Логопедическое занятие на тему «Азбука безопасности» (Правила дорожного движения)
Задайте ребенку загадки:
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Дом чудесный- бегунок
На своей восьмерке ног.
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит …
(Автомобиль)
Выполните с ребенком зарядку для язычка(Артикуляционная гимнастика):
Взрослый: Гараж двери открывает и машинка выезжает
(спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот)
Взрослый: Улыбается машинка - У нее помыта спинка!
(растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти сомкнуты).
Взрослый: Это сытая машина. Баки полные бензина.
(Надуть щеки, удерживать внутри полости рта воздух в течение 3-5 минут).
Взрослый: Каменистый путь не прост, не жалей-ка ты колес!
(Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами).
Взрослый: Дорога оказалась не простой, и у нас лопнуло колесо. Что будем делать?
(Ответы детей: заменить, накачать)
Выполнитет вместе дыхательную гимнастику:
Взрослый: давай попробуем накачать колесо ( «Насос»). Руки соединены в локтях, пальцы сжаты в кулачки, наклоны туловища вперед и при этом произносится долгий звук: «ССССССС».
Артикуляционное упражнение:
Взрослый: Вот колеса закрутились, по дорожке покатились.
(Рот открыть, улыбнуться, касаясь губ, провести по кругу кончиком языка в одну, потом в другую сторону. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался).
(звучит музыка песни «Песенка друзей», муз. Старокодимского)
Также можно провести музыкально-ритмическую разминку «Мы едем-едем в далекие края»
Взрослый: Дети, нам предстоит проехать сейчас по этим волшебным дорогам , если пропоем песенки гласных звуков.
Выкладывается лист бумаги, на котором нарисованы дорожки: прямая, волнистая и в виде восьмерки.
Голосовые упражнения:
Маленькой машинкой, автобусом, троллейбусом проводят по нарисованной дорожке, произнося при этом: ААА, ООО, УУУ, ИИИ.
Взрослый : А по волнистой «дороге» мы сможем проехать, сливая гласные АО, АУ, УИ , а по «Восьмерке»-произнося по три гласных и по четыре: АОУ, АОУИ.
Отгадайте загадку:
Он бывает желтый, красный-
Осторожно - цвет опасный-
А зеленый свет зажжет-
Смело двигайся вперед. (О.Хоцяковская)
Если он горит зеленым,
Значит можно нам идти
Если желтым – подожди,
Ну, а красным - стой и жди!
(Светофор)
Взрослый: Почему у светофора не горят сразу три света?
Ребята, а вы знаете, в каком порядке располагаются цвета светофора? (Ответы детей)
Давайте поиграем в игру, кто правильно разместит «глазки» у светофора.
(можно пособие сделать из цветного картона.Светофор заработал.
Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Светофор»
(Взрослый демонстрирует цвета светофора, ребенок, в зависимости от цвета, выполняет движения (красный - стоят, на зеленый - маршируют, на желтый приседают)
Взрослый: а для чего нужен светофор? (Ответы ребенка)
-Для чего нужен пешеходный переход? (чтобы безопасно перейти проезжую часть).
-Что нужно делать на красный сигнал светофора? (стоять)
-Что нужно делать на желтый сигнал светофора? (Пешеходам стоять)
-Где нужно ждать автобус, троллейбус, трамвай? (на остановках)
-Почему нельзя играть на проезжей части? (можно пострадать от проходящего транспорта, создать аварийную обстановку).
-Как называется дорога для пешеходов? (тротуар)
-Как называется дорога для автомобилей? (проезжая часть)
-Что нужно делать на зеленый сигнал светофора? (переходить дорогу).
-Как нужно переходить дорогу? (перед началом движения убедиться, что все машины стоят и пропускают пешеходов, затем пойти, посмотрев налево, затем , дойдя до середины, посмотреть направо).
В конце подведите итоги:
Чтоб сохранить свое здоровье и жизнь, не попасть в аварию и не получить травму, мы должны четко соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним. Пока мы едем, мы — пассажиры, а когда мы идем – мы кто?
( пешеходы)
В садике – мы дети, а в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке — все мы посетители.
Но коль на улицу ты вышел.
Ты запомни наперед:
Всех названий стал ты выше –
Стал ты сразу ПЕШЕХОД!
Взрослый:
Давайте вспомним и повторим эти правила все вместе:
Правила движения:
— где должны идти пешеходы? (по тротуару)
— с какой стороны тротуара надо идти? (с правой, чтобы не мешать людям, идущим навстречу)
И проспекты, и бульвары
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
— где едут машины и автобусы? (по проезжей части)
— можно играть на проезжей части? Почему?
— где нужно переходить дорогу? (по пешеходному переходу)
— с каким животным сравнивают пешеходный переход и почему?
Пешеход, пешеход, помни ты про переход,
Только «зебра» пешеход от машин тебя спасет.
— на какой сигнал светофора разрешается переходить улицу?
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся – СТОЙ!
Желтый скажет: СТОЙ и ЖДИ!
А зеленый впереди-
Говорит он всем – ИДИ!
Для детей боле младшего возраста моно провести занятие следующим образом Тема: «Азбука безопасности»
1. Выразительно прочитайте ребенку стихотворение
В. Лебедева-Кумача:
Правил движения звери не знали.
Мышки-глупышки хвосты потеряли,
Хрюшка — без шляпы, зайка — без лапы.
Плачут звериные мамы и папы.
Правила знаешь — ходи себе смело;
Будут и лапки, и хвостики целы.
Побеседуйте с малышом о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Помогите ребенку запомнить некоторые правила:
— Проезжую часть можно переходить только по переходу и на зеленый свет светофора.
— Сойдя с тротуара, посмотри налево. Дойдя до середины дороги, посмотри направо.
— Не играй вблизи дороги и на проезжей части.
2. Предложите ребёнку отгадать загадку:
Красный глаз глядит на нас:
— Стоп! — гласит его приказ.
Жёлтый глаз глядит на нас:
— Осторожно! Стой сейчас!
А зелёный: что ж, вперёд,
Пешеход, на переход!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый…
(Светофор)
3. Помогите ребенку нарисовать и раскрасить большой светофор; Побеседуйте о том, что обозначает каждый сигнал светофора.
; Побеседуйте о том, что обозначает каждый сигнал светофора.