СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Фонд оценочных средств  учебной дисциплины «Биологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в подготовке КРС в соответствии с ФГОС по профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКБУЛАКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











Фонд оценочных средств

Дисциплина: Биология

Профессия:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»





















Акбулак, 2016 год



Фонд оценочных средств учебной дисциплины « Биология» разработан на основе ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» №273,Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, приказ от 5 марта 2004 года №1089 с изменениями от31.01.2012 г№69 для профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»


Организация-разработчик: ГАПОУ Акбулакский политехнический техникум

Разработчик:

Рожина Татьяна Николаевна ,преподаватель химии высшей квалификационной категории

Рецензент: Дикун Тамара Петровна, заместитель директора по методической работе, к.п.н.

Рекомендованы Методическим советом ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум», протокол №__ от ______ 20___ г.

Рассмотрены методической комиссией _______________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.

Утверждены заместителем директора по УР ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум»

__ ______20 __г _______________________Симакова Е.В.













Содержание


Пояснительная записка.

Структура и содержание учебной дисциплины «Биология».

Фонд оценочных средств в рамках текущего контроля.

Фонд оценочных средств в рамках промежуточного контроля.

Литература












































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Фонд оценочных средств учебной дисциплины «Биологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в подготовке КРС в соответствии с ФГОС по профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»

Изучение дисциплины «Биология» направлено на формирование следующих компетенций:

ОК 1. – Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать

           высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 ОК 2. - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

 ОК 3. -  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

 и нести за них ответственность

ОК 4. - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.-  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. –  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Цели и задачи дисциплины

Изучение биологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

Уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей вида по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Целесообразно курс «Биологии» построить из следующих разделов:

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

Раздел 2.Клетка.

Раздел3.Организм

Раздел4.Вид

Раздел5.Экосистемы.


























Структура и содержание учебной дисциплины.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


Практические работы и лабораторные

13

самостоятельная работа

39

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего).

39

в том числе:


Подготовка реферата

Самостоятельное изучение тем учебной дисциплины

Составление конспекта по заданной теме

Составление презентаций

Подготовка выступления, сообщения

6

18

5

5

5

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


1
































Фонд оценочных средств в рамках текущего контроля


Контрольная работа№1

В№1

Часть№1(9баллов).

А№1.

Сходство строения клеток организмов разных царств доказывает теория:

1)эволюционная 3)клеточная

2)хромосомная 4)генетическая

А№2.

Кто вел из ученых понятие вирус :

1)Вавилов 2)Ивановский 3)Дарвин 4)Шванн

А№3.

Митоз -это

1)простое деление клетки 2)половое деление клеток

3)деление соматических клеток 4)моногибридное деление

А№4.

Жиры, как глюкоза, выполняют в клетке функции

1)строительную 2)информационную 3)каталитическую 4)энергетическую

А№5.

Реакции синтеза, органических веществ из неорганических с использованием энергии света называют:

1)хемосинтезом 2)фотосинтезом 3)брожением 4)гликолизом.

А№6.

Сколько фаз имеет мейоз?

1.)4 2)3 3)6 4)5

Часть№2( 10 баллов).

В№7.Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке

Б)проникновение ДНК вируса в клетке

В)синтез вирусных белков

Г)встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

Д)формирование новых вирусов





В№8.

Выберите три верных ответа из шести.

В1.Витамины необходимы для организма человека, потому что они

1)участвуют в образовании ферментов

2)могут быть составной частью ферментов

3)служат основным источником энергии

4)регулируют обменные процессы

5)являются строительным материалом для организма

6)являются хранителями наследственной информации.




Часть№3( 13 баллов).

С№9.

Каковы отличия живых организмов от тел неживой природы?

10

Дать определение цитологии.

В№2

Часть№1(9баллов).

А№1.

О единстве органического мира свидетельствует:

1).круговорот веществ 2).клеточное строение организмов

3).взаимосвязь организма и среды

А№2.

Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химические реакции в клетке?

1).гормональную 2)сигнальную 3).ферментативную

А№3.

Вирусы могут жить только:

1)в клетках других организмов 2) сами по себе 3) в воде

А№4.

Где, в растениях образуется фотосинтез?

1)в стебле 2)в листьях 3)в цветках 4)в плодах.

А№5.

Кем был создан микроскоп?

1)Менделеевым 2) Шванном 3) Р.Гуком

А№6.

Что такое мейоз?

1).деление клетки 2)деление половых клеток

3)деление соматических клеток

Часть№2(10 баллов).

Выберите три верных ответа из шести.

В№7.

Какие функции выполняет в клетке вода?

1)строительную 2)растворителя 3)каталитическую

4)запасающую 5)транспортную 6)придает клетке упругость

В№8.

Растения, как и грибы,

1)являются автотрофами

2)способны к неограниченному росту

3)запасают исключительно крахмал

4)имеют хлоропласты

5)ведут прикрепленный образ жизни

6) способны к бесполому, половому и вегетативному размножению.




Часть№3( 13 баллов).

С№9.

Перечислите органические вещества входящие в клетку.

С№10.

Назовите признаки живого организма( не менее 5).

Контрольная работа №2

В№1

Часть № 1( 9 баллов)

1.Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?

а)экология б)генетика в) селекция г) цитология.

2. Какой клеточный органоид содержит ДНК?

а)вакуоль б) рибосома в) хлоропласт г)лизосома

3. Белки цитоскелета, как своего рода арматура, придают форму клеткам и многим органоидам и участвуют в изменении формы клеток. Большинство белков являются филаментозными: например, мономеры актина и тубулина – это глобулярные, растворимые белки, но после полимеризации они формируют длинные нити, из которых состоит цитоскелет, позволяющий клетке поддерживать форму. Назовите функцию белка по описанию.

а) каталитическая б)энергетическаая в)структурная г) транспортная

4. Мембранная структура эукариотической клетки, органелла, в основном предназначенная для выведения веществ, синтезированных в эндоплазматическом ретикулуме. Этот органоид представляет собой стопку дискообразных мембранных мешочков (цистерн), несколько расширенных ближе к краям. Назовите органоид.

а) митохондрии б) лизосомы в)комплекс Гольджи г)эндоплазматическая сеть


5.Представители какой систематической группы организмов проявляют характерные для живой природы признаки, только находясь в другом живом организме?

а) вирусы;                б) прокариоты;                в) эукариоты.


6.Какой процесс происходит при бесполом размножении:

а) опыление; б) гаметогенез;    в) спорообразование;   г) развитие зародыша семени

Часть№2( 10 баллов).

7. Установите соответствие между формой размножения и его типом 

       ФОРМА                                                                     ТИП

РАЗМНОЖЕНИЯ                                                  РАЗМНОЖЕНИЯ    

А) почкование                                                  1) бесполое

Б) партеногенез                                                2) половое

В) вегетативное размножение

Г) фрагментация

Д) размножение с образование   зиготы

8. В темновую фазу фотосинтеза в отличие от световой происходит:

А) фотолиз воды

Б) восстановление углекислого газа до глюкозы

В) синтез молекул АТФ

Г) соединение водорода с переносчиком НАДФ+

Д) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

Е) образование молекул крахмала из глюкозы 

Часть№3( 13 баллов).

9.Дать определение онтогенезу

10.Построить цепочку.

Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ГГЦТЦТАГЦТТЦ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка

В№2

Часть № 1( 9 баллов)

1.Органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Название класса соединений было впервые предложено К. Шмидтом в 1844 году. Вещество является неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов представителей растительного и животного мира.

а) белки б)углеводы в)жиры г) нуклеиновые кислоты

2. Пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез. Содержат хлорофилл. У зелёных растений являются двумембранными органеллами. Под двойной мембраной имеются тилакоиды (мембранные образования). О каком органоиде идет речь?

а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты г)вакуоль

3. Назовите систематическую группу организмов, к которой относят бактериофагов.

а) вирусы;                б) прокариоты;                в) эукариоты.

4. В какой части ядра находятся молекулы ДНК?

а) в ядерном соке;         б) в ядерной оболочке;                 в) в хромосомах.

5. Белковая оболочка, в которую заключен вирус называется:
а)вирион б) капсула в) вироид г) капсид

6. Последовательность фаз митоза следующая:

а) профаза, телофаза, анафаза, метафаза

б) профаза, метафаза, телофаза, анафаза

в) профаза, метафаза,анафаза,телофаза

г) профаза, телофаза, метафаза, анафаза

Часть№2( 10 баллов).

7.Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.

Характеристика размножения Способы размножения

А) происходит с образованием спор или зооспор 1) бесполое

Б) принимает участие в основном один организм 2) половое

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство, идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е) сопровождается образованием зиготы


8. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

Признак объекта Форма жизни

А) наличие рибосом 1) неклеточная (вирусы)

Б) отсутствие плазматической мембраны 2) клеточная (бактерии)

В) не имеют собственного обмена веществ

Г) большинство гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина

Е) размножение делением клетки

Часть№3( 13 баллов).

9.Дать определение репродуктивное здоровье.

10.Решить цитологическую задачу.

В молекуле ДНК содержится 31% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов.


Контрольная работа №3

В№1

  1. Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков:

а) всех особей вида;

б) организма;

в) всех особей популяции.

  1. Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

а) кодоном;

б) аллелем;

в) локусом.

  1. Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления, называется:

а) моногибридным;

б) гетерозиготным;

в) гомозиготным.

  1. «Расщепление по каждой паре признаков идёт независимо от других пар признаков» - так формулируется:

а) первый закон Менделя;

б) второй закон Менделя;

в) третий закон Менделя.

  1. Сила сцепления между генами в хромосоме:

а) определяется расстоянием между ними;

б) чем дальше гены друг от друга, тем сильнее они сцеплены;

в) всегда одинакова и не зависит от расстояния между генами.

  1. Количество фенотипов при скрещивании Вв х Вв в случае полного доминирования составляет:

а) 3;

б) 1;

в) 2.

  1. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?

а) ХУ;

б) ХО;

в) ХХ.

  1. Как называется взаимодействие, при котором два неаллельных гена, находясь в одном генотипе, определяют развитие нового признака;

а) эпистаз;

б) комплементарность;

в) полимерия.

  1. Какие из перечисленных ниже утверждений неправильны:

а) гены, определяющие развитие разных признаков называются аллельными;

б) совокупность генов организма составляют его фенотип;

в) примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание АА ха а;

г) группы сцепления генов лежат в разных хромосомах;

д) условия внешней среды изменяют норму реакции организма;

  1. Чем сходны яйцеклетки и сперматозоиды кошки?

а) количеством аутосом;

б) идентичностью половых хромосом;

в) идентичностью генов, содержащихся в их хромосомном наборе.

В№ 2.

1. Аллельные гены расположены в:

а) половых хромосомах;

б) одной хромосоме;

в) гомологичных хромосомах.

2. Потомство, развивающееся в результате объединения генетического материала разных организмов, называется:

а) гибридом;

б) гетерозисным;

в) гетеротрофным.

3. Перекрёст хромосом – это:

а) спирализация хромосом;

б) обмен участками гомологичных хромосом;

в) процесс расхождения гомологичных хромосом к разным полюсам.

4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:

а) гетерозиготными,

б) гомозиготными;

в) автотрофными.

5. Дигетерозигота имеет генотип:

а) ААВв;

б) АаВв;

в) АаВВ.

6. К анализирующему скрещиванию относят скрещивание:

а) Аа хАа;

б) АА х Аа;

в) Аа х аа.

7. Как называют тип взаимодействия генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой:

а) комплементарность;

б) эпистаз;

в) неполное доминирование.

8. Для установления генотипов фенотипически сходных организмов проводят скрещивание с:

а) гомозиготой по доминантному признаку;

б) гомозиготой по рецессивному признаку;

в) гетерозиготой.

9. Укажите, какие из приведённых ниже утверждений, касающихся наследования, сцепленного с полом, правильны:

а) набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается, как ХУ;

б) У-хромосома содержит все гены, аллельные генам Х-хромосомы;

в) признаки, сцепленные с Х-хромосомой проявляются у мужчин независимо от их доминантности , или рецессивности;

г) женщина – носительница гемофилии с вероятностью 50% передаст ген гемофилии своим детям;

д) сын носительницы имеет 100% вероятность заболеть гемофилией.

10. Сколько типов гамет образует организм, гетерозиготный по трём признакам?

а) 2; в) 8;

б) 4; г) 16.



Контрольная работа №4

В№1

Исторический процесс постепенного непрерывного развития органического мира

  1. Эволюция 

  2. Ароморфоз      

  3. Регресс       

  4. Адаптация   

  1. Согласно взглядам Ж. Б. Ламарка на причины наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие длиной шеи у жирафа – это результат:

  2. Прямого приспособления к влиянию условий среды

  3. Упражнения органа под влиянием условий среды

  4. Изначальной целесообразности в строении органа

  5. Стремления организма к самосовершенствованию

  1. Одна из ошибок Ламарка

  1. В признании неизменяемости видов

  2. В признании прямого влияния условий среды на возникновение приспособленности

  3. В признании того факта, что все виды произошли от других видов

  4. Все ответы верны

  1. Движущей силой эволюции, по Ламарку, являются

  2. Бог

  3. Естественные законы природы

  4. Стремление организмов к совершенству

  5. Борьба за существование

  1. Кто является автором первой целостной теории эволюции?

  2. Аристотель

  3. К. Линней

  4. Ж. Б. Ламарк

  5. И. И. Шмальгаузен

  1. Выберите правильный ответ. К. Линней …

  2. Считал, что приобретённые признаки наследуются

  3. Описал 8000 видов растений

  4. Создал первую эволюционную теорию

  5. Причиной эволюции считал стремление организмов к совершенствованию

  1. К. Линней внёс существенный вклад в развитие биологии. Назовите один из результатов работы этого учёного.

  2. Ввёл двойные названия вида

  3. Развил учение о борьбе за существование

  4. Развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции

  5. Сформулировал направление, в котором происходи эволюция: в сторону повышения уровня организации

  1. Кто является автором книги «Философия зоологии»?

  2. Аристотель

  3. К. Линней

  4. Ж. Б. Ламарк

  5. Ч. Дарвин

  1. Естественные системы классификации организмов отражают

  2. Степень родства различных видов

  3. Внешнее сходство различных видов

  4. Внутреннее сходство различных видов

  5. Внешнее и внутреннее сходство различных видов

  1. К движущим силам эволюции, по Дарвину, относится

  2. Естественный отбор

  3. Наследственная изменчивость

  4. Борьба за существование

  5. Верны все

  1. Результатом эволюции является: 
    A. Искусственный и естественный отбор 
    B. Приспособленность организмов к среде обитания 
    C. Многообразие видов 
    D. Наследственная изменчивость

  2. Основы современной систематики живых организмов заложил:
    A. К.Линней
    B. Ж.Б. Ламарк
    C. Ж.Кювье
    D. Э.Жоффруа Сент Илер

  1. Основой эволюционного процесса является ... изменчивость

  2. Ненаследственная

  3. Наследственная

  4. Комбинативная

  5. Мутационная

  1. Этот учёный верил, что все свойства живого - результат божественного замысла

  2. К. Линней

  3. Ч. Дарвин

  4. Ж. Б. Ламарк

  5. Теофраст

  1. Автором книги «Происхождение видов»

  2. Аристотель

  3. К. Линней

  4. Ж.Б. Ламарк

  5. Ч. Дарвин

  1. Согласно взглядам Ч. Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе – это:

  2. Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченными ресурсами среды

  3. Ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор

  4. Отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды

  5. Постоянно действующий естественный отбор

  1. 24 ноября 1859 года в свет вышел труд Ч. Дарвина

  2. «Философия ботаники»   

  3. «Философия зоологии»      

  4. «Происхождение видов путем естественного отбора»

  5. «Происхождение человека»

  1. Ученик Аристотеля, изучавший биологию растений и животных

  1. Теофраст

  1. Гиппократ

  2. Гарвей

  3. Сократ

  1. На сколько классов классифицировал животный мир К. Линней

  1. 4

  2. 5

  3. 6

  4. 3

20.Автор «Философии ботаники»

  1. К. Линней

  2. Ж. Б. Ламарк

  3. Ч. Дарвин

  1. Основной направляющий фактор эволюции

  1. Наследственность

  2. Естественный отбор

  3. Изменчивость

  4. Борьба за существование

  1. В системе К. Линнея наименьшей систематической категорией является

  1. Вид

  2. Класс

  3. Отряд

  4. Семейство

  1. Животный мир К. Линней классифицировал по строению органов

  1. Дыхательной и нервной систем

  2. Кровеносной и нервной систем

  3. Пищеварительной и кровеносной систем

  4. Кровеносной и дыхательной систем

  1. Впервые доказал существование эволюционного процесса, объяснив развитие природы влиянием естественных закономерностей

  1. К. Линней

  2. Ж.Б. Ламарк

  3. Ч. Дарвин

  4. А. Северцов

  1. Ввёл в биологию свыше 1000 терминов

  1. К. Линней

  2. Ж.Б. Ламарк

  3. Ч. Дарвин

  4. А. Северцов В№2

  1. Эволюция – это

  1. Учение об изменении живых организмов

  2. Учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами

  3. Необратимое и направленное историческое развитие живой природы

  4. раздел биологии, дающий описание всех вымерших и ныне существующих организмов

  1. Единицей эволюционного процесса является

  1. Особь

  2. Популяция

  3. Мутация

  4. Вид

  1. Движущей и направляющей силой эволюции является

  1. Дивергенция

  2. Разнообразие условий среды

  3. Приспособленность к условиям среды

  4. Естественный отбор

  1. Основатель научной систематики (классификации)

  1. Д. Рей

  2. К. Линней

  3. Ж. Б. Ламарк

  4. Ч. Дарвин

  1. Французским естествоиспытателем, создавшим первую эволюционную теорию был:
    A. Кювье

B. Ж.Б. Ламарк

C. К. Линней

D. Ч. Дарвин

  1. К эволюционным факторам не относят:

  1. Дивергенция

  2. Наследственная изменчивость

  3. Борьба за существование

  4. Естественный отбор

  1. Искусственные системы классификации организмов отражают

  1. Степень родства различных видов

  2. Внешнее сходство различных видов

  3. Внутреннее сходство различных видов

  4. Внешнее и внутреннее сходство различных видов

  1. Согласно взглядам К. Линнея, виды организмов, существующие в природе, в основном возникли в результате

  1. Постепенного усложнения в ходе эволюции

  2. Прямого приспособления к изменяющимся условиям среды

  3. Акта божественного творения и скрещивания между собой

  4. Скрещивания между собой и постоянного влияния условий среды

  1. Великий английский биолог, заложивший основы современной теории эволюции биологических видов

  1. К. Линней

  2. Ч. Дарвин

  3. Ж. Б. Ламарк

  4. Теофраст

  1. К. Линней внёс существенный вклад в развитие биологии. Назовите один из результатов работы этого учёного.

  1. Определил место человека в системе животного мира

  2. Создал первую целостную теорию эволюции

  3. Создал первую теорию происхождения человека

  4. Собрал огромный фактический материал, доказывающий наличие эволюции

  1. Кто является автором книги «Система природы»?

  1. Аристотель

  2. К. Линней

  3. Ж. Б. Ламарк

  4. Ч. Дарвин

  1. Согласно взглядам Ч. Дарвина естественный отбор приводит к:

  1. Выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей

  2. Гибели в поколениях наименее приспособленных особей

  3. Возникновению приспособленности у организмов к условиям существования

  4. Изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности

  1. Кто из учёных объяснял происхождение организмов с более высоким уровнем организации следующим образом: они появляются благодаря стремлению организмов к прогрессу

  1. К. Линней

  2. Ч. Дарвин

  3. Ж. Б. Ламарк

  4. Теофраст

  1. Главный труд Ч. Дарвина «Происхождение видов» вышел в свет в:

  1. 1809 г

  2. 1859 г

  3. 1868 г

  4. 1871 г

  1. Труд «История животных» принадлежит

  1. Теофрасту

  2. Аристотелю

  3. Линнею

  4. Дарвину

  1. В системе К. Линнея самой крупной систематической категорией является

  1. Вид

  2. Класс

  3. Отряд

  4. Семейство

  1. Сколько длилось путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль»

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 5

  1. К движущим силам эволюции, по Дарвину, относится

  1. Искусственный отбор

  2. Модификации

  3. Борьба за существование

  4. Адаптация

  1. Согласно взглядам Ж. Б. Ламарка на причины наблюдаемой в природе изменяемости организмов, отсутствие ног у змей – это результат:

  1. Прямого приспособления к влиянию условий среды

  2. Упражнения органа под влиянием условий среды

  3. Изначальной целесообразности в строении органа

  4. Стремления организма к самосовершенствованию

  1. К. Линней распределил все растения по следующим признакам

  1. По типу корневой системы

  2. По типу жилкования листьев

  3. По типу корневой системы, по типу жилкования листьев

  4. По числу и строению тычинок и пестиков

  1. Обобщение сведений о живой природе тесно связаны с именем древнегреческого учёного

  1. Гиппократа

  2. Аристотеля

  3. Теофраста

  4. Все варианты верны

  1. Впервые ввёл в науку термин «биология»

  1. К. Линней

  2. Ж.Б. Ламарк

  3. Ч. Дарвин

  4. А. Северцов

  1. Один из первых объяснял происхождение видов следующим образом: различные виды живых организмов появились в результате постепенного усложнения жизни после её самозарождения

  1. Ч. Дарвин

  2. К. Линней

  3. Ж. Б. Ламарк

  4. А.Н Северцов

  1. Разделил животных на позвоночных и беспозвоночных

  1. Ч. Дарвин

  2. К. Линней

  3. Ж. Б. Ламарк

  4. А.Н Северцов

  1. Доказал изменение природы от простого к сложному

  1. Ч. Дарвин

  2. К. Линней

  3. Ж. Б. Ламарк

  4. Аристотель














Фонд оценочных средств

рамках промежуточного контроля.

Вопросы для дифференцированного зачета.

1.Учение о клетке.

2.Учение о видах.

3.Учение об экосистемах.

4. История развития современных представлений о живой природе.

5. Выдающиеся открытия в биологической науки.

6. Роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира.

7. Методы научного познания живой природы.

8.Роль биологических знаний в практической деятельности людей.

9. Развитие современных технологий в биологии.

10. Естественные и антропогенные изменения в экосистемах.

11.Анализ живых объектов.

12. Выдающиеся достижения биологии, вошедших в общечеловеческую культуру.

13. Сложные и противоречивые пути развития современных научных взглядов естественных и антропогенных изменений идей ,теорий, концепций, различных гипотез о сущности и происхождении жизни.

14. Сложные и противоречивые пути развития современных научных взглядов естественных и антропогенных изменений идей ,теорий, концепций, различных гипотез о сущности и происхождении человека.

15.Бережного отношения к природной среде

16.Забота о здоровье

17. Соблюдения мер профилактики заболеваний.

18. Правил поведения в природе.

19. Основные положения клеточной теории

20.Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

21. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

22. Сущность законов Г.Менделя.

23.Закономерности изменчивости.

24.Строение клетки

25.Строение генов и хромосом.

26.Строение вида и структура экосистем .

27.Сущность размножения.

28.Сущность оплодотворения.

29. Сущность действия искусственного и естественного отбора

30.Сущность формирование приспособленности и образование видов.

31. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере.

32. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

33. Биологическая терминология и символика.

34. Единство живой и неживой природы.

35. Родство живых организмов.

36. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

37. Влияние мутагенов на организм человека.

38. Влияние экологических факторов на организмы.

39. Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

40. Причины эволюции.

41. Причины изменяемости видов.

42. Причины нарушений развития организмов.

43.Причины наследственных заболеваний.

44.Причины мутаций.

45. Причины устойчивости и смены экосистем.

46. Необходимость сохранения многообразия видов.

47.Решение биологических задач.

48.Составление пищевых цепей.

49.Составление схем скрещивания.

50.Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах.

51. Приспособления организмов к среде обитания.

52. Источники мутагенов в окружающей среде.

53. Антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

54. Гипотезы сущности жизни.

55. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

56. Последствия собственной деятельности в окружающей среде.

























Литература

Основные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2010

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2010.

Дополнительная:

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

http://lib.rus.ec –электронный учебник

http://www.biology.ru –электронный учебник

http://ru.wikipedia.org- энциклопедия