. Какое новое юридическое понятие было введено в Соборном уложении?
1) государственное преступление
2) самодержавие
3) урочные лета
4) заповедные лет
Ответы на тест по истории Россия при первых Романовых
1 вариант
1-4 2-1 3-4 4. Земских соборов 5-3412 6-3 7-3 8-1 9-3 10-2 11-1 12-4
2 вариант
1-3 2-2 3-3 4. Земский собор 5-3142 6-3 7-2 8-2 9-2 10-3 11-3 12-1
Итоговая контрольная работа по истории России. 7 класс
Первый вариант
Выберите 1 правильный ответ.
1. Указ об «урочных летах» 1597г.:
а) запрещал свободный переход крестьян от одно-
го хозяина к другому
б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых
крестьян
в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
г) установил бессрочный розыск беглых крестьян
2. Началом конца Смутного времени можно считать:
а) освобождение Москвы от интервентов
б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова
в) возращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове
г) вступление на престол Алексея Михайловича
3. Главное направление внешней политики России
на протяжении всего XVII в.:
а) борьба за выход в Балтийское море
б) получение выхода в Черное море
в) отношения с Речью Посполитой
г) отношения с Турцией
4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин
а) о выходе Дании из войны со Швеции
б) о снятии осады польскими войсками Риги
в) о поражении русских войск под Нарвой
г) о Прутском походе
5. Высший церковный орган при Петре I:
а) Монастырский приказ
б) Главный магистрат
в) Правительствующий сенат
г) Синод
6. Россия стала империей после:
а) Азовского похода
б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
в) Прутского похода
г) Северной войны
7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725—1762
а) способствовало укреплению самодержавия
б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов
в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
г) привело к конфликтам и потрясениям
8. Все привилегии, данные дворянству после смерти
Петра I, были подтверждены в правление:
а) Елизаветы Петровны в) Екатерины II
б) Петра III г) Павла 1
9. Усиление власти и произвола помещиков над
крестьянами в период царствования Екатерины II
привели к:
а) Медному бунту
б) восстанию под предводительством К. А. Булавина
в) восстанию под предводительством С. Разина
г) крестьянской войне под предводительством
Е. И. Пугачева
Выберите правильные ответы.
10. Из перечисленных мероприятий относятся к царствованию ЕкатериныII:
а) секуляризация церковных земель
б) отмена указа о единонаследии
в) восстановление полномочий Правительствующего сената
г) «Жалованная грамота дворянству»
д) губернская реформа
е) «Манифест о вольности дворянства»
ж) «Жалованная грамота городам»
з) образование Канцелярии тайных розыскных дел
и) введение свободы предпринимательства
к) созыв Уложенной комиссии
11. Установите правильное соответствие:
1632—1634 гг. а) русско-турецкая война
1700—1721 гг. б) участие России в войне за
«польское наследство»
1733—1735 гг в) Смоленская война
1768—1774 гг. г) Северная война
12. Установите правильное соответствие:
1)Б. Годунов а) Крымские походы
2)Алексей Михайлович б) Прутский поход
3) В. Голицын в) Азовские походы
4) Петр I г) Учреждение патриаршества
д) воссоединение Украины с Россией
е) Соборное уложение
13. Установите правильное соответствие:
Симон Ушаков а) архитектор
А. Ф. Зубов б) поэт
А. П. Сумароков в) иконописец
Г. Р. Державин г) портретист
Ф. С. Рокотов д) мастер гравюры
М. Ф. Казаков е) автор трагедий и комедий
14. В каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра Первого:
1) Петр Третий ,
2) Анна Иоанновна ,
3) Петр Второй,
4) Елизавета Петровна
5) Екатерина I
Второй вариант
Выберите 1 правильный ответ.
1. В период Смутного времени в Россию вторглись
войска:
а) Османской империи, Крымского ханства
б) Пруссии и Дании
в) Польши и Швеции
г) Саксонии и Пруссии
2. Соборное уложение утвердило:
а) полное право феодала на землю и зависимых
крестьян
б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и
на каторгу
в) 15-летний сыск беглых крестьян
г) прикрепление к земле государственных крестьян
3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:
а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем
б) церковной реформы середины XVII в.
в) упразднения патриаршества
г) секуляризации церковных земель
4. Главной отличительной чертой развития культуры XVII в. стало:
а) активное проникновение и насаждение западноевропейских образцов
б) возрождение и дальнейшее развитие каменного
зодчества
в) значительное расширение системы образования
г) начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви
5. При Петре I армия формировалась на основе:
а) всеобщей воинской повинности
б) сбора дворянского ополчения
в) рекрутской повинности
г) наемного войска
6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:
а) ликвидации местничества
б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе
в) определении правил поведения чиновников
г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения
7. Основное значение победы русской армии под
Полтавой:
а) изгнание шведов с территории России
б) восстановление Северного союза
в) присоединение к Северному союзу Пруссии
г) перелом в войне в пользу России
8. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол:
а) Екатерины I
б) Анны Иоанновны
в) Елизаветы Петровны
г) Екатерины II
9. К политике « просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:
а) созыв Уложенной комиссии
б) генеральное межевание земли
в) губернская реформа
г) указ о единонаследии
Выберите правильные ответы:
10. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж) установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего Синода
Установите правильное соответствие.
11. 1. 1654 – 1667г.г. а) участие России в Семилетней войне
1741—1743 гг. б) русско-турецкая война
1757—1762 гг. в) русско-польская война
1787—1781 гг. г) русско-шведская война
12.Установите правильное соответствие.
1) Алексей Михайлович а)Манифест о вольности дворянства»
2) Петр I б) раскол Русской православной церкви
3) Петр III в) Смоленская война
4) Екатерина II г) Гангутское сражение
д) присоединение к России Крыма
е) Великое посольство в Европу.
13.Установите соответствие между деятелем культуры и сферой его творчества.
Ф.С.Рокотов а) композитор
Д. Трезини б) скульптор
Н. М. Карамзин в) портретист
Д. И. Фонвизин г) историк, писатель
Э. М. Фальконе д) драматург, автор комедий
Д. С. Бортнянский е) архитектор
14. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра Первого:
1) Азовские походы,
2) «Великое посольство»
3) регентство царевны Софьи
4) заключение Северного союза
5) провозглашение России империей
Ответы 1 варианта:
1-б 2-а 3-в 4-в 5-г 6-г 7-б 8-в 9-г 10-а, г,д.ж,и.к 11- 1-в 2-г 3-б 4-а
12- 1-г 2-д.е 3-а 4-б.в 13-1-в 2-д 3-е 4-б 5-г 6-а 14-5.3,2,4.1
Ответы 2 варианта:
1-в
2-а
3-б
4-а
5-в
6-г
7-г
8-б
9-а
10-б,г,е,ж,к
11-1-в
2-г
3-а
4-б
12-1-б
2-г.е
3-а
4-д
13-1-в
2-е
3-г
4-д
5-б
6-а
14-3,1,2,4,5