СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по русскому языку уровня основного общего образования (5, 8,9,10 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом документе представлены материалы для проведения контрольных и творческих работ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по русскому языку уровня основного общего образования (5, 8,9,10 классы)»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.п. КАЛАУС»

НАДТЕРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧР




Фонд оценочных средств

по русскому языку


уровня основного общего образования

(5, 8,9,10 классы)






Составитель:

учитель русского языка и литературы

Тарамова Зарета Адамовна.





Пояснительная записка

Данные контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены для оценивания учебных достижений учащихся 5,8,9,10 классов по русскому языку. Оценивание производится по пятибальной шкале

Начисление баллов при выполнении заданий производится за верно выполненную существенную операцию. Не следует снижать баллы за недостаточно аккуратно выполненные записи.

К КИМам прилагаются таблицы, содержащие основные показатели для оценочных суждений за письменную работу по русскому языку. В конце каждой работ приведена таблица с критериями оценивания, позволяющие учителю облегчить оценивании каждой работы учащихся.





Контрольные работы.

5 класс.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме

«Повторение изученного в начальной школе. Части речи».

Еж.

Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.

Через высокие кочки, через лесные открытые поляны идёт еж. В ясные осенние дни готовит хлопотливый ёж теплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору под старым пнём душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Готовит зимнюю постель.

Скоро придет зима. Накроет его нору снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под теплым пушистым одеялом, хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж. И будет видеть он лесные сны. (82 слова.)

(По И. Соколову – Микитову.)

Грамматическое задание:

1. Разберите слова по составу: хлопотливый, душистые, листочки, весеннего, солнышка, проспит.

2. В выделенных предложениях указать известные части речи.

3. В абзацах 1 – 2 обозначить орфограммы в корне (гласные и согласные).


Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

Грамматическое задание:

1. Разберите слова по составу: налетел, сплошной, полосой.

2. Выполните синтаксический разбор предложения (характеристика и схема предложения): Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

3. Постройте схему предложения с прямой речью:

«Дождь пойдет», - проговорила Нина.


Контрольная работа №3по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Данная контрольная работа представляет из себя диктант и тематический тест, который содержат 6 вопросов и заданий, разделённых на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А — базовый (4 вопроса). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный. Уровень В — более сложный (1 вопрос). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ. На выполнение тематического теста отводится 7–15 минут.

Диктант.

Вертолёт.

Послышалось стрекотание, и в небе появилась гигантская стрекоза. Над её большой головой и тонким хвостом мелькали прозрачные крылья. Вот стрекоза снизилась, и голова оказалась кабиной, а прозрачные крылья большим винтом.

Большой воздушный винт не только поднимает машину, но и поддерживает её. Вертолёт нужен везде. Он доставит грузы и людей в тайге или в горах. Срочно привезёт врача к больному. Он верный помощник геологов, рыбаков, полярников.(65 слов)


Тест.

Вариант 1.

А1.  В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) щАвель

2) цемЕнт

3) прИнять

4) фАрфор

А2.  В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) дочь

2) зверь

3) пролог

4) наряд

А3.  В каком слове не произносится гласный [а]?

1) приятный

2) часы

3) выявить

4) щадить

А4.  В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Любимыми его игрушками были пистолеты, барабаны, знамена, сабли. 2) Так появились первые потешные солдаты. 3) С детских лет обнаружилась в Петре тяга к военным играм. 4) Вероятно, тогда возникла у него мысль создать из сверстников настоящее ребячье воинство, снарядив его настоящим оружием, и играть в настоящие военные игры.

1) 1, 3, 2, 4

2) 4, 3, 2, 1

3) 3, 1, 4, 2

4) 3, 4, 1, 2

В1.  Из данных предложений (задание А4) выпишите слово (слова) с непроизносимым согласным.

С1.  Напишите о своих любимых игрушках. (Ответ должен быть полным.)

Вариант 2.

А1.  В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) пАртер

2) шОфер

3) звонИт

4) тортЫ

А2.  В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) град

2) проба

3) клей

4) сбой

А3.  В каком слове не произносится гласный [а]?

1) обычай

2) явный

3) выяснить

4) впечатление

А4.  В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Обучали солдат иноземцы, занимавшие офицерские должности. 2) В потешных войсках Петра все было как в настоящей армии. 3) Он записался сначала барабанщиком, а потом рядовым солдатом в роту. 4) Царь же не имел никаких преимуществ перед другими.

1) 2, 1, 4, 3

2) 1, 3, 2, 4

3) 2, 4, 3, 1

4) 3, 4, 1, 2

В1.  Среди данных предложений (задание А4) выпишите слово, в середине которого происходит оглушение согласного.

С1.  Напишите о том, в какие игры вы любите играть. (Ответ должен быть полным).



Ответы на задания теста.

Вариант 1

Ответ

Вариант 2

Ответ

А1

2

А1

3

А2

2

А2

4

А3

2

А3

4

А4

3

А4

1

В1

сверстников

В1

занимавшие



Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием

по теме «Глагол».

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голос птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой. (94 слова)

Грамматическое задание:

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи.

2. Выполните морфологический разбор глаголов: опускается (1 вариант), разливаются (2 вариант).

3. Выпишите из текста глаголы несовершенного вида.


Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием

по теме «Повторение изученного в 5 классе».

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадёт в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт известный подберёзовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылез вдруг на дороге или тропинке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (96 слов)

Грамматическое задание:

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Летнее утро легко поднимает с постели.

2. Выполните морфологический разбор глагола – поднимает и прилагательного – летнее.

3. Сделайте фонетический разбор слова – яркий.

4. Выполните морфемный разбор слов: подосиновик, расстилается, берёзка.



8 класс.

Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием

Осенние краски.
Начало осени без особых примет. Вроде бы те же несколько хмурые дни и краски всюду прежние. Но вглядитесь в зелёные дали. Горизонт будто отодвинут, кругом просторней, светлей стало. «Осень яснее лета», — тонко подмечено в народном календаре. Воздух прозрачней и чище, не носится теперь в нём цветочная пыльца. Вот и весь секрет первых хрустальных дней осени.

А потом эти багровые и лиловые тона! И что интересно, вначале они проявляются на самом нижнем этаже леса. Взять, к примеру, листья костяники. Летом были зелёные-зелёные, а сейчас зарделись, словно налились густым румянцем. Даже спорыш раскраснелся, стелется на опушках живописным полотном, а на ощупь жёсткий, грубый. Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших папоротников, громоздятся кучками. Только срезать успевай! Летние виды грибов сходят. Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые. Осенний гриб крепок и не червив. (140 слов.)             

(По А. Стрижеву.)

Грамматическое задание
1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения: 
Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших папоротников, громоздятся кучками. (1вариант).

Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: подмечено (1 вариант), пожелтевших (2 вариант).

 



Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

Конец сентября

         Конец сентября. С этой поры сады тускнеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен. Солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.

(122 слова) (По И. Бунину)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть сказуемые в последнем абзаце, указать, чем они выражены.

2. Выписать простое предложение, осложнённое причастным оборотом, графически объяснить расстановку знаков препинания.

3. Вычертить схемы к предложениям: Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. (1вариант)

Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (2 вариант)

4. Сделать синтаксический разбор простого предложения: Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. (1 вариант)

Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. (2 вариант)

5. Орфографический разбор текста.


Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием

Вещие птицы.

Входите тише. Картины в галерее как вещие птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон начинается с первого посетителя.

Беседа художника со зрителем - заключительный акт творчества. Художник оставляет нам мечту своей жизни. Примите её, как доброго гостя.

Вот она, эта знаменитость! Пройдёшь и не заметишь! В 1871 году в Петербурге на Передвижной выставке появилась необыкновенная картина «Грачи прилетели», незаметная, маленькая, которую унесёт под мышкой третьеклассник. Она обворожила всех, и все о ней заговорили. А ничего особенного: кривые берёзки, церковка, осевший снег, да ещё птички-кавычки под берёзками. И невесёлая за ними, за церковкой и берёзами, захолустная даль.

Это маленькое полотно - сокровище Третьяковской галереи.

Стоишь перед картиной, как оловянный солдатик, и отчего-то вдруг сожмётся сердце. Прошлое глядит на тебя остановившимися глазами. Подойди поближе. Картина любит беседу наедине. С глазу на глаз она отдаёт своё сердце. (134 слова)

Грамматические задания.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант: Беседа художника со зрителем - заключительный акт творчества.

II вариант: Это маленькое полотно - сокровище Третьяковской галереи.

2. Фонетический разбор слова.

I вариант: языка II вариант: сердце

3. Выписать из текста словосочетания, по одному на каждый тип.

4. Составить предложение I вариант: с составным глагольным сказуемым.

II вариант: с составным именным сказуемым.

5. Орфографический разбор текста.


Итоговый тест по программе 8 класса

Тест разделен на задания трёх уровней сложности (А, В, С). Уровень А — базовый. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный. Уровень В — более сложный. Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

На выполнение итогового теста отводится 40минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) лаур..ат, ком..тет

□ 2) арт..ллерия, об..лиск

□ 3) арх..тектура, д..плом

□ 4) пр..вилегия, р..золюция

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

□ 1) а..естат, кава..ерия

□ 2) пье..а, иску..ный

□ 3) бе..етристика, инте..ект

□ 4) конгре.., диску..ия

А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) срЕдства, облегчИть

□ 2) щАвель, включИм

□ 3) красивЕе, повторИт

□ 4) инАче, собрАла

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

□ 1) через сутки

□ 2) машина нагружена

□ 3) кресло-качалка

□ 4) довольно жарко

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

□ 1) Знайте, что я всегда рад помочь вам.

□ 2) Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.

□ 3) Команда будет выступать на своём поле.

□ 4) Оксана любила покрасоваться.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

□ 1) Переходите улицу внимательнее!

□ 2) Мне вдруг сделалось страшно.

□ 3) И на обломках самовластья напишут наши имена!

□ 4) Маленькая комната в гостинице.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

□ 1) Пишу, читаю без лампады.

□ 2) Брат любит чёрный чай, а я - зелёный.

□ 3) Мне что-то не по себе.

□ 4) Суворов учил брать не числом, а умением.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

□ 1) Походка, голос, взгляд (..) всё изменилось в Маше.

□ 2) В опасности забор (..) не препятствие.

□ 3) Твои слова (..) словно острый нож.

□ 4) У моего дедушки пять наград (..) один орден и четыре медали.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.

□ 2) "Моя работа кончена, Паоло, - сказал он мне однажды. - Береги себя и возвращайся домой".

□ 3) Всё здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далёком берегу.

□ 4) "Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю" - думал я про полковника.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

□ 1) Джульетта ты как день!

□ 2) И невозможное возможно.

□ 3) Существует кстати интересная легенда о происхождении этого названия.

□ 4) Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем перемен нежданных.

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд.

□ 2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.

□ 3) Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.

□ 4) Сад был окружён забором, старым, ветхим.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пустив стрелу,

□ 1) она упала на купеческий двор.

□ 2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.

□ 3) её долго пришлось искать.

□ 4) Иван-царевич отправился на её поиски.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.

(1)В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. (2)Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. (3)Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленными бунтами, легко подавляемыми. (4)Во-вторых, в основе всех действий по управлениюстраной, министерством, департаментом или другим казённым учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип "что хочу, то и ворочу". (5)Произвол всегда оставался основным и единственным способом управления. (6)Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой "Истории одного города", конечно преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.

В1. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (1).

В2. Из предложения (3) выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В3. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Найдите предложение с несогласованным определением, выраженным определённо-личным предложением. Напишите его номер.

В6. Напишите цифрой количество вводных слов в данном тексте.

С1. Напишите, какие произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина вы читали. Расскажите об одном из запомнившихся вам героев.
Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) д..алог, ст..пендия

□ 2) св..детельство, пр..зидиум

□ 3) ч..столюбивый, эп..лог

□ 4) ман..врировать, ид..ал

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

□ 1) коло..альный, режи..ёр

□ 2) и..юминация, прогре..

□ 3) га..ерея, ко..орит

□ 4) тро..ейбус, ко..итет

А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) кУхонный, обеспЕчение

□ 2) договОр, позвОнит

□ 3) катАлог, началА

□ 4) тортЫ, прАвы

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

□ 1) впереди лето

□ 2) чёт или нечет

□ 3) разделив на группы

□ 4) приёмник настроен

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

□ 1) Всё стало вокруг голубым и зелёным.

□ 2) В клетке соловей перестал петь.

□ 3) Прошло несколько месяцев.

□ 4) Ты бы поговорил со мной.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

□ 1) Сад Капулетти.

□ 2) О любви в словах не говорят.

□ 3) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.

□ 4) При сильном ветре выходить в море опасно.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

□ 1) Знаешь, Зинка, я против грусти.

□ 2) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.

□ 3) Узнали его офицеры, повезли в крепость.

□ 4) Я буду читать за Хлестакова, а ты - за Осипа.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

□ 1) Очевидно (..) не значит верно.

□ 2) Рифей (..) древнее название Урала.

□ 3) И сейчас многие знают и любят песни времён Великой Отечественной войны (..) "Дороги", "В лесу прифронтовом", "Землянку".

□ 4) Лес (..) будто терем расписной.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) И кочи, и моховые болота, и пни - всё хорошо под сиянием лунным.

□ 2) "Чтобы выдрессировать зверя, - рассказывал дрессировщик, - надо изучить его привычки, подружиться с ним".

□ 3) Однажды - дело было утром часу в двенадцатом - к Перовским нагрянули гости.

□ 4) "Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?" - сказал Печорин.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

□ 1) Об этом портном конечно не следовало много говорить.

□ 2) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленьким платком.

□ 3) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.

□ 4) Люблю тебя Петра творенье!

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

□ 2) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая просыпающееся море.

□ 3) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

□ 4) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проводя реформы,

□ 1) перестраивалась вся жизнь России.

□ 2) Пётр Первый опирался на опыт европейских стран.

□ 3) им упорно сопротивлялись бояре.

□ 4) их нелегко было принять.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.

(1)Шестнадцатилетнему Лескову пришлось поступить на службу писцом в суд. (2)С 1861 года Лесков - сотрудник московских газет, сначала "Русской речи", а позднее "Северной пчелы". (3)Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрониках. (4)В мае 1862 года в передовой статье "Северной пчелы", посвящённой пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу "поджигателей", "адских злодеев". (5)Статья, совпавшая по времени с новой волной репрессий против революционеров, была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. (6)Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России, Лесков называл народ "хранителем отечественного предания" в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни.

В1. Из предложения (1) выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В2. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении (2).

В3. Найдите в тексте безличное предложение. Напишите его номер.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные определения.

В6. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (6).

С1. Напишите, какие произведения Н. С. Лескова вы читали. Расскажите об одном из запомнившихся вам героев.


Критерии оценки ответов

В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

ОтветынаИтоговый тест по программе 8 класса:

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

1

3

2

1

4

2

3

2

1

4

1

3

2

2

4

3

1

3

1

2

4

2

3

4

4

2


вариант

В1

В2

В3

В4

В5

В6

1

2

Легко подавляемым

2,6

Составное именное

4

3

2

Шестнадцатилетнему Лескову

(именем) существительным

1

Составное именное

2,4,5,6

3




9 класс



Входной контрольный диктант № 1

  1. Орлиное гнездо



Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.4 (163 слова.)

Грамматическое задание

  1. Выпишите слово, написание которого регулируется правилом чередующихся гласных в корне.

  2. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений.

  3. Разберите по составу слова царскосельский, наступившей, соревнования, двенадцатилетний, вольность, самодержавие.



Контрольная работа по стилистике № 2

Грей несколько раз приходил смотреть на эту картину*. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперед.  Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.  Там, сея за кормой пену, двигались корабли.  Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускались в тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб.  Другие, схваченные бурунами, бились о рифы, потому что утихающее волнение грозно шатало корпус.  Корабль, обезлюдевший, с порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом.  Экипаж, потом сидя за трактирным столом, воспевал плавание и капитана**.

Были там еще корабли-пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли-призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций. Высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений.

( по А.Грину)   (166 слов





Контрольная работа № 3
Звон бубенцов.

   Поздняя осень- пора глухая. Дни коротки и тусклы, а ноябрьские ночи, как говорится в пословице,  до снега темны. Владимир Даль, который щедр на пословицы, характеризующие каждое время года, тут ограничился одной- единственной. Уж так печально вокруг, и говорить не хочется. Пусты поля, обнажены леса, и природа отошла ко сну.

   Но ноябрьские ночи темны лишь до первого снега. И когда настанет то первое белое утро, с белыми крышами домов, с убелёнными ветвями деревьев, то сразу светлеет душа. Это ещё не зима с её холодною красою, но уже и не осень с её необъятной печалью.

   И каждый раз в это белое утро слышу я отдалённый звон бубенцов. Откуда он?  Не знаю, но думаю, что из далёкой старины. В те времена первый обильный снегопад открывал в городах зимние гулянья на санях.

                                                                                                                        (130 слов).

Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.

  2. Найдите в тексте слова, интересные для фонетического и морфемного  разбора, и произвести эти разборы.

  3. Найдите вводное предложение. Подчеркните его волнистой линией.

  4. Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип.

  5. Объясните графически знаки препинания в 1-ом и 5-ом предложениях.








Контрольный итоговый диктант № 4

 Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.

Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура.



(160 слов) (По Ю. Бондареву)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

(на)   ящиках  - 1-й  вариант                                                     хвоей  -  2-й  вариант

 

2. Разобрать  слова  по  составу:

Беспокойное,  озябших,  сжимаясь – 1-й  вариант 

 старинный,  современными,   оборваться  -  2-й  вариант

 

3. Выписать  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их:

Из  первого  абзаца  -  1-й  вариант                             из  второго  абзаца  -  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор   предложения:

Подняв  воротник  кожаной  куртки,  Аня  сидела  на  ящиках  и,  сжимаясь  от  холода,  смотрела  в  темноту,  где давно  исчезли  огоньки города.  -  1-й  вариант

Уже  в  течение  двух  часов  плот  несло  по  быстрине,  и  не  видно  было  ни  берегов,  ни  неба. -  2-й  вариант  





10 класс

Входной тест

Вариант 1



  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

  4. Живописный лес тянется вдоль реки.



  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

  3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

  4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.



  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.



  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

  2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

  3. Три года учёбы пролетели незаметно.

  4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

  1. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

  4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.



  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

  2. Окна моей комнаты выходят в сад.

  3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

  4. Незнакомец показался ему человеком добрым.



  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

  1. Он был бойцом не робкого десятка.

  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.

  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

  1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

  1. По щучьему велению

  2. Не всё коту масленица

  3. Спустя рукава

  4. Сматывать удочки





  1. В каком ряду слова не являются антонимами?

  1. Громкий - тихий

  2. Лидер – аутсайдер

  3. Дерзкий – безрассудный

  4. Активный – пассивный

  1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

  1. Синонимами

  2. Антонимами

  3. Паронимами

  4. Омонимами

  1. В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является

  1. Эпитетом

  2. Сравнением

  3. Метафорой

  4. Олицетворением

  1. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?

  1. Словообразовательном

  2. Толковом

  3. Орфографическом

  4. Энциклопедическом

  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

  1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.

  2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.

  3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.

  4. Язык – средоточие и выражение народного духа.

  1. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

  1. Верста коломенская – человек очень высокого роста

  2. Прикусить язык – испугаться

  3. Без царя в голове – не иметь ума

  4. Поставить с ног на голову – исказить факты.



  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно - чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

  1. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?

  1. Коренной житель – коренной вопрос

  2. Человек худой – худой мир

  3. Больной заснул – больной ребёнок

  4. Спутник Марса – спутник по дороге

  5. Пачка газет – пачка балерины

  6. Звезда эстрады – звезда на небе

  1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?

  1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)

  2. Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)

  3. Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

  4. Мы сёла – в пепел; грады - в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Вариант 2

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

  2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

  3. Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.

  4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

  3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

  4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

  1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

  2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

  3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.

  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

  4. В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.

  1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?

  1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

  2. Обед как всегда был сытным и вкусным.

  3. Царственная красота зимнего леса поразила его.

  4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.

  2. Я остановился в густой тени старой сосны.

  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

  1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

  2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

  3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

  4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

  1. Душа в душу

  2. Задать перцу

  3. Во весь опор

  4. Нога за ногу

  1. В каком ряду слова не являются антонимами?

  1. Сытый – голодный

  2. Альянс – союз

  3. Типичный – уникальный

  4. Хитрый – простодушный

  1. Укажите, чем являются словапланировка – планирование?

  1. Синонимами

  2. Антонимами

  3. Паронимами

  4. Омонимами

  1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

  1. Эпитетом

  2. Сравнением

  3. Метафорой

  4. Олицетворением

  1. В каком словаре можно уточнить написание слова?

  1. Словообразовательном

  2. Толковом

  3. Орфографическом

  4. Энциклопедическом

  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

  1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

  2. Это был человек представительской внешности.

  3. Марья была искусственная мастерица

  4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

  1. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

  1. Стоять как вкопанный – не двигаясь

  2. Бежать сломя голову – очень быстро

  3. Белая ворона – человек в белом

  4. Как снег на голову – неожиданно.

  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

  1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый

  2. Здоровый, мощь, зима, чужой

  3. Здравый, мочь, добродетель, чужой

  4. Здоровый, мочь, зима, чуждый

  1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

  1. Свеча, солнце, утюг, тулуп

  2. Корзина, кружево, зодчий, невод

  3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик













Ответы:

1 вариант

  1. 2

  2. 1

  3. 2

  4. 1

  5. 1

  6. 3

  7. 4

  8. 3

  9. 3

  10. 1

  11. 3

  12. 2

  13. 1, 2

  14. 2

  15. 1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.

  16. 2, 5



  1. 2





2 вариант

  1. 1

  2. 3

  3. 3

  4. 1

  5. 1

  6. 3

  7. 4

  8. 3

  9. 2

  10. 3

  11. 4

  12. 3

  13. 2, 3

  14. 3

  15. 1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

8) метафора, 9) гипербола, 10) сравнение,

11) олицетворение, 12) сравнение

16) 1

17) 2























Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»


Вариант 1

(1) В первую разведку повел нас Володя Бескончин. (2) Было это в конце июля 1941 года. (3) Ни он, ни мы никогда в разведку не ходили, надо было выяснить, куда немцы движутся, не заходят ли нам во фланг. (4) Воевать мы не умели, связи с соседями не установили, кто справа, кто слева, не знали. (5) Бескончину даже пистолета не дали, предложили ручной пулемет, с этой дурой, значит, в разведку.

(6) Пошли ночью. (7) Идет по шоссе немецкая колонна. (8) Чего они шли, непонятно. (9) Но когда свернули на проселок, стало ясно, что они в тыл нам заходят. (10) И тогда Бескончин велел пристроиться к немцам. (11) Отчаянная затея, но мы с ним зашагали в хвосте колонны. (12) Бескончин послал двоих предупредить наших, что так, мол, и так, заходят к нам в тыл, мы следуем за ними... (13) Послал к командиру батальона Чернякову, но тот испугался и дал команду во что бы то ни стало отступать. (14) Тем временем Бескончин стал шухер в колонне наводить. (15) Каждый гранаты швырял. (16) Вперед и по бокам. (17) Немцы никак не разберутся. (18) Суета началась. (19) Раздалась команда. (20) Побросали они свои пулеметы, рацию и бегом. (21) Мы все это в кучу, подожгли. (По Д.Гранину)


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.


1. Из второго абзаца выпишите существительные, не имеющие формы множественного числа.

2. Укажите склонение всех существительных предложений 7, 14.

3. Запишите поморфемно все прилагательные текста. Какое из них образовалось путем перехода из причастия?

4. Из второго абзаца выпишите определительные местоимения.

5. Подчеркните все числительные текста как члены предложения, образуйте от одного из них однокоренные слова разных частей речи.

6. Запишите поморфемно все глаголы из предложений 13-14. Укажите среди них постоянные грамматические признаки.

7. От глаголов предложения 9 образуйте все возможные формы деепричастий и причастий. Выделите суффиксы, укажите вид.

8. Из предложений 6-10 выпишите все наречия и определите их разряд по значению.

9. Из первого абзаца выпишите союз, омонимичный частице. Какие еще случаи омонимии частицы и союза вам известны? Приведите примеры.

10. Сгруппируйте по видам орфограмм случаи раздельного написания НЕ и НИ. Обозначьте графически условия выбора, укажите части речи.






Вариант 2

(1) Подошли к Пулкову, с высоты открылась равнина, посреди густо вся усеянная фигурками людей.(2) Сотни, тысячи солдат стекались с разных сторон в город. (3) По заросшим полям, исчерченным проселками, тянулись повозки с пулеметами, снарядными ящиками, телеги со скарбом беженцев, они везли детские коляски, велосипеды, увешанные узлами. (4) То было наглядное зрелище всеобщего отступления, картина, которая напоминала огромное полотно Брюллова «Последний день Помпеи». (5) Никто не останавливал эти массы отступающих. (6) Кое-где выделялись группы солдат, сохраняющих строй, маленькие отряды в десять-пятнадцать человек, они шагали, не смешиваясь с этим муравейником.

(7) Показались немецкие самолеты. (8) Сперва несколько, потом небо загудело, их налетели десятки. (9) В поле укрыться негде, был виден каждый человечек. (10) Сперва посыпались небольшие бомбы, затем свинцовые очереди, штурмовики били бесприцельно, оставляя вокруг на земле лежащих, ползущих.

(11) Бежали кто куда, но всё к городу, к горизонту, обозначенному каменными корпусами. (12) С ревом, на бреющем полете, самолеты неслись прямо над головами, поливая свинцом бегущих. (По Д.Гранину)


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.


1. Выпишите из текста существительные, образованные путем перехода из других частей речи.

2. Запишите поморфемно все прилагательные первого абзаца. Укажите среди них относительные.

3. Из предложений 4-6 выпишите все местоимения и укажите их падеж.

4. Из предложений 8-11 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

5. Подчеркните все числительные текста как члены предложения, образуйте от одного из них однокоренные слова разных частей речи.

6. Запишите поморфемно все глаголы из предложений 1-2. Укажите их постоянные грамматические признаки.

7. От глаголов предложений 10, 11 образуйте все возможные формы деепричастий и причастий. Выделите суффиксы, укажите вид.

8. Из предложений 6-9 выпишите все наречия и определите их разряд по значению.

9. Выпишите из текста наречия, омонимичные предлогу. Какие еще случаи омонимии наречия и предлога вам известны? Приведите примеры.

10. Выпишите из текста слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН». Орфограмму обозначьте графически.










Вариант 3

(1) Зима длилась бесконечно. (2) Ночи становились все длиннее, морозы крепчали, добывать дрова для обогрева было все труднее. (3) Батальон таял, то есть состав убывал. (4) По разным причинам. (5) Обстрел. (6) Дистрофия плюс цинга, плюс фурункулез. (7) Были переходы к немцам. (8) Плюс обморожение. (9) Иногда мне хотелось плакать. (10) Что-то накапливалось. (11) Не что-то, а беспросветность существования, которое должно было закончиться либо ранением, либо смертью.(12) Ничего другого было не различить. (13) Вместо будущего был тупик. (14) Да, конечно, где-то вдали был прорыв блокады, наступление, победа, но не в той реальности, в которой я жил.

(15) …Мешало вранье. (16) Врали безбожно, приводили абсурдные цифры немецких потерь, уничтоженных самолетов, захваченных орудий. (17) У них были цифры, а у нас ощущение. (18) Мы-то видели, если самолет удавалось сбить, нечасто, хотя они дважды в день летали над нами бомбить Ленинград, то сбитый приписывали себе и зенитчики, и соседний полк, и мы тоже. (19) Начальники, и малые, и большие, не стесняясь, рапортовали о придуманных успехах, пользуясь малейшим поводом. (По Д.Гранину)


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.


1. Выпишите из предложений 1-12 существительные, не образующие формы множественного числа.

2. Из предложений первого абзаца выпишите существительные, образованные бессуффиксным способом словообразования.

3. Запишите поморфемно все прилагательные второго абзаца. Укажите среди них относительные.

4. Из предложений 3-12 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

5. Выполните морфологический разбор слова ДЛИННЕЕ из предложения 2.

6. Запишите поморфемно все глаголы из предложений 1, 2, 11. Укажите их постоянные грамматические признаки.

7. От глаголов предложений 3, 11 образуйте все возможные формы деепричастий и причастий. Выделите суффиксы, укажите вид.

8. Из предложений 16-19 выпишите все наречия и определите их разряд по значению.

9. Выпишите из второго абзаца подчинительные союзы и укажите их значение.

10. Выпишите из текста слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН». Орфограмму обозначьте графически.



Ответы




1 вариант


2 вариант

3 вариант

1

шоссе, суета

отступающих, лежащих, ползущих, бегущих

дистрофия, цинга, беспросветность, существование

2

шоссе (нескл.), колонна (1), временем (разноскл.),

Бескончин (2), шухер(2)

дет-ск-ие (отн.), о-гром-н-ое, по-след-н-ий (отн.), мал-еньк-ие (отн.)

(для) обогрева, состав, обстрел, переходы, прорыв

3

руч-н-ой, от-ча-я-нн-ая (перех. из причастия)

то (И.п.), которая (И.п.), никто (И.п.), эти (В.п.), они (И.п.), этим (Т.п.)

абсурд-н-ые, немец-к-их (отн.), мал-ые, больш-ие, мал-ейш-им

4

каждый, все

несколько (неопр.), их (личн.), каждый (опред.), кто (отн.), все (опред.)

мне (личн.), что-то (неопред.), которое (относит.), ничего (отриц.)

5

первую, 1941;

первопроходцы, первоначальный, впервые, во-первых и т.д.

тысячи солдат, десять-пятнадцать человек; тысячелетие, тысячный, тысячелетний

длиннее -прилаг., длинный, в прост. сравн. степени, неизмен., сказуемое.

6

по-сл-а-л (сов. в., 1 спр, перех., невозвр.), ис-пуг-а-л-ся (сов. в., 1 спр, неперех., возвр.), от-ступ-а-ть (несов. в., 1 спр, неперех., невозвр.), ст-а-л (сов. в., 1 спр, неперех., невозвр.), на-вод-и-ть (несов. в., 2 спр, перех., невозвр.)

подо-ш-л-и (сов. в., 1 спр, неперех., невозвр.), от-кр-ы-л-а-сь (сов. в., 1 спр, неперех., возвр.), с-тек-а-л-и-сь (несов. в., 1 спр, неперех., возвр.)

дл-и-л-а-сь (несов. в., 2 спр, неперех., возвр.), стан-ов-и-л-и-сь (несов. в., 2 спр, неперех., возвр.), крепч-а-л-и (несов. в., 1 спр, неперех., невозвр.), до-бы-ва-ть (несов. в., 1 спр, перех., невозвр.), за-конч-и-ть-ся (сов. в., 2 спр, неперех., возвр.)

7

свернув, свернувший (сов. в.); став, ставший (сов. в.); заходя, заходящий, заходивший (несов.в.).

посыпавшись, посыпавшийся (сов.в.), бьющий, бивший, битый (несов.в.), бегая, бегущий, бежавший (несов.в)

тая, тающий, таявший (несов. в.); убывая, убывающий (несов.в), закончившись, закончившись (сов.в.)

8

ночью (врем.), ясно (обр.д.), тогда (врем.)

кое-где (места), сперва (врем.), потом (врем.), негде (места)

безбожно (обр.д.), нечасто(обр.д.), дважды (меры)

9

ли (союз, потому что является средством связи придаточного с главным); пусть, пускай (Пусть светит месяц, ночь темна)

посреди, вокруг; вблизи (вблизи реки, гуляли вблизи), мимо (мимо деревни, идти мимо), навстречу (навстречу счастью, плыть навстречу)

если…то (условия), хотя (уступки)

10

ни он, ни мы (повтор. союз); не ходили (не с глаг.)

усеянная, исчерченным, увешанные, обозначенному

уничтоженных, захваченных, придуманных





Итоговый контрольный диктант


Если вы постоянно работаете за своим столом в кабинете, у вас создается свой порядок, к которому вы привыкаете. Вы знаете, где и какая книга лежит у вас на столе и где лежит ручка, карандаш. Протянете руку — и берете то, что нужно. Это ваш порядок, и его менять нельзя.

 Вот тут-то и появляется сорока. Кому довелось у себя в доме держать ручную сороку, тот знает, что это такое...

 Сорока-белобока очень красивая птица: хвост у нее отливает красноватым и зеленоватым металлическим блеском, голова угольно-черная, на боках белые пятна. Она отличается веселым характером, однако, у нее две примечательные особенности: она прелюбопытна и у нее неодолимая страсть к накоплению богатств.

 Всякая вещь, в особенности блестящая, привлекает ее внимание, и она стремится припрятать ее куда-нибудь подальше. Все: чайную ложку, серебряное колечко, пуговицу — она мгновенно хватает и, несмотря на крики, улетает, старательно пряча украденное где-нибудь.

 Наша сорока любила припрятывать вещи, чтобы они не попадались на глаза. Она, по-видимому, считала, что хорошо припрятанная вещь проживет дольше, и поэтому в доме время от времени что-нибудь пропадало.

(168 слов)

(По А. Комарову)

Грамматическое задание:

1.     Из    4-го абзаца выпишите по 2 словосочетания с видами  связи:

I вариант – примыкание;

II вариант – управление.

2. Выпишите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, разберите по членам предложения (без характеристики) и определите тип подчинения придаточных предложений.

3.        Выпишите сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение:

 I вариант – определённо-личное;

 II вариант – безличное.

            Укажите их грамматические  основы

  1. Выпишите из текста личные и указательные местоимения.








Критерии оценивания диктантов

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.


При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.


При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за работу.